Кажется, нет ни одной мамы, которая не столкнулась бы с внутренним негодованием на ребёнка «сколько уже можно сидеть в телефоне!». С одной стороны, без телефона никуда: дети пересылают дз в вотсапе, обсуждают решения в чатах, даже учебники уже в телефоне! А с другой стороны, помимо полезностей там ещё и бесконечные игры, youtube, запрещенные соцсети и … контент, от которого иногда волосы дыбом встают.
Как найти баланс и, главное, научить ребёнка здоровому отношению к гаджетам? И вообще возможно ли это?
Давайте порассуждаем и начнём с себя. Мы (за редким исключением) уже не видим себя без телефона или ноутбука — там наша работа, учёба и развлечения. С какими проблемами мы сталкиваемся как взрослые:
1. Интеллектуальное перенапряжение. Очень много информации из разных источников, мозгу просто тяжело с ней справиться
2. Эмоциональное перенапряжение. Яркий, быстро сменяющийся, разнообразный контент. Как следствие — тревожность, раздражение
3. Физическое перенапряжение. Банально затекает шея, спина устаёт быть в одном положении, болят глаза
А ведь детская психика более склонна к перевозбуждению, организм не готов к засиживанию часами, а сила воли ещё хуже натренирована, чем у нас. Диджитал-нагрузка на ребёнка оказывает худший эффект, чем на нас, а сопротивляться ей ребёнок почти не в силах. Что же, запрещать, ограничивать количество часов, отнимать телефон?
Огромную роль в отношении ребёнка к гаджетам играет семейный сценарий. Если мама или папа постоянно в телефоне, а мне запрещают, то это несправедливо! А вот если родители транслируют сбалансированное отношение, воспринять его гораздо проще. Например, по вечерам мы проводим время с семьей, за ужином мы обсуждаем новости, близкие читают книги и ходят на прогулки в выходные. Тогда временное ограничение становится понятным.
Конечно, для ребёнка (как и для нас) телефон — это в том числе общение с друзьями. Поэтому исключение телефона надолго воспринимается как изоляция. Чтобы этого ощущения не было, можно летом дать ребёнку возможность проводить утром время с друзьями, например, на полезных онлайн-занятиях. А остальное время, уже восполнив потребность в онлайн-общении, в разных активностях вне экрана. Согласны с таким подходом?
...
А как ваш ребёнок воспринимает просьбы снизить время в телефоне или компьютере? Поделитесь опытом в комментариях :)