Жан Кирштейн - персонаж аниме и манги Атаки титанов, солдат разведкорпуса и друг главных героев. Во время обучения вошел в 10-ку лучших студентов 104-го кадетского корпуса, а в конце истории с командой спас мир от угрозы полного разрушения.
В этой статье мы проанализируем такого персонажа, как Жан Кирштейн (Кирштайн) из Атаки титанов. Мне оставили оочень много комментариев под видео с анализом Армина Арлерта на ютуб про то, что хотели бы видеть анализ других персонажей из этого произведения, в частности, Жана. Так что в этой статье мы полностью проанализируем данного персонажа. Мы рассмотрим его характер, как проявляется этот персонаж в произведении и как он меняется через всю историю: с чего начинает и куда в итоге приходит.
В Атаке титанов вообще много прописанных глубоких персонажей, которые показывают разные грани в разных точках истории. Во многих персонажах можно найти изменения, которые те переживают, проходя через сюжет произведения. И Жан - это персонаж, который формирует о себе некое впечатление (вначале, надо сказать, не сильно положительное), а затем сам же его разбивает, доказывая, что он сильно глубже внутренне, чем мы о нем думаем изначально. Внешнее поведение Жана, особенно в первых сезонах, оказывается лишь прикрытием настоящей сути, который персонаж изначально не готов показать другим. В общем, мы проведем глубокий анализ Жана, увидим его проявления как личности в начале и конце произведения, и посмотрим, в чем противоречие данного персонажа.
Внимание! Будут спойлеры к манге и аниме Атака титанов!
С чего начинается история
Давайте начнем… с начала и посмотрим, как показан нам Жан в начале всей истории, в начале повествования в 1 сезоне. Первый раз мы встречаем Жана в кадетском корпусе. Когда главные герои поступают в кадетское училище, Жан оказывается в одном с ними корпусе - 104ом. И мы знакомимся с этим персонажем. Мы, зрители, сразу замечаем несколько моментов.
1. Жан активно всем рассказывает, что планирует закончить кадетский корпус одним из лучших, чтобы затем пойти в Военную полицию и безопасно и счастливо жить за внутренними стенами. И показано это с пренебрежением, так как мы видим историю все же от лица Эрена, а также его друзей Армина и Микасы. А Эрен считает данное желание - счастливо жить за внутренними стенами - трусливым и эгоистичным. Это не совпадает с внутренним мотивом Эрена "уничтожить всех титанов, всех до единого" и даже ему противоположно. И зрителям Жан на этом моменте ДОЛЖЕН показаться трусливым и зацикленным на собственных радостях и удовольствии от жизни, когда другие гибнут на войне с титанами! Исаяма буквально своими руками формирует у зрителей пренебрежительное отношение, до того, что мы настраиваемся дальше видеть этого персонажа как негативного. Жан показан как персонаж с убеждениями, противоположными убеждениям протагониста, противоположными тем, что автор показывает “правильными”.
2. Жан вспыльчивый и весьма конфликтный персонаж, особенно на первых порах. Выражается это так же в стычках с Эреном, в большей степени из-за их ценностных разногласий. Жан считает себя реалистом. Он за комфорт и реальность, в отличие от идеалистических взглядов Эрена. И Эрен Жану кажется безумным фанатиком, беспочвенно выпендривающимся идиотом из-за самоубийственного желания вступить в разведкорпус. А Эрену Жан кажется эгоистичным ублюдком, заботящимся только о своем комфорте. Эрен считает Жана трусом, которому только и нужна спокойная жизнь за стенами. И это приводит к конфликтам.
Начинается все со спора, а иногда переходит почти в драки. Мы постоянно видим эти две конфликтующих стороны, причем уже не только из-за ценностей, но и из-за всякой фигни, типа, будем мы убивать игуану или нет, что показано в ОВА-3. При этом в характерах Эрена и Жана много общего: они оба конкурентны, оба вспыльчивы, оба хотят быть лучше других.
