Найти тему

Запоздалое признание. А.Ф.Софронова (1892 — 1966)

На протяжении многих лет Российский фонд культуры не только возвращает на Родину предметы искусства, но и заново открывает забытые имена. Мы уже рассказывали вам о художниках большого таланта, таких как Борис Такке, Николай Осенев, Валентина Космина, Николай Шишловский, Сергей Петров. К этому списку относится и наша сегодняшняя героиня – художница Антонина Фёдоровна Софронова.

Софронова в полной мере разделила трагическую судьбу художников своего поколения. На её долю выпали и многолетнее забвение, и бытовые трудности, и ранняя потеря мужа, но неизменным всегда оставалось одно – талант.

Антонина Фёдоровна Софронова
Антонина Фёдоровна Софронова

28 июля 1988 года дочь Антонины Софроновой, Ирина Евстафьева, передала в дар Советскому фонду культуры 34 работы художницы. В этом же году усилиями сотрудников Фонда организована выставка, на которой были представлены не только работы самой Софроновой, но и 4 полотна её супруга – художника Генриха (Гарри) Матвеевича Блюменфельда.

С дочерью
С дочерью

Через год после выставки выпущена почтовая марка с изображением актрисы Баженовой, чей портрет Антонина Софронова написала в 1940 году.

Марка, выпущенная в 1989 году
Марка, выпущенная в 1989 году

Дочь Антонины Фёдоровны, сама ставшая художницей, вместе с мужем считали делом своей жизни – сохранение памяти об Антонине Софроновой. Так, их усилиями на доме в Орле, где жила художница, появилась мемориальная доска, а в селе Дросково, на родине Софроновой, её имя присвоено библиотеке.

Антонина Фёдоровна Софронова родилась в 1892 году в семье земского врача. С детства любила рисовать и петь. Окончив женское училище, Антонина переехала в Орёл, где ещё два года не могла определиться с выбором будущей профессии – её одинаково манила как музыка, так и живопись. Но в 1910 году Софронова уехала в Москву, где поступила в Художественное училище Ф.И. Рерберга. Это была одна из лучших школ того время, где учились Валентина Ходасевич, Казимир Малевич и другие известные живописцы.

А.Ф. Софронова. Середина 30-х годов
А.Ф. Софронова. Середина 30-х годов

В начале 1913 года вместе со своей лучшей подругой Верой Шлезингер, как молодые и подающие надежды художники, они вполне закономерно перешли в популярную тогда студию 32-летнего мэтра, одного из «столпов» художественного общества «Бубновый валет» Ильи Ивановича Машкова. Забегая вперёд скажем, что в дальнейшем судьбы двух художниц разойдутся, они вместе влюбятся в педагога Генриха (Гарри) Матвеевича Блюменфельда, который предпочтёт Антонину Вере.

Генрих (Гарри) Матвеевич Блюменфельд
Генрих (Гарри) Матвеевич Блюменфельд

Генрих Блюменфельд был живописцем и человеком, склонным к теоретической деятельности. Его называли «русским американцем», потому что он родился в Нью-Йорке, куда его большая семья выезжала на заработки. Он совсем не зазнавался от того, что успел побывать не только в Америке, но и Франции, и Германии, тесно пообщаться с Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Петром Кончаловским. В 1914 году Блюменфельды вернулась на Родину.

К моменту прихода Софроновой в студию он уже занимал там определённое положение. Генрих был прирождённым лидером. Вот как о нём отзывалась «муза русского авангарда» Лиля Брик, с которой у Гарри был непродолжительный роман:

(Лиля Брик о Гарри Блюменфельде) «Всё, начиная с внешности, в нём было необычайно. Очень смуглый, волосы чёрные-лакированные; брови – крылья; глаза светло-серые, мягкие и умные. Выдающаяся нижняя челюсть и как будто не свой – огромный, развратный, опущенный по углам – рот. Беспокойное лицо. Мне он не нравился. Где бы он ни оказался, он немедленно влюблял в себя окружающих. Разговаривал он так, что его, мальчишку, слушали бородатые люди…»

После двухлетнего романа в письмах художники Софронова и Блюменфельд поженились. Но этому предшествовало принятие Генрихом православия, так как родители невесты не давали согласия на брак. При крещении Генрих получил второе имя – Андрей.

