Найти в Дзене
Народ Востока

«Жил да был черный кот за углом»: история песни

Жил да был чёрный кот за углом,
И кота ненавидел весь дом.
Только песня совсем не о том,
Как не ладили люди с котом.
Говорят, не повезёт
Если чёрный кот дорогу перейдёт.
А пока наоборот
Только чёрному коту и не везёт.

Как обладатель нескольких черных кошек (одна в детстве, другая сейчас), я с большим пиететом отношусь к этим животным и ценю все, что с ними связано. А потому считаю это неплохим поводом, чтобы написать об одном из старых советских шлягеров.

В 1956-м году Хрущев окончательно одолел сталинистов и прочитал свою знаменитую речь о культе личности и его последствиях на очередном съезде коммунистической партии. С того времени официально отсчитывают начало периода оттепели. В то время многие думали, что счастье не за горами, а там, глядишь, и коммунизм наступит.

Неудивительно, что тогда стали снимать больше добрых и веселых фильмов. А на исполнение военных песен был наложен негласный запрет – точнее, их стали петь только на 23-е февраля и 9-е мая. Многие люди искусства быстро уловили социальный заказ, после чего стали создавать позитивные и жизнеутверждающие нетленки.

В 1960-м году американский рокер Чабби Чекер придумал твист. И в течение нескольких следующих лет он захватил все европейские танцевальные площадки, не исключая и СССР. По всей видимости, первым советским хитом, который был создан в этой манере, стала песня «Я иду и пою» Эдиты Пьехи. Но буквально через несколько месяцев появился куда более знаменитый «Черный кот».

Бывший фронтовик, бывший зэк, бывший политический ссыльный Михаил Танич к тому времени приехал в Москву. Очень скоро он стал известен, как автор песен в нехарактерной для своей эпохи манере, когда с экранов звучал почти один официоз. В сентябре 1964-го года он пришел к своему знакомому композитору Юрию Саульскому, с которым уже сотрудничал несколько раз.

Танич принес товарищу черновик с текстом песни, и тот придумал к нему музыку буквально в течение следующих десяти минут. Потенциальный шлягер предложили Тамаре Миансаровой – одной из наиболее востребованных молодых певиц на тот момент. Так началось триумфальное шествие «Черного кота», который быстро приобрел популярность как в СССР, так и во многих странах социалистического лагеря, будучи переведен на польский и чешский языки.

Честно говоря, на тот момент Танич был буквально никто – так, начинающий поэт-песенник без имени и особых достижений. А вот Саульский являлся одним из самых известных советских композиторов, написавшим музыку к куче серьезных фильмов и песен. Поэтому ему долго припоминали «легкомысленного» кота. Есть мнение, что он использовал популярную джазовую мелодию «Are you real» Арта Блэйки, которую несколько упростил и переделал под твист.

Популярность «Кота» связана с его исполнением Тамарой Миансаровой. Однако, в 1970-е руководителем Гостелерадио стал консервативный партиец Сергей Лапин, который начал серьезно «закручивать гайки». В то время певица была вынуждена покинуть Москву, и более десяти лет работала на Украине. Поэтому и ее песни оказались в опале.

Но в перестроечные времена «Черного кота» снова стали петь. Одной из первых его исполнила Диана Шагаева, в дальнейшем подтянулись ребята из группы «Браво». По этой причине шестидесятникам обычно больше нравится версия в исполнении Миансаровой, тогда как тем, чья молодость пришлась на 1980-е годы – вариант Агузаровой или Сюткина. Впрочем, некоторые песни так хороши, что их практически невозможно испортить.