Iron Maiden — "Fear of the Dark"
Помните старый добрый анекдот про то, как едут по прерии два ковбоя, и один у второго спрашивает: "Слушай, Билл, а что такое круговорот веществ в природе?" Тот, немного подумав, отвечает: "Ну, слушай! Вот едем мы сейчас с тобой, едем, и вдруг налетают индейцы. Тебя убивают, а мне удаётся спастись. Ты же лежишь в прерии и разлагаешься. Через несколько лет на месте твоего трупа вырастет удобренная тобой травка. Проходит мимо корова и эту травку съест, погуляет немного, и раз — лепёшку сделает. И вот поеду я мимо этой лепёшки и скажу: "Привет, Джо! Столько лет прошло, а ты и не изменился".
Чтобы подобного не сказали про новый альбом Айрон Мейден, её фронтмен Брюс Дикинсон поднял бунт против Мартина Бирча, столько лет являвшегося продюсером и звукорежиссёром группы и, по мнению вокалиста, загубившего предыдущий альбом "No Prayer For The Dying" (https://vk.com/wall3279952_15356), в обзоре которого я анонсировал текущий как "очень мощный". Но это было по воспоминаниям о юношеских впечатлениях от "Страха темноты" (так переводится название альбома 1992 года). А вот сейчас... Но не будем забегать вперёд.
Так вот, Дикинсон всё-таки добился отставки Бирча, но это ситуацию не спасло: к рулю стал Харрис, с которым у Дикинсона к тому времени тоже отношения были "не айс". Поэтому, заметив нездоровые тенденции, когда вроде как бы и есть ощущения кризиса, а поиски новых путей заводят в тупик, Брюс после записи "Fear of the Dark" решил отправиться в свободное плавание, и о его сольных работах мы с вами вскоре услышим. Поклонники Мэйденов, наверное, возмутятся: "Какой ещё кризис — великолепный же альбом!" А давайте послушаем начало "Fear Is the Key". Ничего не напоминает? Ну, вылитый Rainbow же! Даже блэкморовская гитара слизана в копейку. Некоторые места великолепной баллады "Wasting Love" мне напомнили при фирменном мэйденском саунде звучание младших братьев по металлу из Германии — группы Helloween. Или мне показалось? А рифы из песни "Weekend Warrior" больше типичны для AC/DC... Ну вот как-то многовато параллельных мест для самобытной группы с богатым прошлым. Хотя потом тот же "Weekend Warrior" выравнивается и классными гитарными соло, и акустическими гитарами на заднем плане, осадочек остаётся.
Но на альбоме присутствуют безоговорочные хиты: "Fear of the Dark", которым он и заканчивается, и открывающий его боевик "Be Quick or Be Dead", и полубаллада "Afraid to Shoot Strangers"... Так что альбом, безусловно, очень сильный, с восторгом принятый критикой и большинством поклонников, но, к прискорбию, последний в наших обзорах: с уходом Дикинсона и приходом туда какого-то... всё время забываю... как его... А! Блэйза Бэйли! — стало твориться что-то совсем непотребное. Мало того, что этот ноунейм не вытягивал, так ещё и, как мне показалось, в ноты не попадал. Хотя мне с моим далеко не абсолютным слухом сложно об этом судить. Но и музыкальный материал стал настолько скучный, что даже если бы Дикинсон остался в группе, он бы всё равно, мне кажется, это всё петь отказался бы...
В общем, я так и не смог оправиться от психологической травмы, нанесённой мне альбомом "The X Factor" 1995 года, так что, несмотря на последующее возвращение туда Дикинсона в 2000 году, группа Iron Maiden перестала меня интересовать совсем. Не, конечно, альбомы 80х слушаю с удовольствием, но дальше — увольте... Так что начнём очередной обзор с рубрики "Долгие проводы".
Прощаемся с незабвенной группой либо по ссылке https://vk.com/music/album/-2000921501_3921501_3aab3d..,
либо включая прикреплённый к посту трек.
