"Как вы, казахи, друг на друга писать-то любите!»- Николай Ежов
Репрессии 1930-х в Казахстане выставляются исключительно как борьба русского шонивинизма против казахской интеллигенции. Тем самым , продавливаются тезизы о том, что была уничтожена вся наша казахская интеллигенция. Однако, почему-то не учитываются, что репрессии были по всей территории Советского Союза. Т.е. НКВД не расстреливал исключительно только по национальному признаку. В РСФСР чистки были куда масштабнее и кровавее. Но это не учитывают наши нацпаты. У них Казахстан существовал в своем отдельном мире.
Факт репрессий трудно отрицать. Однако , куда важней понять природу эти репрессий. Николай Ежов, который работал в КазАССР с 1924 по 1926 годы, отмечает следующее: «Как вы, казахи, друг на друга писать-то любите!». А дело в том, что уже к середине 1920-х годов были четко определяемые политические группировки в партии : ходжановская, сейфуллинская и мендешевская (южная, западная и восточная). Мендешев возглавлял КирАССР с 1921 по 1925 года, далее приезжает в 1925 году Голощекин и КирАССР переименовывают в КазАССР. Ходжанов с 1920-1924 член ЦК Компартии Туркестана, нарком внутренних дел, с 1924 по 1925 годы секретарь Казкрайкома. Далее Ходжанов работает уполномоченным Наркомата земледелия СССР в Средней Азии в самые критические годы коллективизации вплоть до 1937 года. Сейфуллин с 1922 по 1923 года был председателем СНК КирАССР. Алашординцы, которые занимали важные посты в государственных органах КазССР, стравливают между собой старых и новых членов партии.
Давайте зададим себе вопрос: повлияли репрессии повлияли на уровень культуры и образования в Казахстане?
Чтобы ответить на этот вопрос,начнем с того, почему наша государственная машина пропаганда не снимает программы про писателей: Г. Мусрепов, М.Габдуллин, Ж.Саин? Потому что их не расстреляли.
Почему Майя Бекбаева не снимает программы про музыканта Жубанова, который окончил в 1932 году консерваторию в Ленинграде, становится инициатором создания Казахского государственного оркестра народных инструментов им.Курмангазы в 1934 году. Потому что его не коснулись репрессии.
Почему сейчас не прославляют писателя-драматурга Мухтара Ауэзова, которого Мирзоян спас от репрессий и подарил двухэтажный дом, оперную певицу Куляш Байсеитову писателя Мустафина? Потому что их тоже не расстреляли.
Когда нам втирают, что именно русские коммунисты истребили весь цвет казахской нации, почему не упоминают, как наша казахская интеллигенция с рвением топила друга друга и писала доносы.
Чтобы это понять, достаточно взять историю позднего СССР.
Исмаил Юсупов ( первый секретарь КазССР 1962-1964) и Нурымбек Джандильдин ( доктор философских наук, специалист по проблемам национальных отношений в СССР, член АН КазССР) выступают открыто против казахской национальной традиции в искусстве. Они устраивали гонения Олжаса Сулейменова, Абиша Кекильбаева, Жусупа Кадырова и О. Сарсенбаева.
Саттар Имашев, председатель Верховного Совета КазССР, собирал слухи и клевету среди казахской интеллигенции и открыто топил Ильяса Есенберлина и Олжаса Сулейменова. Только личное вмешательство Кунаева спасло Есенберлина от открытого гонения. Против писателя Ади Шарипова, который стал первым секретарем Союза писателей Казахстана, плели сплетни и клевету бывшие главы Союза писателей в лице Муканова, Мусрепова и Мустафина. На Нурпеисова, автора трилогии « Кровь и пот», его коллеги писатели писали на него доносы и клеветали из-за зависти, потому что Нурпеисов в 1974 году получил госпремию за этот роман.
А теперь окунемся в 1930-е.
Сабит Муканов написал доносы на половину казахских писателей. Сабит Муканов, председатель Союза Писателей Казахстана, в открытую в газетах топит своего коллегу талантливого писателя Беимбета Майлина за «контрреволюционную галиматью». Майлина расстреливают в 1938 году.
Топят Сейфуллина за его стих « Азия-Европе», где Сейфуллин восхищается жестокими монголами, несущие спасение для Востока. Писатель Габбас Тогжанов, редактор газеты Еңбекші қазақ" (1926-1932) и глава Союза писателей Казахстана (1935-1936) пишет книгу "О Байтурсынове и байтурсыновщине"(1932), где открыто обвиняет Байтурсынова в в контрреволюционном национализме.
Г.Тогжанов критикует Ауэзова, Сейфуллина, Муканова . Тогжанов: «Есть у нас известная часть казахской интеллигенции (включая и коммунистов), которая влюблена в казахское прошлое и во всякой казахской отсталости находит какой-то признак национальной гордости, достойной поддержания, сохранения и популяризации. Даже «биш-бармак», «насыбай», «кок-пар» – все это считается чуть ли не национальной гордостью казахского народа» . В свою очередь Сейфуллин борется с проявлениями «алашординской идеологии» в казахстанской литературе, критикуя известного «алашординского мистика Жумабаева».
А известный акын Джамбыл Джабаев пишет доносы на коммуниста Ораза Джандосова , которого в итоге расстреляют, и восхваляет Наркома НКВД Николая Ежова в период Большого террора .
Наши казахские писатели писали активно доносы друг на друга. Это факт. Однако упал ли уровень культуры, после того как истребили « весь цвет нации»?
Вот краткий список «уничтожения всей казахской интеллигенции»:
Так, в 1925 году V съезд Советов Казахстана обязал правительство и местные власти израсходовать не менее 35% республиканского и местных бюджетов на культурные и образовательные нужды .
В январе 1926 г. в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр. У истоков его стояли Е.Умурзаков, С.Кожамкулов, К.Бадыров, КЖандарбеков, К.Куанышбаев, А.Кашаубаев, И.Байзаков. Театр возглавил Жумат Шанин. Большим событием стала премьера спектакля «Енлик-Кебек» М.Ауэзова. В 1937 г. театр стал называться «Казахский Академи¬ческий театр драмы.
В мае 1936 г. в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на котором были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Звания народной артистки СССР была удостоена певица Куляш Байсеитова.
В 1939 г. была открыта Государственная публичная библиотека им. Пушкина (ныне Национальная библиотека Республики Казахстан). В 1930 г. в республике было 290 массовых библиотек, а в 1939 г. - уже 3304.
В 1938 году в Алма-Ате открывается филиал Казахский филиал Академии наук СССР (КазФАН СССР), который в 1946 году становится полноценной Академией наук Казахской ССР. Главой избран Каныш Сатпаев. Накануне войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых. К 1991 году у нас уже будет 40 тысяч учёных.
Пострадала казахская интеллигенция от репрессий? Нет, потому что казахская культура и наука были на пике своего развития именно в период Советского Союза. У нас с 1991 года по 2021 уехало 4,1 миллиона человека. За последние 10 лет уехало 370 тысяч человек, большинство это образованные кадры с высокой квалификацией. У нас сейчас нехватка врачей, инженеров, ученых. В Казахстане за 2021 год 1 136 ученых и исследователей ушли из науки. На сегодняшний день количество научных сотрудников ( 20 тысяч ) в Казахстане в два раза меньше, чем в первые годы независимости страны ( 40 тысяч).
Но про это нам не расскажут американские историки и соросята. Они будут только плакаться по поводу репрессий против казахской интеллигенции, когда казахские писатели соревновались по количеству написанных доносов.