Все усугубляется симпатией к Микасе, которую Жан испытал к ней с первой встречи. А Эрен, видя это, назло просит ее остричь волосы. Это еще больше разжигает конкуренцию между парнями. В детстве, до поступления в кадетский корпус, Жан рисует портрет девушки, которая очень походит на Микасу (хотя он ее еще не встретил) - это показано в ОВА-2. В конце 1 сезона Жан расстроен, когда Микаса сидит у постели раненого Эрена и грустный выходит за дверь. И даже в 4 сезоне Жан говорит, что Микаса ну никак не может унаследовать Атакующего титана, - возможно, не хочет, чтобы она умерла через 13 лет? Но Микаса вечно следует за Эреном и сосредоточена только на нем, что не может не расстраивать Жана.
При этом, Жан весьма хорошо учится в кадетском корпусе! Он становится 6ым (опять после Эрена) студентом 104 корпуса и отмечен Китом Шадисом как “Мастер пространственного маневрирования, но склонен показывать зубы, что приводит к конфликтам”. Даже Кит Шадис замечает конфликтную натуру молодого человека. Тем не менее, Жан неплох в бою, что будет показано и позже.
Детство Жана Кирштейна: ОВА-2
Давайте вернемся чуть назад, в детство Жана и посмотрим, что еще мы можем увидеть до старта повествования. Об этом нам может многое рассказать ОВА-2, где мы видим детство Жана и его мать.
В детстве Жан был милым ребенком, и даже некоторое время заботился о своей матери, когда она заболела. Она заботилась о Жане и постоянно говорила, какой тот хороший и добрый мальчик. Но затем почему-то (нам не показано почему именно) Жан стал резким и закрытым со своей мамой, начал хамить ей и захлопывать дверь перед ее носом. (Возможно, просто подростковый период..?). Но В ОВА-2 показано, как во время обучения в кадетском корпусе, ребята были направлены на тренировку в Трост. И к Жану приходит его мама, спрашивая, почему тот не навестил ее после приезда в Трост. Жан грубо отвечает ей, говорит, что ему ничего не нужно и в почти неприличной форме просит убраться. Здесь хорошо показана точка А этого персонажа. Он закрытый, не показывает свои реальные эмоции и чувства, внешне холодный и огрызающийся. Он подшучивает и опускает других студентов кадетского корпуса, грубит матери, хочет быть лучшим.
Точку зрения Жана изменяет кулинарный поединок, в котором он участвует с Сашей, и обычный домашний омлет, который Жан выставляет на конкурс от себя. ОВА-2 заканчивается тем, что Жан выигрывает поединок и переоценивает свое отношение к маме, понимая, как много она делала и делает для него и решает сам навестить ее. Переоценка отношения к маме - сильный мини-сюжет. Эта небольшая арка, показанная нам за 25 минут дополнительной серии глубже раскрывает нам Жана как персонажа.
Уже здесь мы можем предположить, что за внешней грубостью, конфликтностью и наглостью Жана есть что-то большее, какая-то доброта и человечность. Как он заботится о болеющей матери, как он понимает, что любит ее и все-таки хочет навестить…
ОВА-3
Кроме ОВА-2 есть еще ОВА-3, которая может нам дать дополнительную информацию по персонажу Жана.
ОВА-3 рассказывает нам о задании кадетов во время обучения, где они должны поехать за 40 километров от лагеря и вернуться назад, но происходит непредвиденная ситуация - на кадетов нападают бандиты. Здесь снова показана конкуренция между вспыльчивым Жаном и вспыльчивым Эреном. Но Марко, как лидер группы, обращается к Жану за советом, что лучше сделать в сложной ситуации. В конце Марко отмечает, что лидерская роль подошла бы Жану больше чем ему. И на скептический вопрос Эрена “эт почему?” отвечает, что тот когда-нибудь поймет. Марко видит личность Жана яснее, чем остальные. Правда на данном этапе Жан сосредоточен на победе на пути к своей цели - вступить в военную полицию, и складывается ощущение, что его волнуют только баллы и ничего больше. Он хамит, дерзит и ведет себя немножко как придурок).