Г. Блюменфельд. Натюрморт с белым соусником. 1918 г.
Г. Блюменфельд. Натюрморт с белым соусником. 1918 г.
Г. Блюменфельд. Красные гортензии. 1911 г.
Г. Блюменфельд. Красные гортензии. 1911 г.

Сохранилась переписка художников. Трогательные письма опубликовала дочь уже после смерти родителей в книге «Антонина Софронова. Записки независимой». Вот одно из них:

(Письмо Гарри к Антонине. Из Москвы в Орёл. 17 апреля 1914 года) «Милый мой Трифон! Меня очень обрадовало известие о том, что со здоровьем твоим всё обстоит благополучно…Самое важное – это дарование и желание работать. Если таковые в наличности, то дело в шляпе. Остальное всё чепуха, ерунда и безобразие. Единственно, что неприятно, это то, что нет отдельной комнаты, но и это не суть важно, так как работаешь ты дома временно и скоро опять начнёшь работать в Студии Ильи Ивановича Машкова. Работай, Трифон! Nature- morte, которую или который ты поставила, мне нравится. Рекомендую следующий писать по свету. Эффект постановок против света разителен, но дешёв. Не спорь, а вни­май нижеследующему. Постановка против света силуэтирует (если можно так выразить­ся) вещи, а это обстоятельство не даёт нам возможность созерцать непосредственно под­линную их форму, а также контрасты тёмных и светлых пятен вне зависимости от све­тового эффекта. То и другое идёт в ущерб естественной красоте вещей. Проверь на опы­те и напиши, что ты по поводу этой неприятности думаешь. Пиши, как работаешь. Мне это очень интересно и дорого. Изображение гнусной моей физиономии вышлю, коли она тебе понадобилась. «Пирожные» (Прим. Натюрморт А.Ф. Софроновой) твои покрыл лаком. Зайца (Прим. Открытка с изображением зайца) получил. Спасибо. Целую руки. Твой Гарри. P.S. Я не работаю…»

В 1918 году Блюменфельд был приглашён в Пензу в качестве преподавателя. Через два года он тяжело заболел и умер от туберкулёза лёгких в последних числах апреля 1920 года в возрасте 27 лет. Похоронили художника на несохранившемся ныне кладбище Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Софронова осталась одна, с маленькой дочкой на руках. Больше замуж она так и не вышла.

(Ирина Евстафьева, дочь А.Ф. Софроновой) «История любви и недолгой семейной жизни моих родителей достойна большого романа».

Натюрморт с палитрой. 1910-е годы.
Натюрморт с палитрой. 1910-е годы.

Через год после печальных событий, летом 1921 года, Антонина Софронова, или Нина, как её называли близкие, вместе с дочерью перебралась в Москву в надежде на лучшую жизнь. Но это не спасло ситуацию – денег в семье по-прежнему катастрофически не хватало.

(Ирина Евстафьева, дочь А.Ф. Софроновой) «Стучим в дверь – мама открывает. Шумных объятий нет – один ласковый поцелуй. Солнечный коридорчик, шумит примус с красным кофейником. Шаг, два, и мы в низенькой комнате, которую мама зовёт «верхушкой», где солнца нет и не бывает. В единственное окно видна близко стоящая стена соседнего дома. В комнате тесно – этажерка, столик, кровать, пара стульев, комодик – всё близко друг к другу. Мольберта нет. Эта обстановка сохранилась все 45 лет жизни художника в этой комнате, только со временем прибавился мольберт, и стало теснее от написанных холстов».

Чтобы прокормить себя и дочь, приходилось браться за поденщину – оформлять в Госиздате «Кошки-мышки» за небольшой гонорар в 112 рублей 10 копеек. К примеру, фунт масла стоил тогда на рынке от 12 до 14 рублей, кило шпика – 20 рублей. Антонина Софронова подрабатывала в известном тогда журнале «Клуб».

