Найти тему
Авиационное обозрение

Основные тенденции развития советской истребительной авиации в первой половине тридцатых годов. Часть третья.

Приветствую. Вернемся к обзору по теме советских фронтовых истребителей начала тридцатых годов. Как уже неоднократно отмечалось ранее, это было время проб и ошибок. Конструкторы и ученые искали пути реализаций своих самых смелых и новаторский идей. Часть из них, оказывались весьма удачными и впоследствии находили самое широкое применение. Практическая реализация некоторых направлений была пока невозможной, ввиду слабой материально-технической базы и недостаточного комплексного изучения всех сопутствующих факторов. А некоторые изделия, оказались вовсе неудачными и не имели дальнейших перспектив к развитию. Помимо непосредственного создания боевых самолетов, важно было подготовить и новые образцы вооружения, специального оборудования и элементов сопутствующих систем. За разработку этих изделий отвечали смежные предприятия и отрасли. Существующие в них проблемы напрямую сказывались на всем советском самолетостроении. Именно появление авиационных динамо-реактивных пушек Л. В. Курчевского и стало основным тупиковым направлением развития истребительной авиации тех лет.

Рисунок истребителя ИП-1. Источник: https://war-book.ru
Рисунок истребителя ИП-1. Источник: https://war-book.ru

На реализацию таких безоткатных орудий были потрачены существенные материально-технические ресурсы и усилия нескольких конструкторских коллективов. Работы по ним велись в период с конца двадцатых и до середины тридцатых годов. Предполагалось, что они существенно усилят огневой потенциал истребителей и это положительным образом скажется на возможностях уничтожения тяжелых бомбардировщиков противника, а также нанесения ударов по наземным целям. Несмотря на казавшиеся преимущества, практическая реализация подобных систем оказалась пока невозможной. Полученные образцы являлись не более чем демонстраторами технологий и к реальной боевой работе не были готовы. Но при этом их запускали в серийное производство и принимали на вооружение. Впоследствии, многие официальные лица, которые способствовали продвижению интересов Л. В. Курчевского, были репрессированы (собственно как и сам главный инициатор этой идеи). Если вспомнить построенные авиационные ДРП (динамо-реактивные пушки), то можно отметить такие изделия как АПК-1, АПК-4, АПК-4бис, АПК-4М, АПК-8, АПК-10, АПК-11 и другие. То есть целый ряд орудий, отличающихся в основном калибром и схемой заряжания. К примеру, орудие АПК-4 представляло собой 76,2-мм автоматическую пушку весом 75 кг с расчетным темпом стрельбы в 30-40 выстр./мин. Емкость надствольного магазина составляла 6 снарядов.

Авиационная пушка АПК-4. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Авиационная пушка АПК-4. Источник фото: http://www.airwar.ru/

Специально под использование ДРП (нескольких типов) разработали не менее десяти проектов различных истребителей. В работе над ними были задействованы многие авиационные конструкторы тех лет (в том числе и ведущие). К примеру, Д. П. Григорович, П. О. Сухой, В. Н. Чернышев, Б. И. Черановский, С. А. Лавочкин, П. Д. Грушин. При этом, пушечные истребители создавались сразу в нескольких классах (как тяжелые двухмоторные машины, так и легкие одномоторные). Среди наиболее известных изделий такого типа, доведенных до практической реализации, можно было выделить целую линейку пушечных истребителей Д. П. Григоровича. Проектировались они с применением перспективной схемы одномоторного скоростного моноплана. Первым таким проектом был истребитель И-Z, представленный еще в 1931 году. Его дальнейшим развитием стал ИП-1, спроектированный под новую силовую установку (на серийных экземплярах устанавливался поршневой двигатель воздушного охлаждения М-25). Конструктивно он представлял собой одномоторный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с классическим типом однокилевого оперения. Фюзеляж самолета имел вытянутую конусообразную форму. Машина отличалась узкоколейным убирающимся шасси. Его основные стойки складывались в специальные ниши, расположенные под центропланом крыла. В зимнее время года осуществлялась замена стандартного колесного шасси на лыжное. Эти истребители (И-Z и ИП-1) запустили в ограниченное серийное производство, но масштабного распространения в боевых частях они фактически не получили. После закрытия темы ДРП, рассматривался вопрос о возможной модернизации построенных машин в качестве ударных самолетов (штурмовик ИП-1Ш), но должного развития эта идея также не получила. В середине тридцатых годов Д. П. Григорович подготовил еще несколько проектов подобных истребителей (к примеру ИП-3), но они остались либо в разряде экспериментальных, либо не были реализованы вовсе. Схожую с ИП-1 конструкцию имел проект истребителя И-14, разработанного под руководством П. О. Сухого. Эта довольно новаторская машина также была запущена в ограниченное серийное производство и после отказа от установки ДРП, имела неплохие шансы на дальнейшее развитие. Но ряд существенных недостатков, требующих дополнительную доработку (проблема со штопором) и общее затягивание разработки, привели лишь к закрытию проекта. В разряде экспериментальных остался и тяжелый двухмоторный истребитель АНТ-29, создание которого также осуществлялось силами конструкторской бригады П. О. Сухого. О нем более подробно речь шла в предыдущей публикации.