Nurse With Wound — "Thunder Perfect Mind" и "Sugar Fish Drink"
По свидетельству Дэвида Кинана, автора книги "Эзотерическое подполье Британии", "во время работы над "Thunder Perfect Mind" Current 93 (о нём тут https://vk.com/wall3279952_16078) Стэплтону приснился сон о том, как ему дают экземпляр нового альбома Nurse With Wound под тем же названием, которое Тибет взял из раннего гностического текста". Об этом я уже писал — см обзор по ссылкеИспросив дозволения Тибета на использование того же названия, Стивен обращается к Колину Поттеру, с которым компания, названная вышеупомянутым Кинаном "британским эзотерическим подпольем", уже работала: он пересводил альбом Current 93 "Swastikas for Noddy" (https://vk.com/wall3279952_14863), делая из него "Crooked Crosses For The Nodding God" (https://vk.com/wall3279952_15138). "Колин отлично работает со звуком, - с энтузиазмом говорит Стэплтон. - У него очень много эффектов, и он экспериментирует с ними по моей просьбе. С ним отлично работается, он очень открытый и не похож на других звукорежиссеров, которых я знаю". Да и Поттеру понравилось работать в тандеме со Стэплтоном: "Мне нравится выходить за рамки традиций, нравится, что у нас со Стивом схожий опыт и вкус", - говорит он. По сути, этот альбом — забавное попурри, некий коллаж, сделанный из уже знакомых фрагментов или тех, которые в виде полноценных композиций войдут в следующие работы Nurse With Wound.
А вот с альбома (а по сути сборника не вошедших в альбомы вещей или их версий) начался мой интерес к Nurse With Wound. Этот диск с забавным полудетским рисунком на обложке я услышал уже после того, как познакомился с "Шестью песнями для Лилит" из заветной коробочки (https://vk.com/wall3279952_14863) и решил, что это совсем не моё. Так вот, после потешного, практически мультяшного "Рыбного напитка с сахаром" (Ох и название выбрал Стэплтон! Что может быть тошнотворнее!) мне стало интересно творчество этого странного проекта, совмещающего скрип двери с соло на скрипке и флейте и женским голосом. Центром пластинки стала многочастная семнадцатиминутная композиция "Creakiness" ("Скрипучесть"), в записи которой участвовали:
Стивен Стэплтон (перкуссия, варган, часовой механизм, телефон, вентилятор), Джули Вуд (скрипка, маятник, флейта, бормотание), Джеймс Мэннокс (болтовня) и Тони Уэйкфорд (бас-гитара, гармоника).
Как видите, состав музыкантов и набор инструментов весьма впечатляют. Ещё и начинается эта вся звуковая вакханалия с семплов из мультиков Warner Bros, которые, будучи выдернутыми из контекста, звучат как минимум жутковато. Да и начинается альбом эффектно — с "Луны Кулоорты" (Кулоорта — это деревня, где три года назад Стивен и его жена Дайана Роджерсон купили развалюху и переехали туда из Лондона). Ритм боссановы с маракасами, какой-то дудкой и солирующим саксофоном сразу же создаёт довольно игривое настроение, которое поможет воспринимать всё услышанное как прикол, некую шутку. Несмотря на то что заканчивается альбом довольно устрашающей композицией "Nil by Mouth" ("Ни капли в рот" или "Не бери в рот"), весьма минималистичной, хоть и какофоничной, а потом переходящей в угрожающий ритм со скрежещущими гитарами, и номером под названием "Мозги" ("Braines"), отправляющим нас чуть ли не в звуковой ад, впечатление от него довольно светлое. И если вы пока не знаете, кто такой Стэплтон и не слышали Nurse With Wound, этот альбом вполне подойдёт для знакомства с творчеством одного из ярких представителей так называемого "британского эзотерического подполья". "Sugar Fish Drink" — по ссылке:
https://vk.com/music/album/-2000119717_4119717_901d23.., а "Thunder Perfect Mind" прикреплён треком к посту. И да, это рубрика "Нечеловеческая музыка". Нечеловеческая, но довольно весёлая и жизнеутверждающая.