В этой серии Жан снова проявляет себя как реалист и не хочет зря влезать в опасности (в противовес Эрену). Но они оба хотят победить, так что это их точка кооперации. Жан вместе с Эреном нападают на повозку бандитов - из всего отряда для нападения выбраны именно они за видимый уже тогда тактический талант и боевые способности.
Сложный выбор
Но давайте вернемся к основному повествованию. Первый сезон является основным в трансформации Жана. В нем Жан серьезно меняется и раскрывается как личность.
Во время битвы за Трост происходят важнейшие события, которые меняют всю последующую жизнь Жана Кирштейна. У Жана происходит переоценка ценностей, которые тот изначально постулировал. На поле боя Жан пришел с решением стать военным полицейским, но по окончании боя в Тросте Жан в этом уже не уверен, а внутри теперь склоняется к другому решению.
Во время боя в Тросте Жан раскрывается как хороший лидер. Он может оценить расстановку сил, ситуацию в моменте, собраться и среагировать, даже когда другие теряют самообладание. Показано, как в ситуации, когда у Микасы кончается газ, Жан берет командование на себя. Он ведет всех, чтобы закончить миссию. Он не стратег, как Армин, а скорее тактик, который может сориентироваться и взять ответственность на себя в важный момент - хотя и задумывается, имеет ли он право? У Жана высокие навыки боя, это персонаж, который может находиться в гуще событий, но еще и брать ответственность за жизни людей в этот момент.
Жан снова проявляет вспыльчивость, бросаясь на челов в отряде снабжения, когда те спрятались и не оказали кадетам поддержку.
В процессе Жан видит настоящих титанов, видит весь ужас сражения с ними. Он видит, как в бою умирают его товарищи, друзья по кадетскому корпусу. Через несколько дней после битвы в Тросте Жан узнает, что там же погиб Марко, к которому Жан явно был привязан и считал его своим другом. Это переворачивает понимание Жана, он понимает, что есть нечто более важное, чем спокойная и комфортная жизнь внутри стен. И после увиденного он уже не может действовать прежним образом. На распределении между Военной полицией, Гарнизоном и Разведкорпусом Жан колеблется, сомневается, даже боится, и, в шоке, все же решает пойти в Разведку. Жан вероятно, сам не может понять, почему так поступил. И Эрен, когда видит, что Жан тоже в разведке, крайне удивлен этому. Но мы, зрители, можем увидеть в этом огромный рост персонажа, и понять, что при желании комфортно жить, ценности Жана все же куда более глубокие. Он просто не может отсидеться за стенами, когда в бою умирают его друзья. Принятие решения о вступлении разведку это момент, на котором даже можно словить мурашки. Но жизнь еще не раз проверит Жана на верность его решения, спросит, не пожалел ли он о своем решении? - мы увидим это позже.
Как меняется Жан
Чем дальше мы смотрим аниме или читаем мангу, тем больше видим в Жане человечность, которую тот прячет за холодным поведением и закрытостью. Жан не раз упоминает, что “погибло столько людей”! И критически относится к людям, которые не ценят этого. Например, когда во время операции по поимке женоподобного титана Эрен не может превратиться, Жан возмущен, что Эрен не ценит жизни своих товарищей.
Жан также тяжело переносит предательства и моменты, когда открывается, что их так называемые “друзья” - это титаны с Марли. Жан не может поверить в то, что Райнер и Бертольд на самом деле их враги, вспоминая все моменты, которые они пережили вместе в кадетском корпусе. Жан пытается поговорить с ними, когда те уже убегают с Парадиза, унося с собой Эрена. Это все про реальную человечность Жана, про то, что он ценит друзей, отношения и человеческие жизни. И это в определенной степени ломает образ Жана из 1 сезона, где он показан нам холодным, насмешливым и закрытым персонажем.
При этом, Жан всегда без страха бросается в бой. В одном эпизоде Жан чуть не умирает, но его спасает Армин и активация Эреном таланта прародителя. К этому моменту Жан уже понимает, что способности Эрена уникальны и он является “надеждой человечества”, и тогда их вражда потихоньку сходит на нет.