Обложка журнала «Клуб»
Обложка журнала «Клуб»

В последние два десятилетия жизни основным заработком до выхода на пенсию была работа простым ретушёром.

(Ирина Евстафьева, дочь А.Ф. Софроновой) «По много часов изо дня в день мама просиживала над фотографиями. Тут и кадры из новых фильмов для Совкино. И передовые доярки, и трактористы для издательства «Молодой колхозник», и групповые портреты врачей, и цветные изображения очагов инфекции для Медгиза. Это был скорбный труд, но это был порой единственный стабильный заработок».

Несмотря на это Софронова продолжала писать. Свои работы она складывала тут же, в единственной комнате, которая служила и гостиной, и мастерской одновременно. Темой работ художницы почти всегда были пустынные городские пейзажи.

В годы НЭПа. Толкучка. 1925 г.
В годы НЭПа. Толкучка. 1925 г.

(Ирина Евстафьева, дочь А.Ф. Софроновой) «В выборе мотивов городских видов её больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней…».

Дым МОГЭСа. 1931 г. (Собрание семьи художницы)
Дым МОГЭСа. 1931 г. (Собрание семьи художницы)

А с 1930-х годов излюбленной темой стала портретная живопись.

Женский портрет. 1957 г.
Женский портрет. 1957 г.
Портрет Инессы в шапочке. 1939 г.
Портрет Инессы в шапочке. 1939 г.

(Художник Владимир Милашевский об Антонине Софроновой) «Как очарователен бархат чёрных красок Софроновой и лёгкая «горчинка» всей её гаммы. Так вкусно горчат некоторые сорта осенних яблок».

До сегодняшних дней помимо рисунков Софроновой сохранились и её стихи, которые при жизни художницы никто не видел. Их нашла дочь, перебирая архив матери уже после её смерти. Мы публикуем одно из них, посвящённое мужу.

А.Ф. Софронова. 60-е годы. Москва
А.Ф. Софронова. 60-е годы. Москва

Твои глаза не светят в этом мире,

Восторг весны – тобой не разделён…

В каком незнаемом эфире

К тебе дойдёт мой тихий плач и стон?

Пускай вся сила смертных упований

Найдёт стезю в нездешние поля,

Твой взгляд – огнём тоски и ожиданья, –

Пусть хоть на миг вернёт себе земля.

(Стихотворение написано 29 июня, о. 1920 года)

О том, как Софронова любила французских импрессионистов и постимпрессионистов, рассказывает цикл её стихотворений, посвящённый Ван Гогу, Матису, Сезанну, Ренуару, Моне, Писсарро.

Серия «Московский зоопарк». 1937 г.
Серия «Московский зоопарк». 1937 г.
Натюрморт с дыней. 1964 г.
Натюрморт с дыней. 1964 г.
Белые птицы. 1936 г.
Белые птицы. 1936 г.
Букеты в бокалах. 1950 г.
Букеты в бокалах. 1950 г.

Софронова, прошедшая путь от «Бубнового валета» через конструктивизм к собственному стилю лирической живописи и графики, в октябре 1919 года в своём дневнике оставила такую надпись:

(Художник Владимир Милашевский об Антонине Софроновой) «Прекрасный цветок на тонком стебле. Задумчивая, слегка печальная голова на теле высокой, стройной женщины. Такова Софронова».
(Художник Владимир Милашевский об Антонине Софроновой) «Прекрасный цветок на тонком стебле. Задумчивая, слегка печальная голова на теле высокой, стройной женщины. Такова Софронова».

«Господи, помоги мне быть только художником!» И её молитвы были услышаны. Сегодня картины Антонины Фёдоровны Софроновой украшают лучшие музеи страны. Более 500 живописных работ, графических полотен и рисунков находятся в экспозиции Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Андрея Белого, Тверской картинной галереи, Ярославского художественного музея, Пензенской картинной галереи, Орловского музея изобразительных искусств, Дома-музея поэта Марины Цветаевой.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, архив Российского фонда культуры