Найти тему
Вечерняя Казань

Татарстанские команды участвуют в финале робототехнической олимпиады. Рассказываем про уникальные проекты наших молодых айтишников

В отсутствие возможности представлять страну на международных турнирах из-за санкций организаторы российских соревнований стремятся максимально воссоздать мировые стандарты. Это важно, чтобы не отстать в развитии отечественных команд. Потому конкуренция между участниками очень высокая.​

С 28 по 30 июня в Челябинске проходит национальный финал Российской робототехнической олимпиады. Журналист «Вечерней Казани» поговорил с представителями Татарстана, чьи команды поборются за первенство среди более чем 270 команд со всей России.​

- Это одно из топовых ежегодных технических мероприятий, поскольку регламент соревнований является адаптированным вариантом международной робототехнической олимпиады, – подчёркивает статус турнира Евгений Магид, профессор кафедры интеллектуальной робототехники ИТИС КФУ. Собеседник напомнил, что до санкций мероприятие проходило на международном уровне.

Участники соревнуются в трех категориях: основной, спортивной и творческой – каждая из них представлена в трех возрастных группах. Младшая – с 8 до 12 лет; средняя – с 11 до 15 лет и старшая – с 13 до 19 лет. Большинство претендентов - в основной категории: порядка двухсот команд должны вписаться в жесткий регламент и стабильно выполнить требуемое задание.

«САМОЕ СЛОЖНОЕ - ДОБИТЬСЯ СТАБИЛЬНОСТИ РОБОТОВ»

Воспитанники Романа Маркова, тренера лицея Иннополис и организатора самой олимпиады, участвуют только в основной категории соревнования.​

- Её суть заключается в том, чтобы робот сумел автономно выполнить определенные действия. Привезти, например, какой-то груз из порта на корабль или отвезти подводный кабель на зарядную станцию, - объясняет Марков. - Перед ребятами стоит задача сконструировать именно автономного робота, который четко смог бы выполнить поставленную задачу.

-2

Роман на эту олимпиаду подготовил 10 команд – это 19 человек всех возрастных групп.​

- Главное в подготовке, – говорит тренер, – это, конечно, добиться стабильности роботов. В программном коде мы используем разные алгоритмы: алгоритмы движения по линии или, к примеру, определение каких-нибудь объектов. И чем старше ребенок, тем сложнее алгоритмы мы задаём. Из-за этого стабильность роботов младших групп снижается, но главное, чтобы ребенок понимал, что и как он делает. Пусть он делает что-то свое, хотя оно и не всегда работает.

Олимпиада длится 3 дня. Первый день в основной категории занимают испытания робота – платформу адаптируют под освещение и цвет покрытия, происходят, что называется, испытания в «боевых условиях». На второй день ребята выполняют дополненное домашнее задание: в средней возрастной группе это конструирование робота, собирающего подводные кабели и различные hubs – за 2 минуты нужно собрать 4 объекта, активировать две солнечные панели и вернуться в зону финиша. При этом робот должен быть полностью автономен, а его размеры - не превышать 25 кубических сантиметров. В третий день участников ждет челлендж – ребятам дается абсолютно новое задание, которое те должны решить за 2 минуты. Часто для прохождения испытания дети редактируют программный код робота или вовсе пишут его с нуля.​

- Ребенок должен проявить все свои навыки программирования и конструирования, чтобы адаптироваться под новую задачу, – подчёркивает Роман Марков.

ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ПОВЛИЯТЬ НА МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО​

Совсем другие условия - в творческой категории: в ней участники практически ничем не ограничены. Здесь от них требуется презентовать свой проект в рамках заданной темы. В этом сезоне она звучит так: «Объединяй мир через айти» и «Объединяй мир через воду». Жюри будет оценивать, насколько представленные участниками идеи связаны с тем, чтобы повлиять на мировое сообщество через роботизированные технические устройства.

В этой категории Татарстан представляют сразу 2 тренера – это Дмитрий Шилин, преподаватель робототехнической лаборатории RoboLand, и Лилиана Нуртдинова, педагог казанской гимназии № 90.

Воспитанники Дмитрия выступают в младшей и старшей возрастных группах – первые представят на олимпиаде проект по спасению людей в Арктике с помощью робота на гусеничной платформе. Идея ребят строится на обнаружении пострадавшего с помощью квадрокоптера. Коптер отправляет координаты человека роботу, тот выдвигается на точку и погружает пострадавшего в реанимационную капсулу, после чего доставляет его на место оказания первой помощи. Старшая группа из RoboLand решает проблему разлива нефти в водоемах.​

- Например, произошла авария в море, – моделирует ситуацию Шилин. – К месту аварии выдвигается корабль, с которого поднимаются квадрокоптеры для поиска нефтяного пятна. Эти коптеры отправляют координаты водным роботам, так называемым поплавкам, которые образуют боновое заграждение вокруг нефтяного пятна и не дают ему расплыться.

В проекте ребят используется 6 роботов, но это число может варьироваться в зависимости от площади разлива химикатов.

Оценки в творческой категории выставляются разными судьями по нескольким параметрам, затем вычисляется среднее арифметическое и выявляется победитель. Так, например, оценивают идею, зрелищность проекта, его оформление и знание технической части.

Ученики казанской гимназии № 90 около трех лет разрабатывали проект, соответствующий этим критериям.​

- Вообще идея пришла мальчику, Ильгизу, – вспоминает Лилиана Нуртдинова. – Так вышло, что его папа больше трех лет назад получил травму и оказался прикован к постели. И тогда Ильгиз, чтобы можно было контролировать здоровье отца не в реабилитационных центрах, а дома, придумал прибор, который отображает вариабельность сердечного ритма и ЭКГ.

Механизм прост: устройство через Wi-Fi соединяется со смартфоном, после чего пациент регистрируется в телеграм-боте, вводит свои параметры и фиксирует прибор на трех точках тела: на груди и запястьях. После чего происходит замер, данные обрабатываются, и телеграм-бот говорит, насколько они соответствуют норме и стоит ли обратиться к врачу.​

-3

- Для внедрения в производство необходимо только поменять датчики, - добавляет педагог, - поскольку в прототипе мы использовали дешевый вариант. Но это устройство полностью готово к использованию. Ильгиз самостоятельно к нему разрабатывал плату и корпус.​

- Эта олимпиада помогает заинтересовать детей в робототехнике благодаря увлекательной форме заданий, - убеждён основатель научной робототехнической школы КФУ.​

Евгений Магид также отметил и другие соревнования, способствующие развитию отрасли:​

- Это прежде всего олимпиада WRO (World Robot Olympiad) и соревнования RoboCup. RoboCup – это соревнования для взрослых, потому что там есть лиги не только детские, но и лиги с открытым возрастом, в которой мы недавно победили.

Говоря в целом о подобных турнирах, собеседник подчёркивает, что российским соревнованиям критически важно стремиться следовать международным стандартам.​

- Из-за санкций у нас нет доступа к определенному аппаратному комплексу, благодаря которому мы проводили бы технологические соревнования по международному образцу. Поэтому нам необходимо адаптировать регламент международных соревнований к нашей ситуации. Переделывать его полностью не имеет смысла, потому что мы рискуем отстать. Конечно, есть шанс, что мы обгоним остальной мир, но у нас все-таки одна страна со специалистами, а в установлении международного регламента участвуют специалисты десятка стран. Поэтому ни в коем случае нельзя закрывать глаза на то, что делается за рубежом, – заключил эксперт.

Автор: Андрей Мартыгин​

Фото: соцсети