Еще, Жан весьма умен. Во время поимки женоподобного титана в конце 1 сезона у них с Армином в лесу гигантских деревьев происходит прямо таки военный совет. Стратег Армин и тактик Жан пытаются разобраться, зачем они здесь и в чем цель Эрвина в этом лесу. Жан делает достаточно разумные выводы по поводу всей операции.
Во 2 сезоне снова проявляются лидерские качества Жана, когда он с отрядом встречает Имир в форме титана в лесу гигантских деревьев. Имир украла Хисторию, и Жан сплачивает других солдат, чтобы они поймали Имир. Жан снова не теряется в сложной ситуации, когда другие не понимают, что делать.
В 3 сезоне Жан оценил, что 60% солдат, отправившихся на миссию, погибли, а еще 20% получили тяжелые ранения. Он отметил, что Эрен решит, стоило ли это таких жертв - мы снова видим ценность жизни и людей для Жана. Чем дальше мы смотрим Атаку титанов, тем яснее видим, что Жан из 1 сезона - лишь образ, но наконец мы видим действительные ценности этого персонажа. Жан не может сразу убить человека на повозке, даже когда ему грозит опасность, что опять же показывает ценность человеческой жизни для него. Жан не понимает предательств, не может просто так убивать обычных людей и сожалеет о смертях товарищей. Армин спасает Жана, и не первый раз. У них с Армином прямо таки взаимопомощь на поле боя. Во время битв они обмениваются мнениями по военным, стратегическим и тактическим вопросам и часто оказываются рядом. Это взаимное уважение и доверие.
И здесь Жану стыдно, что Армину пришлось сделать это - он понимает, что необходимо нажать на курок в следующий раз. Жану приходится отказаться от ценности жизни в целом во имя жизней своих друзей и команды. Это тяжелый шаг для персонажа, но он делает его, принимая реальность жизни и этого жестокого мира. Понимание жизни этим персонажем меняется постоянно по ходу произведения, и то, какие решения в итоге принимает Жан, вызывают огромное уважение к нему.
И мы снова видим, что Жан неглуп. В 3 сезоне он снова принимает классное решение насчет действий в моменте. Жан проявляет хитрость в ситуации с Марло и Хитч: придумывает, как все провернуть, чтобы проверить их реальные намерения, но немножко получает за это по голове. Он оценивает, что он может сделать прямо здесь и сейчас, и реализует этот план. В итоге, Марло попадает в разведку.
И в 3 сезоне Жан понимает, что правильно сделал, что не пошел в военную полицию (кем бы я был сейчас?). Мы можем увидеть персонажа, который прошел через ад, стал сильнее и теперь может увидеть последствия своего альтернативного выбора. И он понимает, что все сделал верно.
Рассматривая ветку в Шиганшине в конце 3 сезона, мы снова видим, что Жан может проявить себя как лидер в сложной ситуации. Когда голова Армина отказывает от нахлынувших эмоций, Жан собран и хладнокровен. Жан никогда не впадает в истерику в сложной ситуации и не сдается. Он продумывает тактическую сторону и берет командование на себя. Выживание всех друзей из команды - Конни, Саши, Микасы, Армина, в большой степени его заслуга.
4 сезон
Так мы подходим к тайм-скипу и 4 сезону. До 4 сезона Жан проживает существенный рост и делает сложные выборы. Он видит смерть огромного количества друзей и сослуживцев, и сожалеет об этом. Это персонаж, который от холодности и закрытости приходит к раскрытию своей человечности и совершает выборы, основанные на своих действительно глубинных ценностях, как бы страшно и жутко ему не было в моменте. Он решительно идет в свой страх и убеждается в том, что сделал правильный выбор.
После тайм-скипа мы снова видим всех персонажей, но уже значительно потрепанных жизнью. У них в глазах безмерная печаль от потерь и понимания реальности этого мира. И Жан не стал исключением.
Жан сожалеет, что ему пришлось стать убийцей, спасая других и отвоевывая счастливое будущее друзей и Парадиза. В новой реальности, после открытия информации из подвала, Жану приходится воевать с марлийцами и убивать их. И, несомненно, это очень тяжело для Жана.
