Побывала на юбилейном концерте своего самого любимого барда - Александра Александровича Дольского, с песнями которого познакомилась очень и очень давно, и несказанно счастлива!
Кстати, вспомнила: в пионерских лагерях, куда нас с братом летом (на два месяца ) отправляла мама, мы пели песню «Плакала девчонка». Думали - просто «дворовая», а вот выяснилось - Дольского. Он написал этот свой безусловный хит (пела вся страна!) в 16 лет!
Вернусь к концерту. Это был совершенно необычный вечер! Маэстро не только пел свои песни, но и много говорил. Делился воспоминаниями.
Поверьте, ему есть что вспомнить! Понятно, что за 85 лет много чего было в его человеческой и творческой биографии. А сколько встреч! Вы, например, знали, что Дольский аккомпанировал на гитаре, инструменте, которым мэтр владеет просто виртуозно (!), самому Ивану Семеновичу Козловскому! Прославленному тенору Большого театра Союза ССР? Я тоже впервые об этом услышала как раз на юбилейном концерте Александра Александровича в столичном бард-клубе «Гнездо глухаря».
- Куда, куда, куда вы…, - пропел Дольский начальные строки последней арии Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» на волне своих трогательных воспоминаний.
Как жаль, что маэстро так пока и не написал книжку о себе. Правда, как признался он сам, очень хочет это сделать. Какие-то заметки, наметки уже написаны и постоянно пишутся. Но как подумает, что надо потом ходить по спонсорам, выпрашивать денег на издание… Бррр!
А он никогда ни у кого ничего не просил! Все свои книги (за исключением нескольких книг и, конечно же, пластинок, которые издавались фирмой «Мелодия») в последние три десятилетия Александр Александрович издавал на свои.
«Зарабатывал и издавал», - сказал Дольский со сцены клуба и предложил купить его книгу стихотворений, которую привез с собой из Питера, где живет с семьей вот уж пол-жизни. Она была издана десять лет назад, и в архиве мэтра осталось всего 15-20 книжек. Ну, может, чуть больше)
Сборник, который называется просто - «Александр Дольский Стихотворения», - это антология. В нее вошло многое из написанного мастером. Здесь есть и тексты песен, и стихи, не легшие на музыку (пока!), и его потрясающие сонеты, и фрагмент романа в стихах «Анна». Это своего рода поэтическое завещание Мастера слова и рифмы!
С особой гордостью Дольский, отец троих талантливых сыновей, говорит о том, что проиллюстрировал эту книжку его средний сын Павел, выпускник Академии художеств. Как не гордиться таким мастером? Павел Александрович участвовал в написании икон и оформлении Храма Христа Спасителя.
- Четыре сольных работы в Храме принадлежат Павлу Александровичу, - со счастливой улыбкой на лице произнес Александр Александрович, сделав акцент на слове «сольных». Как музыкант, понятно)
На суперобложке книги сын изобразил отца в виде библейского старца. А сама эта картина, написанная художником еще в 2007 году, называется довольно философски и метафорично: «Листающий облака. Портрет отца». Очень соответствует образу мастера!
А на обороте размещен портрет матери. Она такая амазонка, воительница и защитница всей семьи! Ну, вот так Павел ее видит! Эту работу сын написал в 2012 году и назвал просто - «Мама».
Младший сын Дольского - Александр Александрович-младший - работал на этом издании в качестве корректора:
Окуджаву ненавидели в Союзе писателей!
Публика, пришедшая 27 июня в бард-клуб «Гнездо глухаря» на Пятницкой, была особенной - настоящие фанаты авторской песни вообще и творчества Александра Дрльского, в частности. Она живо откликалась на каждое слово мэтра, устраивая ему овации почти после каждого номера программы. Крики «Браво!» звучали постоянно. Просили исполнить старый его репертуар. И он исполнял все - и старое, и новое!
Дольский сам себя, как некогда и его друг Булат Шалвович Окуджава, считает поющим поэтом. (Хотя при этом является еще и совершенно невероятным, глубоким и виртуозным музыкантом!). И когда-то они хотели открыть в Союзе писателей секцию поющих поэтов. Но - увы. Им не разрешили!
Ну, существовали же в нем разные секции - например, «промышленных» поэтов, не говоря о прочих «специализациях»😅. Так почему нельзя было создать - «для разнообразия» - и секцию бардов? Оказалось, нельзя!!!
- Знаете, они в Союзе писателей Окуджаву просто ненавидели. Потому что был популярен. Потом и меня стали ненавидеть, - не без иронии скромно произнес мастер (он же прекрасно знает, что любим и популярен) и добавил: - Знаете, главным врагом писателей в Советском Союзе был не ЦК КПСС, а Союз писателей)
Когда я передала Дольскому настенный календарь на этот, юбилейный для мастера, год, с автографом и наилучшими пожеланиями от моего друга художника Никаса Сафронова, он только недоуменно спросил:
- Почему он мне передал?
- Никас - художник, и Вы - тоже, вот он и решил, что такой небольшой подарок Вам будет приятен, - ответила я.
Потом представилась и попросила об интервью. Он-то был готов! Но супруга начала торопить.
Они спешили «на паровоз» (так говорят только петербуржцы!😊). Еле уговорила Надежду Александровну (она же его директор!) позволить мне поговорить с ним хотя бы по телефону. Потом. Например, завтра…
- Нет! - наотрез отказалась она и объяснила: - Дайте ему хотя бы прийти в себя!
Упросила ответить мне, допустим, через неделю. Она нехотя согласилась.
Но один из поклонников барда, с которым я познакомилась на вечере (Александр признался, что слушает его песни уже полвека и непременно ходит на все концерты Дольского в Москве - с периодичностью раз в месяц!), заметил: «Не обольщайтесь. Вряд ли получится…».
На что я сказала: «Все в наших руках!». Хотя побаиваюсь, что Надежда Александровна и через неделю не предоставит мне такой возможности. Поживем - увидим…
(Продолжение рассказа о юбилейном вечере Александра Дольского в Москве обязательно последует, обещаю!).