Die Form — "Confessions"
И снова французский фотограф, художник и электронщик Филипп Фишо на пару с вокалисткой и фотомоделью Элиан П. (Éliane P.) решают в очередной раз вызвать культурный шок у почтенной публики откровенными признаниями. Альбом, который так и называется "Признания", содержит танцевальных хит "Silent Order", который порвал в 1992 году все андеграундные танцплощадки Европы. Но что касается музыки (если можно так выразиться), то ничего нового по сравнению с предыдущим альбомом "Corpus Delicti" ("Состав преступления"), Фишо сел-таки на свою тёмную лошадку, на которой и будет кататься ближайшие несколько лет. Ну, в этом же году вышел у него сплит его сайд-проджекта Die Form Sadist School и индустриального дуэта Étant Donnés из Гренобля. Но это слушать довольно сложно, поэтому я этот диск в обзоры решил не включать.
А вот потанцевать с мрачным выражением на лице вы можете под "Признания", перейдя по ссылке https://vk.com/music/album/-2000319863_7319863_44fdc3
Roger Waters — "The Wall Live in Berlin" (1990) и "Amused to Death" (1992)
Начнём прощаться с Роджером Уотерсом с концерта, который состоялся в Берлине, на Потсдамской площади, разделённой долгое время стеной, 21 июля 1990 года. Про этот концерт, трансляция которого (чуть ли не прямая) была и у нас по телевизору, я вспомнил только благодаря тому, что при обзоре альбома Шинейд О`Коннор "Am I Not Your Girl?" (https://vk.com/wall3279952_16087) перед глазами возникла картинка чуть ли не плачущей певицы, у которой на концертной площадке не работал микрофон. Кстати, иронично то, что ей досталась песня "Mother". Если кто не понял, при чём тут ирония, почитайте обзор по ссылке. На самом деле концерт, несмотря на всю пафосность и претензию на эпохальность события (вроде как посвящён падению Берлинской стены — всё в тему), технически, по мнению многих обозревателей, был провальным. Не, сам Роджер Уотерс был хорош, как всегда. Даже Брайан Адамс, которого я недолюбливаю, и тот оказался на высоте (чувствовалось, что он вырос на музыке Пинк Флойд). А вот что там делали Синди Лаупер, Джони Митчел и даже Скорпионс — вообще трудно сказать. Ну, хотя всё понятно: дамочки вышли на сцену покрасоваться; Скорпионс, только недавно записавшие знаменитый, но вызывающий у меня уже тошноту хит "Wind of Change", представляли, как я понимаю, немецкую рок-музыку (бывшую ГДР представлял Восточно-Германский симфонический оркестр и хор) и были в роли этакого "голубя мира", прямо с картины Пикассо. Короче, получилось что-то отдалённо напоминающее оригинальный альбом, но с тошнотворными попсовыми женскими голосами, выводящими рулады, совершенно никак не соответствующими содержанию песен, изобличающими только одну цель — самолюбование. И завершается всё это композицией "The Tide is Turning (After Live Aid)" с сольника Уотерса "Radio K.A.O.S." 1987 года (https://vk.com/wall3279952_14301), в исполнении которой участвовали все основные солисты представления, после бурных оваций переходящей в привычную "Outside the Wall" — последний номер оригинальной "Стенки".
И, казалось бы, Уотерса можно было бы посчитать уже музыкантом, вышедшим в тираж, но в 1992 году выходит его сольник, который с уверенностью можно назвать его лучшей работой со времени ухода из Пинк Флойд. "Amused to Death" писался в общей сложности 18 месяцев на 10 различных студиях и был выверен до мельчайшего звука. В записи участвовали не самые известные музыканты, за исключением Дона Хенли (Eagles) и легендарного Джеффа Бека.