“Особенно ты, Жан. Говорят, ты стрелял из громового копья в юного Фалько, чтобы попасть в титана-перевозчика. И только из-за того, что копьё ушло мимо цели, Фалько сейчас сидит среди нас.” - цитата Елены.
Жан злится на Эрена за все, куда он их втянул, но при этом не желает ему смерти. Он возмущен, что когда-то раньше завидовал ему. И конечно, Жан безмерно сожалеет еще об одной потере в начале четвертого сезона - Саше. У них с Сашей и Конни вообще тусовка, они лучшие друзья, которые столько прошли по ходу истории. И эта неожиданная, почти глупая смерть Саши от пули Габи могла бы подкосить персонажа, особенно понимая теперь его личность и ценности. Но Жан все же находит силы бороться дальше.
Возможность исполнить мечту
И, что важно, в 4 сезоне Жан снова проходит проверку на ценности, но опять принимает то же решение, что и в 1 сезоне. Жизнь спрашивает Жана, правильное ли решение он принял тогда, отказавшись от спокойной жизни в столице и вступив в разведку? И предлагает ему вернуться на тот путь, о котором он когда-то так сильно мечтал.
Когда Эрен активирует гул Земли и Йегеристы захватывают власть на Парадизе, Жан сидит и размышляет о своей потенциальной комфортной жизни. Жан мечтает получить дом в центре, завести семью и днями пить крепкий алкоголь, и никто слова ему и сказать не посмеет, так как он - герой войны. У жены Жана в его мечтах чёрные волосы и шрам на правой скуле, прямо как у Микасы — в целом, женщина очень похожа на Микасу. Она держит на руках ребёнка, что может означать, что после стольких лет Жан всё ещё испытывает чувства к Микасе и хочет создать с ней семью, если они выживут. Жан мечтает о том, чтобы его дети и внуки, и вообще его семья не бедствовали, жила в комфорте и достатке. И его можно понять в его мечтах. Это вообще персонаж наиболее приближенный к реальности. Среди всяких идеалистов, самоубийц и мечтателей Жан говорит нам о настоящей жизни, об обычных человеческих ценностях.
Стоит всего лишь остаться на стороне Йегеристов и не лезть. И тогда все будет так, как он мечтает. Стоит лишь ничего не делать, и будет все, о чем мечтал Жан.
Но Жан все же приходит на встречу с Ханджи, а затем отказывается стрелять в Оньянкопона, вопреки приказу Флока и присоединяется к команде спасения человечества.
Позже Оньянкапон спрашивает Жана, почему тот не остался с Йегеристами, на что Жан отвечает "Поздно. Обуглившиеся кости мне бы этого не простили."
Это невероятно сильная цепочка сцен, которая снова раскрывает нам, что Жан гораздо глубже и сильнее, чем человек, который готов спрятаться за стенами и забыть обо всем, что он видел. Жан не смог бы спокойно сидеть и “днями пить алкоголь” в шикарном доме в столице, понимая, сколько друзей погибло ради высшей цели, сколько людей пожертвовало собой во имя свободы и мира. Жан снова выбирает идти биться и повторно вступить в разведкорпус, хотя и жертвует своей мечтой о счастливой и спокойной жизни.
Но в 4 сезоне мы все еще можем увидеть проявления предыдущего Жана. Он становится гораздо сдержанней, но в разговоре с Тео Магатом Жан снова проявляет вспыльчивость. Жан проявляет вспыльчивость в разговоре с Райнером в том же эпизоде - бьет (нет, даже избивает) его по лицу за все, что пришлось пережить ему и его друзьям с Парадиза. В этих сценах мы видим, насколько большую боль несет в себе этот персонаж, насколько Жан сожалеет о смертях друзей и насколько Жан не хотел всего этого.
И Жан все еще бесстрашно идет в бой. Надо заметить, что Жан один из персонажей, который не владеет разумным титаном или плюшками-баффами вроде аккерманской крови. Это просто обычный человек. И при этом, ему удалось выжить и даже не покалечиться к концу произведения, без регена, без превращений, без каких-либо сверхспособностей. Это точно может говорить о боевом мастерстве персонажа, мастерском владении УПМ и, наверное, капельке удачи.
