Найти тему

«ЧЕРНОЕ ЗЕРКАЛО». ЧТО-ТО НОВЕНЬКОЕ

15 июня вышел шестой сезон антологии «Черное зеркало» от Чарльза Брукера. Запущенный в феврале 2011 года на телевиденье проект давно эволюционировал от научно-фантастической техноутопии до проекта, исследующего (и парадирующего) различные аспекты человеческой жизни.

Шестой сезон включает пять эпизодов. Каждый эпизод – мини-фильм со своей темой, конфликтом и персонажами. Спектр поднимаемых в шестом сезоне тем – самый широкий во всей антологии. Здесь есть все: от самопародии «Нетфликса» до классического хоррора с оборотнем и демоном смерти. Чтобы было на что опереться, кратко опишу содержание и свои мысли по каждому эпизоду.

«Джоан ужасна»

-2

Карьеристка Джоан обнаруживает себя героиней сериала на сервисе «Streamberry», который демонстрирует самые неприглядные стороны её реальной жизни – в исполнении Сальмой Хайек. Результатом становится разрушение её личной жизни. Чтобы справиться с этим, Джоан решается на самые безумные вещи.

В этой серии Чарли Брукер не только высмеивает нелюбовь пользователей читать договоры, которые подсовывают им потребительские сервисы, но и пародирует «Рика и Морти». На мой взгляд, в этой серии много самопородии, но очень мало смысла.

«Лох Генри»

-3

Вторая серия с неблагозвучным для наших широт названием повествует о двух студентах киноинститута, юноше и девушке. Они приезжают в родные места юноши и решают снять «документалку» о маньяке, который когда-то орудовал здесь. Разумеется, по ходу дела «выплывает» жуткая тайна, которая полностью меняет взгляд на историю.

В этом эпизоде Букер обыгрывает популярность тру-крайм и демонстрирует, что за такими историями стоят человеческие трагедии, о чем редко задумываются те, кто любой ценой пытаются на них нажиться

«За морем»

-4

Техноутопичная драма двух астронавтов, которых на Земле замещают их копии-андроиды. После того, как один из них теряет жену и детей, второй позволяет ему использовать своего андроида для того, чтобы посещать Землю. Эта авантюра приводит к кровавой, хотя и несколько предсказуемой развязке.

Одной из находок сценаристов является любопытная деталь: завершить миссию и вернуться домой можно лишь вместе с напарником, поскольку управлять космическим кораблём в одиночку невозможно.

Этой весьма любопытной, пусть и затянутой историей, очень вредит отсутствие логики. Создатели игнорируют простой вопрос: если человечество научилось создавать андроидов, неотличимых от человека, то почему бы их не отправить в космос, оставив астронавтов наслаждаться радостями «земной жизни»?

«Мэйзи дэй»

-5

История о папарацци, которые в охоте за знаменитостью переходят все границы. Это первая (спойлер: но не последняя!) мистическая серия «Черного зеркала». Неожиданный поворот в кульминационный момент серии полностью меняет восприятие данного эпизода. Сериал отходит от своей научно-фантастической концепции и приближается к фильму ужаса. Для многих поклонников это стало таким шоком, что они нарекли этот эпизод худшим во всей антологии.

«Демон 79»

-6

В данном эпизоде Брукер продолжает концепцию, взятую на вооружение в прошлой серии. Эмигрантка из Индии, перебравшаяся в Великобританию, случайно вызывает демона, который сообщает, что теперь она должна трех человек – в противном случае, наступит апокалипсис.

Это один из самых нетипичных эпизодов «Черного зеркало». Брукер окончательно отходит от первоначальной концепции столкновения человечества с плодами технологического прогресса и берется (весьма неуклюже) за исследование давно избитой морали о том, что люди, порой, бывают хуже чудовищ

Как видим, лишь в двух эпизодах их пяти затрагивается тема научного прогресса; в оставшихся сериях – авторы исследуют совсем другие феномены человеческой жизни. Как отдельные истории, они не плохи. Проблема в том, что как «Лох Генри» и «Мэйзи Дэй», так и «Демон 79» плохо вписываются в канву «Черного зеркало». «Ядро» поклонников антологии составляют люди, которым интересно смотреть за тем, как Чарльз Букер выворачивает и показывает изнанку технологического прогресса. Нельзя забывать, что «Черное зеркало» – это прежде всего сатира, призванная развлекать. Отдельные эпизоды, вроде «Нырка» или «15 миллионов заслуг», задают вопросы, актуальные в современном обществе, однако, в основе своей, сериал лишь эксплуатирует тему прогресса, «подогревая» типичные страхи среднестатистического зрителя. А в новом сезоне Букер выдал им, вместо порабощения человеком нейросетями, драму с элементами хоррора. Создалось впечатление, что у Букера закончился и материал, и идеи для новых серий, поэтому он решил использовать наброски своих студенческих короткометражек. Это выглядит странно даже без учета того, что актуальность проблематики последних двух эпизодов осталась в далеком прошлом. К тому же, мало похоже на классическое «Черное зеркало», которое когда-то «рвало в клочья» интернет-форумы.

На мой взгляд, популярность антологии не в последнюю очередь связана с тем, что зрителям очень нравилось обсуждать «двойные смыслы», закладываемые Букером в эпизоды. Люди вообще любят спорить и отстаивать свою точку зрения, а «Черное зеркало» давала им пищу для споров. Но в шестом сезоне Чарльз Букер как никогда конкретен: пища для размышления по-прежнему есть, а вот поводов обсуждать эпизоды – куда меньше, чем обычно. Сейчас главный спор, разворачивающийся вокруг сериала, состоит в том, какими критериями оценивать работу Букера: ведь отдельные эпизоды сериала хороши, но вместе они мало напоминают «Черное зеркало». Возможно, создателям стоит изменить концепцию и открыто объявить о том, что «Черное зеркало» – это больше не киноальманах о технологиях, а несколько остросюжетных короткометражек, различающихся как сюжетно, так и по настроению? Впрочем, Чарли Букер и боссы «Нетфликс» едва ли пойдут на такой шаг. Пока сериал обсуждают – не важно, в позитивном или негативном ключе – он генерирует прибыль. Именно поэтому создатели продолжат его выпускать, несмотря на то, что с каждым сезоном все очевиднее нехватка «свежих» идей и концептуальные проблемы, связанные с этим.