Найти тему

Чудом уцелевшие фрески, которым от 300 до 900 лет

Оглавление

Росписи храмов неразрывно связаны с их интерьерами, с тем местом, где их создали. Однако трагические события, война и разрушения XX века привели к утрате многих церквей, от которых, благодаря самоотверженному труду реставраторов, сохранились снятые со стен вместе со штукатуркой фрески. Эти фрагменты - свидетели истории, памятники искусства, во многом чудом дошедшие до наших дней.

При создании стенописей древние мастера применяли две основные техники. Фреска (от итальянского fresco – «свежий») предполагает письмо водными красками по только что положенной сырой штукатурке. В древнерусских памятниках в чистом виде практически не встречается. Темпера (от латинского temperare – «смешивать») предполагает смешивание красочных пигментов со связующим из яичного желтка или клея. В этой технике работали по уже высохшей штукатурке. Иногда мастера объединяли обе техники, нанося завершающие темперные слои на фресковую живопись.

Среди сохранившихся росписей, хранящихся в собрании Музея имени Андрея Рублева — ранние работы иконописца XV века Дионисия, произведения изографов Оружейной палаты XVII века, мастеров разных городов Руси.

Образы святых из церкви Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода

Храм был построен в 1198 году и расписан год спустя по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича. В 1867 году акварельные копии фресок Нередицкой церкви были удостоены медалей на Всемирной выставке в Париже. Это был едва ли не первый памятник древнерусского искусства, вызвавший интерес во всем мире. Его активно изучали, публиковали и копировали. В 1941 году во время Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии обороны и была почти полностью уничтожена артиллерийским огнем. Ныне восстановленный храм Спаса на Нередице включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Извлеченные из завалов части известкового грунта с живописью до сих пор являются предметом изучения. Представленные фрагменты в разрозненном виде поступили в музей в дар от коллекционера Г.Д. Костаки. Они были собраны из нескольких частей и определены как лики преподобного Дометиана Мелитинского и священномученика Ипатия Гангрского, изображения которых находились в алтаре.

Подробнее читайте - Как фрагменты из древнего новгородского храма оказались в Москве.

Лик святого из Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря

Фрагмент росписи из Рождественского собора Пафнутиево-Боровского монастыря. Около 1474 года. Мастера Дионисий и Митрофан. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Фрагмент росписи из Рождественского собора Пафнутиево-Боровского монастыря. Около 1474 года. Мастера Дионисий и Митрофан. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Из Жития святого Пафнутия известно, что росписи собора выполнили старец московского Симонова монастыря Митрофан и Дионисий — «живописцы хитрые в Русской земле». Другие работы Митрофана неизвестны. Дионисий же впоследствии стал одним из самых прославленных русских иконописцев. Росписи Пафнутьева монастыря — самая ранняя из его известных работ.

В те времена рисунок выполняли красками, разведенными на воде или извести. Известь также добавляли и в штукатурку, поэтому красочный слой прочно связывался с основой и долго не разрушался. В 1586 году храм разобрали на блоки, которые использовали при строительстве нового собора.

Когда в 1960-х годах здание реставрировали, ученые извлекли 29 белокаменных фрагментов, частично с фресками. Некоторые из них теперь хранятся в Музее Андрея Рублева, например, сохранившийся лик святого.

Образ святой Феклы из церкви Рождества Богородицы Можайского Лужецкого монастыря

Святая Фекла. Фрагменты росписи из собора Можайского Лужецкого монастыря. Середина XVI века. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Святая Фекла. Фрагменты росписи из собора Можайского Лужецкого монастыря. Середина XVI века. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Рождественский собор в Лужецком монастыре в Можайске построили в 1542 году и вскоре украсили росписями. Исследователи предполагают, что сюжеты для фресок выбрал сам митрополит Московский и всея Руси Макарий.

Храм простоял три века. В 1812 году солдаты наполеоновской армии разграбили и подожгли его. Часть фресок была уничтожена огнем. Отреставрировали собор только в середине XX века.

Фреску из этого храма Музей Андрея Рублева выкупил у одного из московских коллекционеров в 2004 году. Она состояла из множества мелких фрагментов, однако искусствоведы установили, что на фреске изображена святая Фекла.

Образ апостола Петра из собора Чуда Архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря

Святой апостол Петр. Фрагмент росписи из собора Чуда архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля. Первая половина XVII века. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Святой апостол Петр. Фрагмент росписи из собора Чуда архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля. Первая половина XVII века. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Каменный собор Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле построили итальянские зодчие в 1501–1503 годах. Расписывали его значительно позже — в следующем столетии.