Концовка: куда мы приходим?
И квинтесценцией пути этого персонажа становится 138 глава манги, пока не отснятая в аниме (но это точно будет сильно). Когда всем кажется, что Эрен уже уничтожен, и появляется надежда, Исаяма рушит ее как карточный домик. Оказывается, что Эрен еще не убит, а группа элдийцев, в рядах которых находятся Жан и Конни, вот-вот станет неразумными титанами. Конни спрашивает, понимает ли Жан, что он сам их на это обрек, что решения Жана привели к такому. И Жан понимает. В этой сцене он понимает и то, что не мог поступить по-другому, что даже при таком конце все было правильно.
Жан и Конни жертвуют собой, понимая, что другого пути нет, и что они станут титанами. Жан, принимая это, и отпуская Микасу, Леви, Фалько и Пик, становится неразумными титаном. И это максимум того, на что готов Жан во имя друзей, во имя спасения жизней и человечества. Он не просто жертвует комфортом и бестревожной жизнью - он жертвует собой, понимая, на что шел с самого первого сезона. В Жане есть что-то гораздо глубже, чем желание комфорта и жизни за стенами.
И когда Жан снова становится человеком после отмены всех неразумных титанов, он наконец понимает Эрена. И это приводит к полному их примирению внутри Жана.
И давайте обратим внимание на самую концовку. Проходит 3 года после “битвы небес и земли”. Теперь все относительно спокойно. Конечно, надвигается потенциальная война, но персонажам хотя бы не нужно сражаться в моменте. Они теперь - дипломатические послы.
То, как Жан приукрашивается для поездки на Парадиз, может говорить о том, что он ухаживает за собой для того чтобы увидеться с Микасой. Есть дополнительные главы манги, по которым выстроили целую теорию Жана-Микасы, что они женились, и у них ребенок. Но до конца неясно - Жан ли это (хотя и похож на него сзади?) или какой-то другой чел. Исаяма не подтвердил версию, что это именно Жан.
В итоге
Найдет ли этот персонаж счастливую и спокойную жизнь с семьей? До конца неясно, но очень хотелось бы пожелать этого Жану. Это персонаж, который многое прошел, многих потерял и один из немногих остался жив. Теперь на нем грузом лежит все прошлое, все убийства и смерти, с которыми ему пришлось столкнуться и сложные выборы, которые ему приходилось делать. Хотелось бы, чтобы он наконец нашел спокойствие и пришел к своей мечте.
Жан был любимым персонажем самого Хадзиме Исаямы - автора манги Атака титанов. И Жан прописан в Атаке титанов как противоречивый персонаж. Мы видим у него разные грани по ходу произведения, которые делают этого персонажа настоящим. Это ценность комфортной жизни, но вопреки этому и ценность жизни друзей, ценность спасения человечества, следовать которой он выбирает. Это вспыльчивость в одних моментах, но хладнокровие и твердые спокойные решения в других. Это пренебрежение отношениями и ссоры, но при этом, теплое отношение к друзьям и семье.
В арке Жана мы видим настоящее превращение из нагловатого, хамоватого и вспыльчивого подростка в 1 сезоне в ответственного, хладнокровного лидера, человечного и ценящего жизни друзей персонажа. Мы видим взросление этого персонажа. Этот персонаж сбрасывает с себя все лишнее, раскрываясь нам по-настоящему таким, какой он на самом деле есть. И мы видим, как этот персонаж, постоянно мечтая о спокойствии и комфортной жизни, снова и снова делает выбор в пользу большего, в пользу друзей, Парадиза и человечества.
Видео на Ютуб по теме статьи:
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал Студии 25 на Яндекс.Дзен https://dzen.ru/studia25, чтобы не пропустить следующие публикации. А также, приглашаю на канал Студии 25 на Ютуб https://www.youtube.com/@studia25 😊
До встречи!