Найти тему
Яхта Liberty

Судовой журнал осень 2023 г.

Действующие лица*:

Я - со мной понятно

Никита - мой сын

Наталья - мама Никиты

Тимка - кот предположительно британской породы (или где-то около того)

Егор - владелец и капитан моторной яхты "Лапочка"

Mr. Е. - владелец и капитан одноимённой яхты "Mr. Е."

Эртан - русскоговорящий (слегка) турок, общий знакомый, на все руки мастер

Другие действующие лица

*- Лица настоящие, имена выдуманные

27 августа воскресенье

Летели с Тимкой. Заблаговременно поставили необходимые прививки, а накануне вылета съездили в ветеринарную клинику где-то в Хорошевском переулке что-ли, где за три с полтиной и при оч-ч-чень поверхностном осмотре (т.е. без градусника в ректальном проходе и пр.) получили документ, с которым, наконец, можно покинуть территорию страны и, главное, вернуться назад в течение девяноста дней без посещения аналогичного заведения в стране временного пребывания. Вернуться, правда, с одним нюансом - при, цитата: "условии сохранения маршрута", т.е. при условии возвращения через аэропорт прибытия, в нашем случае, Даламан. Так и не понял почему, не смотря на то, что переспросил дважды.

Аэропорт
Аэропорт

Тимка дорогу перенёс стоически, не подавая голоса; на борту самолёта выбрался из переноски, глядел в иллюминатор или дремал у Натальи на коленях, пока бдительные победовские стюардессы не потребовали вернуть живность назад.

Земля в иллюминаторе видна
Земля в иллюминаторе видна

До ECE Marina добрались на такси за 50 евро - на пятёрку больше, чем месяц назад, на причале встретили Эртана, вездесущий турок помогал завести судоподъёмный понтон* под пришвартованный катамаран.

*- так называется надувное приспособление из ПВХ, напоминающее формой то ли дирижабль в миниатюре, то ли гигантскую колбасу (кому что ближе), подводимое в полусдутом состоянии под, в данном случае, катамаран, позволяющее, после его, приспособления, накачки воздухом, более или менее высоко приподнять нужную часть ката для, например, осмотра и ремонта винтов. С монохулом так не выйдет, разве что два баллона с двух бортов и то хз.

Тимка чуть понервничал на новом месте, в основном из-за жары, но быстро пришёл в себя, всё оглядел, обнюхал, а когда кондей понизил температуру внутри лодки до комфортных значений, окончательно успокоился, внешним проявлением чего стали свойственные ему завидный аппетит и здоровый сон.

Завидный аппетит
Завидный аппетит
Здоровый сон
Здоровый сон

Через день он уже поглядывал с любопытством наружу.

И хочется, и колется
И хочется, и колется

А через два преспокойно чувствовал себя в кокпите, если не было слишком жарко.

-6
Освоился
Освоился

Наталья тоже освоилась довольно быстро, похоже, сказался опыт недолгого пребывания на лодке в январе прошлого года, когда мы, буквально на 10 дней, выбирались с её родителями в Фетхие и даже выходили в море, правда, недалеко и не на долго.

Труднее всего, к моему великому удивлению и глубокому разочарованию, пришлось Никите, чьё страдальческое выражение лица должно было показать всем его отношение к этой затее с поездкой. Но в голос жаловался пока только на жару. Удивило, потому что инициатива принадлежала если и не ему, то активно он не возражал точно, кроме того, в 2018 году он прошёл двухнедельные курсы в Черноморской яхтенной школе по программе International Bareboat Skipper, сдал экзамен и получил соответствующие корочки. Что касается разочарования, то оно еще впереди.

Сегодня же, двумя часами позже, рейсом из Сочи в Даламан прилетел Егор, и не успели мы разместиться и наскоро перекусить, как он уже поднимался на борт Liberty. Познакомил его с Натальей, Никитой, само собой, с Тимофеем, отнесшимся к новому знакомому, на удивление, настороженно, перекинулись парой слов, условившись продолжить знакомство в 18:30 в Pasa Kebap, после чего он ушёл к себе, дабы привести себя в порядок с дороги.

Никита предсказуемо не пошёл, оставшись с Тимкой на лодке, а мы с Натальей, Егором и присоединившимся к нам чуть позже Mr. Е., душевно так посидели сначала в Pasa Kebap, затем, уже втроём (Mr. Е. ушёл), переместились в кальянную на набережной и закончили день на борту Лапочки ближе к полуночи.

Никита + Тима
Никита + Тима

28 августа понедельник

Не смотря на количество и разнообразие выпитого, утром мыслей из серии "лучше б я вчера сдох" не было. Чего не скажешь про Никиту. Его пробуждение сопровождалось столь жалобными стенаниями, что складывалось впечатление, будто вчера пил не я, а он. Озвученная причина - жара. И это, заметьте, при работающем кондиционере?