Экспериментальный истребитель ИП-3. Источник фото: http://www.airwar.ru/
Экспериментальный истребитель ИП-3. Источник фото: http://www.airwar.ru/

Весьма необычные самолеты предлагал конструктор Б. И. Черановский. Проект его пушечного истребителя БИЧ-17 представлял собой цельнодеревянный одномоторный низкоплан с изогнутым крылом параболического типа, выполненный по схеме бесхвостка. В качестве силовой установки, на эту опытную машину предполагалось установить девятицилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения М-22. Вооружение истребителя должно было состоять из двух пушек типа АПК-4. Работы над этой программой свернули в середине тридцатых, на этапе строительства опытного прототипа. Также довольно уникальным изделием был и истребитель И-12 (АНТ-23). Работа по нему велась в АГОС ЦАГИ под руководством инженера В. Н. Чернышева. Конструктивно эта машина представляла собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан, выполненный по двухбалочный схеме с двумя поршневыми двигателями типа Gnome-Rhone 9Aq или Bristol "Jupiter" VI. Первым мотор (с тянущим винтом) размещался стандартным образом в носовой части фюзеляжа, а второй двигатель (с толкающим винтом) установили в задней части фюзеляжа. Двухлонжеронное крыло самолета состояло из центроплана прямоугольного типа и трапециевидных консолей. Балки с установленным на них оперением крепились к центроплану крыла. На первом прототипе использовалось оперение разнесенного двухкилевого типа. На втором предполагалось установить классическое однокилевое оперение. В состав вооружения машины вошли две пушки типа АПК-4. Однако, летные испытания самолета в полной мере завершить не удалось. Всего выполнили только 21 полет. Истребитель показал неудовлетворительные летные характеристики, а также получил повреждения из-за разрыва одного из орудий (во время стрельбы). По итогу этот проект также был закрыт. Собственно как и все те программы, которые были связаны с тематикой ДРП. Все попытки перевооружить оставшиеся без пушек самолеты, на появившиеся к тому времени классические типы орудий, также закончились безрезультатно. Построенные самолеты сняли с вооружения и перевели в разряд учебных. А орудия Л. В. Курчевского даже не передавали на склады хранения, а сразу отправляли на утилизацию.

Схема истребителя И-12 (АНТ-23). Источник: http://www.airwar.ru/
Схема истребителя И-12 (АНТ-23). Источник: http://www.airwar.ru/

В следующей публикации по данной теме, мы перейдем непосредственно к технической части, где на конкретных примерах рассмотрим то, какие конструктивные и технологические новшества внедрялись на истребителях тех лет и как они влияли на их конечные характеристики. Также коротко рассмотрим одно из оставшихся направлений, связанных с разработкой одномоторных скоростных монопланов с моторами жидкостного охлаждения.

Продолжение следует...