Кстати, это, как и все остальные работы Уотерса, концептуальный альбом. Вы смотрели фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001»? И как вам? Мне кажется, более скучного, но вместе с тем эффектного кино придумать сложно. Ну да ладно. Там есть весьма любопытное вступление про изобретение оружия: обезьяна, обнаружившая странный металлический монолит, вдруг понимает, что обломок кости она может использовать как орудие нападения и защиты. И понеслось... Похоже, Уотерс после очередного просмотра этого фильма решил продолжить тему, начатую на "Radio K.A.O.S." — исследование влияния на человека средств массовой информации. Теперь в центре внимания — телевидение. Недаром на обложке пластинки изображение гориллы, уставившейся в экран, и глаз, взирающий на неё с экрана. Образ этой человекообразной обезьяны появится и в текстах песен. Альбом рассказывает о том, как в человеке погибает душа под воздействием "ящика", который, казалось бы, служит для развлечения. И в заглавной композиции "Забавляясь до смерти" Уотерс подводит итог, что человечество может доразвлекаться до того, что останки земной цивилизации станут объектом изучения неких инопланетных антропологов. И, вы знаете, судя по всему, пророчество Уотерса сбывается. Ибо "забавы" человечества приобретают всё более угрожающий характер и становятся вовсе не игрушками. А сам альбом вы можете послушать либо по ссылке https://vk.com/music/playlist/-69040312_25, либо включив трек, прикреплённый к посту. А тут — концерт "The Wall Live in Berlin" 1990 года.
https://vk.com/music/album/-2000264948_264948_96fc960..
за сим разрешите сказать спасибо и до свидания Роджеру Уотерсу, который продолжит творить, но, несмотря на то что я когда-то посетил его шоу (https://vk.com/wall3279952_9513) и считаю это лучшим концертом, на котором мне удалось побывать, мы прощаемся с ним, и это второй на сегодня исполнитель в рубрике "Долгие проводы". Просто, на мой взгляд, больше ничего нового в музыке этой звезды рока не будет — он просто будет эксплуатировать свои находки, сделанные в прошлом. Доказательством этому является последний его альбом "The Lockdown Sessions", записанный на карантине и вышедший в 2022 году. Он содержит акустические версии старых песен, перепетые в более медленном темпе, как будто изображающем панихиду по человечеству. Так что...
P.S.: Эх, прошёл по ссылке https://vk.com/wall3279952_9513, вспомнил очень необычный день в Москве: посещение Донского монастыря и кладбища, где первоначально был похоронен Гоголь и покоятся останки жертв репрессий 1930х годов, литературные посиделки с Алевтиной Леонтьевой и Натальей Судаковой в студии Pro-Live FAMILY RECORDS Юрия Судакова , потом поездка на мотоцикле по разделительной полосе между машинами, стоящими в знаменитых московских пробках (на большой скорости, чтобы не опоздать на концерт Уотерса), потом великолепное шоу, на котором мы были с Михаилом Коваленко... Эх, ностальгия...
Stranglers — "In the Night"
Как вы думаете, может ли здание стоять без фундамента? Думаю, нет. Так вот, роль одного из краеугольных камней в фундаменте британской группе Stranglers играл Хью Корнуэлл, который после двух не очень удачных альбомов, которые мы тоже пропустили, ушёл из группы, оставив в растерянности её остальных членов, ведь помимо того, что группа осталась без одного из основателей, она лишилась одновременно ещё и гитариста и вокалиста. Но свято место пусто не бывает, тем более Жан-Жак Бёрнел — ещё один из корифеев в составе Stranglers — поклялся сохранить группу невзирая ни на что. Приглашены были Пол Робертс, которому суждено занимать место у микрофонной стойки в группе аж до 2006 года, а гитаристом стал Джон Эллис из панк-группы The Vibrators. И у Stranglers открылось второе дыхание. Альбом, который они выпустили в 1992 году получился довольно забавный. Помните, у Фрэнка Синатры была песня "Strangers in the Night"? Там ещё в припеве он пел: "Щуби-ду-би-дуууу". Так вот, команда Stranglers записала альбом, в котором название этого хита обыгрывается. Теперь перед нами уже не "незнакомцы", а "душители в ночи", если прочитать на обложке название группы и название альбома как единое целое. Вступительная песня „Time To Die“ очень напоминает саунд группы Shadows, только с какими-то попсовыми ударными. Дальше идёт несколько хороших песен в обычной стилистике Стренглерз, где-то даже с призвуками Doors ("Southern Moutains"), а где-то Дэвида Боуи ("Never See"). Ну, а уж мимо "Grand Canyon" вы вряд ли пройдёте: уж очень атмосферная песенка.
После долгого перерыва (последний альбом "Aural Sculpture" был в обзорах 1984 года https://vk.com/wall3279952_13299) снова с нами группа Stranglers! И дай бог не последний раз.
https://vk.com/music/album/-2000667400_667400_fe23775..