На завтрак пришёл Егор и вечер продолжился. И если у меня поначалу еще проскальзывали здравые, но робкие призывы остановиться, мол, мне еще под воду чистить у Лапочки винты (сам вчера подписался), то после 3-4 рюмок, когда я решительно заявил, что пьяный под воду не пойду, все разговоры о работе прекратились. К полудню, когда Егор, изрядно "нагрузившись", отправился спать, предварительно взяв с меня слово продолжить "банкет" за ужином, мы смогли заняться хозяйственными делами, для которых вчера просто не нашлось ни времени, ни сил.

Зашёл Эртан с приятным известием, что транзит лог готов (я вчера успел отдать ему судовые бумаги и деньги). На этот раз право ходить в территориальных водах Турции обошлось мне в 250 евро, из которых 190 с чем-то непосредственно транзит лог и полсотни штраф за несвоевременное его оформление, прежний то закончился у меня, дай Бог памяти, в феврале.

К 18:30, как и договаривались с Егором, отправился в ресторан, на этот раз, для разнообразия, в Dut Agaci, наискосок через дорогу от вчерашнего Pasa Kebap. Наталья в этот раз идти отказалась под каким-то благовидным предлогом, маскирующим "не могу больше". Посидели хорошо, но в этот раз недолго и без фанатизма, сказывалась усталость от вчерашнего ужина и сегодняшнего завтрака, к тому же завтра предстоит поработать под водой. Работа вообще, а под водой в частности, удовольствие и так так себе, а если ещё и с похмелья ... Короче говоря, в девять часов я был уже на Liberty, где Наталья с Никитой смотрели привезённый с собой на флешке сериал "Во все тяжкие" - редкостная, на мой взгляд, муть.

Пока меня не было, заходил Эртан, пробовал установить привезённую мною из России розетку береговой сети, но не тут то было, она не подошла. Помянув про себя Эртана разными выразительными словами, ведь это он на мой вопрос брать или не брать, выдал однозначное - брать. Так ли уж он был виноват или нет, не принципиально, жалко 200 евро. Он правда, со слов Натальи, обещал что-нибудь придумать, но, зная Эртана, можно предположить что его "что-то" окажется предложением заменить имеющееся каким-нибудь более или менее живым б/у по сходной цене. Поглядим.

Позже выяснилось, что всего навсего для моей приобретённой "мамы" во всей Турции не нашлось подходящего "папы" (ну, вы понимаете о чём я). Во всей Турции нет подходящей вилки для привезённой розетки! Кому скажи, хохотать будут. А может, и не будут....

29 августа вторник

Не было и пяти, когда позвонил А. - заместитель генерального директора одной из компаний - заказчиков, трубку не взял. Раньше я себе такого не позволял. Устал, должно быть.

К десяти часам, собрав оборудование для работы под водой, потащился на Лапочку, слово нужно держать.

Два баллона и три, без малого, часа под водой (с перерывом, конечно); к 15 часам винты и валы (у лодки два двигателя) Лапочки блестели, как пресловутое кошачье хозяйство. И это при том, что винты были закутаны в полиэтиленовые пакеты, подозреваю, мусорные, а валы обвязаны чем-то до боли напоминающим утеплитель для труб и практически не заросли. Не смотря на сомнения отдельных товарищей, как я позже услышал из разговора Егора с кем-то по телефону, в эффективности такого способа уменьшить обрастание, вариант - супер. На Liberty перед отъездом сделаю то же самое. Помните, что я увидел вместо винтов у себя, когда нырял в свой прошлый приезд в Фетхие? Я тоже помню.

Опреснив и повесив сушиться оборудование, я совсем уже было собрался возвращаться к себе, когда по сходням на Лапочку поднялся совершенно незнакомый мне персонаж, оказавшийся однокурсником Егора, с которым он не виделся с конца 80-х годов прошлого века! Как, должно быть, страшно, применительно к человеческой жизни, звучат слова "прошлый век".

После трудового дня
После трудового дня

Познакомившись и поболтав с полчаса, я всё-таки ушёл, получив приглашение вечером "на солянку", по приготовлению которой новый знакомый представился большим мастером.

Сергей - так его звали - действительно оказался неплохим поваром и солянка в его исполнении удалась. Кроме того, сегодня вечером он оказался одним из, наряду со мной, пьющих, т.к. и Mr. Е., зашедший в гости на Лапочку, и Егор воздержались. Первый в завязке давно, второй с сегодняшнего дня, мотивируя свой необъяснимый поступок камнем то ли в почке, то ли за пазухой. А мы с Сергеем выпили. Я уже ставшей привычной ракы, он перепробовал всё, что было у Егора в холодильнике, от Пяти Озёр до Courvoisier. Сергей оказался интересным собеседником: образованным, начитанным, много поездившим по миру и много повидавшим, свободно владеющим, кроме русского, по крайней мере, английским языком. Гражданином какой страны он был, я спрашивать не стал, но он долго жил в США, теперь перебрался в Турцию, объяснив свой поступок тем, что для хорошей жизни в США нужно в@ёбывать за троих, что ему, по всей видимости, наскучило. Видимо, в Турции он нашёл менее энергозатратный способ заработка на хорошую жизнь.

