Найти тему
Сколково

Под легкий шум колес

Оглавление

Резидент «Сколково» придумал, как синтезировать звуки для недостаточно слышимого городского электрического транспорта, чтобы обезопасить пешеходов и других участников дорожного движения.

В последние годы мир активно пересаживается на электротранспорт как более экологичный, экономичный и менее шумный. Но здесь возникает повод для беспокойства: электрокары плохо слышно, и это становится причиной ДТП. Так что страны с развитым электрорынком уже начали модернизировать законодательство и внедрять системы AVAS (Acoustic Vehicle Alerting System) — звуковое оповещение для электротранспорта с низким уровнем шума.

AVAS представляет собой небольшую коробочку-колонку, которая ставится в переднюю часть электрокара и воспроизводит предупреждающие пищащие звуки на скорости до 20 км/ч. Закон о применении AVAS вышел в 2017 году и с 2019 года применяется в ЕС, США, Китае и Японии.

Что касается самокатов, скутеров и прочего микроэлектротранспорта, регламента по установке дополнительного звукового оборудования нет ни в одной стране. Хотя такой транспорт тоже представляет опасность. Отчеты немецкой полиции, например, показывают, что только в 2020 году 2155 человек получили ранения или погибли в результате аварий с участием электрических скутеров. Вполне возможно, что в будущем регулирование охватит и этот сегмент рынка.

Стихия в мощных звуках выхлопа

Появилась новая индустрия, в которой складывается конкурентная среда, рассказывает Дмитрий Кузнецов, основатель компании «Кар системс» (бренд THOR), занимающейся разработкой уникальных акустических решений для внешнего звукового сопровождения классических и электрических транспортных средств. Компания была основана в 2017 году, в 2020 году стала резидентом «Сколково».

«В начале пути нас было всего трое, и каждый был по-своему связан с автомобилями. Объединившись, мы поняли, чего не хватает современному авто: шума мотора и скрипа шин по асфальту. Так появился THOR», — рассказывает Дмитрий Кузнецов. Имя бога-громовержца выражает именно то, что команда ожидала от продукта, — силу живой стихии в мощных звуках выхлопа.

Сначала, чтобы выйти за пределы стандартного тюнинга выхлопной системы, делали первые записи живого звука реальных двигателей, экспериментировали, затем задумались о разработке приложения, с помощью которого можно было бы управлять звуком со смартфона, обновлять его и загружать новые треки, рассказывает Дмитрий. Наконец команда создала универсальное устройство, которое можно установить на любой современный автомобиль и легко обновляемую программу. В команде THOR появились отдел саунд-дизайна, который записывает и обрабатывает живой звук с мощных моторов, и отдел разработки электроники, который решает задачу правильного воспроизведения звука в хорошем качестве.

В 2019 году компания успешно вышла на мировой рынок и за 3 года продала по всему миру более 6 тысяч систем THOR Electronic Exhaust (система с одним или двумя мощными динамиками для установки на автомобиль с ДВС). Сейчас в линейке продуктов также THOR EV (система с динамиком в пластиковом корпусе для электрокаров) и THOR AVAS (продукт, состоящий из ПО, синтетических звуков и динамика, для обязательной установки в электрокары, а также для микротранспорта, электробусов и коммерческого электротранспорта (ЭТ), работающий в определенном звуковом диапазоне по законодательству и правилам ООН по шуму и шинам).

«Существовавшие в мире аналоги не имеют такого выбора и качества звука. А в нашей команде работают акустики, саунд-дизайнеры, инженеры, кандидаты и доктора наук. Работа проводится с опорой на науку психоакустику», — говорит Дмитрий.

Чтобы соответствовать нормам регулирования, достаточно иметь два тона. И дизайнеры THOR буквально сочиняют особый звук двигателей, балансируя между интересами заказчиков (звуковое брендирование — актуальный тренд, и тон становится маркетинговым ходом) и правилами безопасности (по звуку человек должен понимать, что машина приближается или удаляется).

Звуковой пакет имеет три основных слоя: гармоническая подложка (мягкий, но динамично пульсирующий бас), слой дополнительного оповещения на базе музыкальных инструментов с коротким временем жизни (щипковые инструменты или колокола, звучащие в наиболее чувствительном диапазоне) и слой ускорения (с каждым километром в час звук увеличивается по высоте и скорости на 1%). «Слух является основным механизмом предупреждения для человека. Внезапный, раздражающий звук запускает серию реакций, высвобождает гормоны стресса. И важно найти баланс, чтобы электрокар звучал фоново, не навязчиво», — говорит создатель THOR.

Основной спрос на продукцию AVAS сосредоточен в Европе. Среди клиентов — шеринг-компании, агрегаторы сервисов по аренде самокатов, мопедов, электрокаров с парком более 100 единиц, а также производители всех типов ЭТ.

В июне 2023 года THOR AVAS были представлены в Амстердаме на главной европейской выставке по микромобильности — Micromobility Europe. Решение компании вызвало большой интерес у гостей и участников, которые могли пообщаться с командой и прокатиться, послушать звучание системы на самокате.

Будущее наших дорог

В России рынок еще не достаточно сформировался и заказчиков почти нет. Но в стране принята Концепция развития производства и использования электротранспорта, и уже в текущем году выпуск электромобилей планируется увеличить в 9 раз, а к 2030 году доля электромобилей в нашей стране будет составлять 15% автомобильного рынка, прогнозирует Минпромторг. За ростом производства последует и спрос на звуковые системы, а значит, у THOR есть хорошие перспективы и на отечественном рынке, где пока нет конкурентов.