Death In June — "But, What Ends When The Symbols Shatter?"
О Дугласе Пирсе (вернее, о студийных альбомах его ансамбля Смерть в Июне) мы не слышали с вами аж с 1989 года: похоже, господин сей, как мы и говорили в обзоре двух сборников (https://vk.com/wall3279952_15972), подводил итоги предыдущему творчеству и готовил что-то новенькое. И вот эпохальный альбом "Но что же будет в итоге, когда все символы будут разбиты?" всё-таки появился. Название довольно символично: по сути, Пирс провозгласил начало нового этапа в его творчестве — неофолкового. На этой пластинке вы не услышите индустриальных коллажей, которые нет-нет, да и мелькали на предыдущих альбомах. Теперь чистая красота: акустическая гитара, на которой Пирс играет простым боем, труба, клавишные, на которых, кстати, играет Майкл Кэшмор из Current 93 и Nature And Organisation. И да, куда ж без Дэвида нашего, понимаете ли, Тибета! Для этого альбома он не только сочинил тексты для двух песен, которые сам же и исполнил, но и подпел Пирсу в нескольких других номерах. В чём же значимость этого альбома? Дуглас П., как его называют в кредитах пластинки, сделал основную ставку на акустическое мягкое и лиричное звучание. И хоть он отказался от своей весьма провокационной эмблемы, но всё равно продолжил ходить по о̶х... очень тонкому льду. Ах, да! Мы ж с вами не говорили об эмблеме — как раз том символе, который пришла пора разбить. На "The Wall Of Sacrifice"(https://vk.com/wall3279952_15182) использован рисунок черепа и цифры 6. Ну, как бы это символизирует название ансамбля: череп — смерть, шестёрка — порядковый номер июня в календаре... Но уж очень это похоже на значок одной известной немецкой организации времён Второй мировой, а шестёрка... Но Пирс всё это отрицает, говоря, что книге "Майн кампф" он однозначно предпочитает "Капитал" Маркса, и ссылаясь на то, что он выходец из среды так называемых "антифа-активистов". Как бы то ни было, но в прошлом году в Москве одного паренька — поклонника DIJ — загребли за татуировку с этой эмблемой... Второй же символ представляет собой кожаную перчатку с заклёпками, сжимающую рукоять хлыста, что указывает на нетрадиционную ориентацию и интерес к специфическим развлечениям художественного руководителя ансамбля Дугласа Пирса. Так вот теперь о тонком льде... Тексты некоторых песен, невзирая на их мелодичность, написаны по мотивам ритуальных стихов, автором которых является одна из самых скандальных фигур современного сектантства Джимом Джонсом — основателем секты «Храм народов», последователи которой, по официальной версии, совершили в 1978 году массовое самоубийство. Под пером Пирса эти тексты превратились в иронические баллады, в которых в символической форме критикуется религиозный фанатизм (информация из книги "Death in June: страдание и чистота"). Короче, провокация чистейшей воды. Но альбом получился шикарный! Это был второй из услышанных мной у Death In June. Первый же... Наберитесь терпения: он будет следующим в дискографии. Правда, ждать придётся до обзоров аж 1995 года.
