Найти тему
Территория Детства

Почему ребенок меня не слышит? Основа КОНТАКТА между Мамой и малышом

Приветствуем Вас на нашей страничке, повествующей о принципах устройства и развития психики ребенка и человека. Тут мы пытаемся доступным и понятным языком изложить основные вехи на пути развития ребенка и дать понимание тех процессов, которые их сопровождают. Мы искренне верим, что понимание этих процессов позволит Вам (родителям) смотреть на проявления детей «другими глазами», а значит поможет сохранить Ваше внутреннее спокойствие и дать ребенку всю тут поддержку, которая ему необходима, на каждом этапе его развития.

В предыдущих статьях мы уже разобрали период от 0 до 3х месяцев и все те важные моменты и понятия, которые ему характерны! Из них важно выделить два самых основных – понятие Генерализации психики и понятие Аффективного блока. Дабы дальнейшее повествование было для Вас понятным рекомендуем ознакомиться с ними в наших статьях.

Там, где живет Детство
Территория Детства23 мая 2023

Ну а сейчас мы переходим к следующему очень важному и интересному периоду развития ребенка 3-6 месяцев и фазе КОНТАКТА!

Каждый родитель конечно же хочет, чтобы между ним и его кровинушкой всегда были доверительные отношения, чтобы его мудрые, наполненные жизненным опытом и заботой, слова откладывались в голове и сердце его ребенка и помогли ему обойти или преодолеть все сложности и опасности на его пути. Но часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок нас как будто не слышит - все летит «мимо ушей». Особенно это ярко проявляется в школьные годы. Почему так происходит и как-то можно исправить мы и попытаемся сегодня разобраться!

Конечно же всё из детства! И такая способность как слышать (Маму, учителя, Мир) и брать свое (знания, ресурсы, поддержку, энергию) начинает формироваться в совсем раннем возрасте – с 3х месяцев.

А чтобы нам разобраться с механизмом этого процесса мы вернемся к понятию аффективного блока!

-2

Как мы знаем в первые 3 месяца аффективный блок работает достаточно динамично и амплитудно. То есть дискомфорт нарастает резко и после получения также резко переходит в комфорт. Время между этими двумя состояниями в первые дни жизни минимально и постепенно с увеличивается за счет многократного убеждения в том, что любой дискомфорт у нас безусловно заканчивается комфортом.

И вот к концу 3го месяца (у кого раньше, а у кого позже) у малыша постепенно начинает появляться пауза между этими двумя состояниями… некоторая инерция комфорта, которая позволяет ему «открыть глаза» на окружающий его мир! Вот она! Та самая фаза КОНТАКТА! Именно в этом состоянии малыши самые милые и прекрасные – лежат себе и довольные пускают слюни, улыбаются и гулят.

-3

Ну а что же нужно тут от нас, как взрослых заботливых родителей? Конечно же общение! Именно с этого периода начинается знакомство с миром нашего малыша. Ну а как оно познает мир? – Конечно же через маму!

Вот тут мама обретает еще одну очень важную роль для ребенка – Зеркало Мира! Именно она «отражает», т.е. транслирует через себя все что его окружает, все, что с ним происходит!

Очень важно на этом, да и вообще всех этапах развития осознавать, что у нашего малыша нет никакого представления о нашем мире и ту картину мира, которую вложим ему мы, как родители, и будет для него нормой жизни – будет его МИРОМ!

Именно так для кого-то маты, алкоголь, наркотики и воровство становятся нормой, а для кого-то высокое искусство, любовь и забота. И когда мы сталкиваемся с людьми, чье поведение или мировоззрение для нас неприемлемо, очень важно помнить, что скорее всего именно в детстве такая модель поведения была для него нормой и сейчас мы видим лишь ее отражение.

И так, Мама – зеркало Мира! Но не забываем, что на этом этапе Мир и наш малыш нераздельны, а значит Мама – это и его зеркало. У каждого человека есть базовая потребность быть понятным. Достаточно вспомнить классические разговоры выпивших формата – «…ты меня понимаешь..?». Представить невозможно на сколько высока эта потребность у человечка, который попал в совершено не знакомый ему мир, где каждый опыт у него ВПЕРВЫЕ. И тут Мама как проводник, как зеркало пытается понять его и рассказать ему о всем что с ним происходит, о всех событиях, предметах, эмоциях и переживаниях – «это ты мокрый, а это ты голодный, а это тебе одиноко, а это радуга, а это горячее…»

Но не все так просто! Очень важно нам понимать один нюанс мировосприятия ребенка, а именно то, что он пока не понимает нашу речь! Но зато очень точно понимает наши эмоции! Все, наверное, слышали такое понятие как эмоциональный интеллект. Он есть у всех людей без исключения, но у ребенка в отличие от нас нет больше никакого другого. Его мозг еще просто не успел сформировать нужные зоны и связи для развития логического интеллекта. А это значит, что единственным инструментом диалога с нашим малышом у нас становится эмоциональное взаимодействие!

Вспоминаем, что психика нашего малыша все еще сильно генерализована и мама по сути это его часть, его лучшая и кормящая часть! А соответственно эмоции мамы – это его эмоции, а значит, когда мама радуется – малыш радуется, мама грустит – малыш грустит и т.д.! И это главный инструмент взаимодействия с ребенком в этот период его развития.

Именно так мы его постепенно знакомим с ароматом цветка, переливами птиц за окном, звуками проезжающих машин, гулом самолетов, мягкостью шерсти любимого кота и вообще всем всем всем… Именно наполненность той или иной эмоцией каждого опыта ребенка по итогу заложит в его бессознательную, а потом и сознательную часть психики эмоциональное восприятие каждой частички нашего прекрасного мира. И тут очень важно быть честными. Ведь мир состоит не только их плюшевых мишек и закатов у моря. Есть опыт, который может нести угрозу как нашему физическому телу, так и пространству, в котором мы находимся. И он тоже часть нашей жизни! И очень важно также знакомить ребенка и этой частью мира! Никто лучше и безопасней чем мама этого не сделает! Все тот же эмоциональный опыт имитации мамы касания горячего чайника и трансляция образа боли на руке очень четко и быстро дадут малышу понимание опасности этого действия. Честная реакция мамы на испорченные дизайнерские обои и брендовую помаду в виде расстройства (!обращенного не к ребенку, а к самому факту случившегося!) позволят ребенку со временем научиться замечать мир и эмоции других людей, что в текущих наших реалиях настоящая проблема. Но это мы увлекались и немого забежали вперед…

Подытожим! Период от трёх до шести месяцев – фаза КОНТАКТА. В его основе лежит все тот же аффективный блок, который растянулся во времени между дискомфортом и получением и позволил малышу открыть глаза на окружающий его Мир! Мама в этот период становится Зеркалом Мира для малыша и через взаимодействие их эмоциональных интеллектов постепенно транслирует картину светлого и прекрасного настоящего и будущего! Именно в тут закладывается... или не закладывается... способность ребенка видеть и слышать других и конечно же в первую очередь свое зеркало через которое он познавал Мир!

Ну а дальше все еще интересней… наш малыш, благодаря нашему ЧЕСТНОМУ взаимодействию с ним окружающего Мира через маму-зеркало в какой-то момент догадывается, что мама совсем и не ОН! и что не всё вокруг теперь происходит по его воле и желанию… И это первый травматический, но очень важный опыт для психики ребенка с которого начинается формирование его индивидуальности и переход в стадию «сепарации и индивидуации» (разделения с мамой и Миром)! Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.

Благодарим за внимание!