В конце 1929 года храм решили снести, а на этом месте построить новый административный корпус Кремля. Фрески со стен разрешили снять, однако реставраторы смогли спасти только часть фрагментов: храм взорвали ночью без предупреждения. Росписи, которые успели снять, художники восстановили и отправили в музеи: Государственную Третьяковскую галерею, Государственный исторический музей и Государственный Русский музей. В Музее имени Андрея Рублева хранятся две фрески из этого собора.

Фрагменты росписей Троицкого собора Макарьевского монастыря в Калязине

Макарьев монастырь был основан в XV веке. На протяжении многих веков русские правители приезжали сюда поклониться мощам преподобного Макария, основателя обители. Пятиглавый Троицкий собор в монастыре построили в 1654 году на средства царя Алексея Михайловича. Расписали его в тот же год. Иконописцы изобразили святых апостолов, композицию «Введение во храм» с образами святых Иоакима и Анны, другие библейские сцены. На стене храма оставили надпись, в которой указали имена 17 мастеров, выполнявших эту работу. Среди них были известные в те годы иконописцы Оружейной палаты Василий Ильин и Иван Филатьев, которые до этого украшали Архангельский собор Московского Кремля.

Троицкий собор разделил печальную судьбу многих храмов Поволжья, которые были затоплены при строительстве гидроэлектростанций. Здание оказалось на дне Угличского водохранилища. До затопления ученые смогли отделить большую часть росписей от стен. Работы вели зимой: на красочный слой намораживали ткань и затем откалывали штукатурку.

В наши дни фрагменты хранятся в разных музеях страны. Часть из них подобрал местный собиратель старины В. Троицкий. Его дочь передала их Музею имени Андрея Рублева.

Фресковый иконостас церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Юрьевце

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Юрьевце Ивановской области возвели в начале XVIII века. Она стала первой каменной постройкой в городе. Храм отличался внешним декором в духе московских церквей: верхнюю часть стен отделали изразцами и резными кокошниками.

Первый иконостас в церкви был фресковым. Он состоял из пяти ярусов икон — их написали прямо на стене, которая отделяла алтарь от основной части храма. Позже здесь соорудили резной золоченый иконостас, который закрыл стенную роспись.

После революции здание переделали под хлебозавод, а фрески закрасили. В 1952 году начали строить Нижегородскую гидроэлектростанцию, и место, где стояла церковь, должно было затопить водохранилище. Благодаря самоотверженному труду художника-реставратора С.С. Чуракова, перед разбором церкви удалось снять с предалтарной стены фрагменты штукатурки с живописью (всего - около 50 м²) с образами праздников и святых. Сегодня это один из немногих сохранившихся фресковых иконостасов и единственный, который можно увидеть в стенах музея, а не в храме.

Иконостас. Первая треть XVIII века. Ярославль. Известковая штукатурка, темпера. Из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева, 4 этаж.
Иконостас. Первая треть XVIII века. Ярославль. Известковая штукатурка, темпера. Из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева, 4 этаж.

Подробнее читайте - Подвиг реставратора. Памяти С.С. Чуракова

Росписи церкви Воскресения Христова в Пучеже 1789 года

Церковь Воскресения в поволжском городе Пучеже построили в 1717 году. Расписали ее фресками в стиле барокко уже в конце XVIII столетия. На стенах храма можно было увидеть сюжеты страстей Христовых, евангельских притч и сказаний, а также иконы Богоматери. Несколько аллегорических композиций — «Корабль веры», «Лекарство душевное», «Суд Божий над Вавилоном» — художники позаимствовали из популярной в те годы западноевропейской гравированной Библии Вайгеля.

Корабль веры. Фрагмент росписи из церкви Воскресения Христова г. Пучеж (Ивановская обл). 1789 г. Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Корабль веры. Фрагмент росписи из церкви Воскресения Христова г. Пучеж (Ивановская обл). 1789 г. Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль. Собрание Музея имени Андрея Рублева

В начале 1950-х годов на Волге начали строить плотину, и храм должно было затопить водохранилище. Поэтому летом 1954 года реставраторы Никита Тилин и Сергей Чураков сняли часть росписей со стен. Им удалось сохранить около 80 квадратных метров фресок. В 1959 году их передали в Музей имени Андрея Рублева.

Образ Христа. Фрагмент росписи из церкви Воскресения Христова г. Пучеж (Ивановская обл). 1789 г. Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль. Собрание Музея имени Андрея Рублева
Образ Христа. Фрагмент росписи из церкви Воскресения Христова г. Пучеж (Ивановская обл). 1789 г. Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Эти древние памятники представлены в зале 4 этажа постоянной экспозиции музея - часы работы уточняйте на сайте музея.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!