Предыдущие выпуски:
1967 https://vk.com/wall3279952_11073
1968 https://vk.com/wall3279952_11099
1969 https://vk.com/wall3279952_11081
https://vk.com/wall3279952_11085
1970 https://vk.com/wall3279952_11174
https://vk.com/wall3279952_11183
https://vk.com/wall3279952_11195
1971 https://vk.com/wall3279952_11213
https://vk.com/wall3279952_11231
https://vk.com/wall3279952_11233
https://vk.com/wall3279952_11285
1972 https://vk.com/wall3279952_11288
https://vk.com/wall3279952_11380
1973 https://vk.com/wall3279952_11408
https://vk.com/wall3279952_11463
https://vk.com/wall3279952_11526
https://vk.com/wall3279952_11553
1974 https://vk.com/wall3279952_11564
https://vk.com/wall3279952_11616
https://vk.com/wall3279952_11633
https://vk.com/wall3279952_11656
1975 https://vk.com/wall3279952_11673
https://vk.com/wall3279952_11702
https://vk.com/wall3279952_11740
1976 https://vk.com/wall3279952_11849
https://vk.com/wall3279952_11888
https://vk.com/wall3279952_11918
https://vk.com/wall3279952_11962
https://vk.com/wall3279952_11991
1977 https://vk.com/wall3279952_12000
https://vk.com/wall3279952_12037
https://vk.com/wall3279952_12059
https://vk.com/wall3279952_12143
1978 https://vk.com/wall3279952_12146
https://vk.com/wall3279952_12190
https://vk.com/wall3279952_12211
https://vk.com/wall3279952_12233
1979 https://vk.com/wall3279952_12234
https://vk.com/wall3279952_12276
https://vk.com/wall3279952_12291
https://vk.com/wall3279952_12310
1980 https://vk.com/wall3279952_12330
https://vk.com/wall3279952_12354
https://vk.com/wall3279952_12396
https://vk.com/wall3279952_12443
1981 https://vk.com/wall3279952_12498
https://vk.com/wall3279952_12552
https://vk.com/wall3279952_12583
https://vk.com/wall3279952_12614
1982 https://vk.com/wall3279952_12649
https://vk.com/wall3279952_12671
https://vk.com/wall3279952_12761
https://vk.com/wall3279952_12798
https://vk.com/wall3279952_12836
1983 https://vk.com/wall3279952_12878
https://vk.com/wall3279952_12889
https://vk.com/wall3279952_12910
https://vk.com/wall3279952_12969
1984 https://vk.com/wall3279952_12992
https://vk.com/wall3279952_13126
https://vk.com/wall3279952_13191
https://vk.com/wall3279952_13220
https://vk.com/wall3279952_13299
https://vk.com/wall3279952_13392
https://m.vk.com/wall3279952_13471
1985 https://vk.com/wall3279952_13496
https://vk.com/wall3279952_13512
https://vk.com/wall3279952_13533
https://vk.com/wall3279952_13548
https://vk.com/wall3279952_13398
1986 https://vk.com/wall3279952_13521
https://vk.com/wall3279952_13602
https://vk.com/wall3279952_13654
https://vk.com/wall3279952_13709
https://vk.com/wall3279952_13819
https://vk.com/wall3279952_13528
1987 https://vk.com/wall3279952_14071
https://vk.com/wall3279952_14301
https://vk.com/wall3279952_14363
https://vk.com/wall3279952_14393
https://vk.com/wall3279952_14434
https://vk.com/wall3279952_14537
https://vk.com/wall3279952_14592
https://vk.com/wall3279952_14601
https://vk.com/wall3279952_14606
1988 https://vk.com/wall3279952_14618
https://vk.com/wall3279952_14644
https://vk.com/wall3279952_14724
https://vk.com/wall3279952_14770
https://vk.com/wall3279952_14821
https://vk.com/wall3279952_14863
https://vk.com/wall3279952_14909
1990 https://vk.com/wall3279952_14939
https://vk.com/wall3279952_15356
https://vk.com/wall3279952_15423
https://vk.com/wall3279952_15452
https://vk.com/wall3279952_15501
https://vk.com/wall3279952_15633
https://vk.com/wall3279952_15659
https://vk.com/wall3279952_15697
https://vk.com/wall3279952_15810
https://vk.com/wall3279952_15838
1991 https://vk.com/wall3279952_15888
https://vk.com/wall3279952_15894
https://vk.com/wall3279952_15916
https://vk.com/wall3279952_15927
https://vk.com/wall3279952_15936
https://vk.com/wall3279952_15939
https://vk.com/wall3279952_15958
https://vk.com/wall3279952_15969
https://vk.com/wall3279952_15972
https://vk.com/wall3279952_15986
https://vk.com/wall3279952_16007
https://vk.com/wall3279952_16055
https://vk.com/wall3279952_16059
https://vk.com/wall3279952_16065
https://vk.com/wall3279952_16071
1992 https://vk.com/wall3279952_16075
https://vk.com/wall3279952_16078
https://vk.com/wall3279952_16087
https://vk.com/wall3279952_16113