Проговорили до тех пор, пока на Лапочке не вырубился кондиционер*, стало жарко, мы с Mr. Е, попрощавшись, ушли, оставив бывших однокурсников вдвоём, им есть о чём поговорить, учитывая 30-летнюю временную пропасть с момента их последней встречи.

*- Понтон "А", где стоят преимущественно большие моторные яхты, в отличие от других понтонов марины, оснащён счётчиками электроэнергии и воды, т.е., владельцы лодок, стоящих здесь, оплачивают кроме самой стоянки еще и воду с электроэнергией дополнительно, причём по предоплате. Заплатил - пользуйся, кончились деньги - herzlich willkommen в каменный век, пока не внесёшь энную сумму. Внести деньги можно исключительно в офисе марины и только в рабочие часы. А если вечером, как в нашем случае, или ночью, не судьба значит, жди утра. Это не просто неудобно, это как-то некрасиво по отношению к своим, далеко не самым неплатёжеспособным, клиентам. Больше скажу, пошлятина полнейшая. Почему не перейти на постоплату? Посудите сами, куда условный я денусь, если у меня оплачена годовая стоянка? Что это: дурь, слабая клиентоориентированность или турецкий по@уизм или я чего-то не знаю? Хз.

Вернувшись к себе, вновь застал своих за просмотром "Во все тяжкие". Никита предлагает завтра выйти в море. Завтра мы, скорее всего, не выйдем, есть дела на берегу, но услышать такое предложение именно от него удивительно и приятно.

30 августа среда

Вчерашняя идея выйти в море правильная и своевременная. Выходить нужно сегодня-завтра, в пятницу возвращаются чартерники - столпотворение в марине, столпотворение на заправке, столпотворение в местном Carrefour ...

Для выхода необходимо:

  • пополнить запасы топлива;
  • закупиться продуктами и питьевой водой (вода из причальной колонки - по утверждению, на мой взгляд, предвзятому, верный курс на горшок);
  • проверить работу "иллюминации", это я про ходовые огни и электрику вообще (про неработающий кормовой фонарь я и так знаю);
  • освежить турецкий флаг под краспицей, сейчас там болтается огрызок вида на столько предосудительного, что задевает даже мою гордость, нетрудно представить, как это затронет тонкую душевную организацию местной coast guard;
  • проверить газовый баллон;

и далее по воображаемому чек-листу...

Хорошо бы для пущей уверенности залезть под лодку и проверить состояние винто-рулевой группы и корпуса вообще. Первую полтора месяца назад я чистил, но всё же.

И уж совсем замечательно было бы сменить масло и фильтры в движке и генераторе, особенно в последнем, куда никто лет сто не заглядывал. Но, если быть реалистом, эта грязная и недешёвая работа достанется Эртану после моего отъезда домой, сейчас не до этого, да и не так уж много моточасов я накрутил с момента последней смены масла в моторе.

Эртан, зараза такая, делая транзит лог, забыл включить в экипаж Ивана, не смотря на то, что паспортные данные у него были. Позднее, правда, выяснилось, что такая зараза не Эртан, а тот агент, что оформлял документы. Но ведь эртановский знакомый? Эртановский! Значит все таки зараза. Добавлять человека - это лишние полста евро. Хорошо, что ни одна зараза, ни другая в бутылку лезть не стали, просто поменяли лист с фамилиями, включив туда Ивана. Могли не включать! Через пару дней "включённый" преподнёс сюрприз, заявив, что он не едет. Причина, понятно, напрочь уважительная, но обидно, когда распадается коллектив.

Ну и злополучная розетка береговой сети. Эртан обещал что-то там придумать, пусть думает.

Наконец, последнее в списке, но далеко не последнее в плане важности - т.н. брифинг для экипажа, в моём случае, ликбез. Наталья выходила на лодке единожды и то часа на три, что конечно же можно не учитывать, но она, к счастью, не из категории "я же девочка" и не смотря на отсутствие опыта может быть хорошим помощником. С Никитой ситуация, прямо скажем, обратная. Он, конечно, не девочка, но типичный представитель части современной, живущей виртуальной жизнью, молодёжи. И не смотря на то, что в 2018 году он прошёл двухнедельный курс Черноморской яхтенной школы, сдал экзамен и получил корочку матроса парусной яхты, рассчитывать на его помощь и поддержку я не могу, потому что не представляю, как он может повести себя в той или иной ситуации.

Учитывая всё вышесказанное выход в море сегодня маловероятен, в лучшем случае, завтра и то не сосранья - уж очень любят поспать мои гости. Один лишь Тимка своим, на первый взгляд, броуновским перемещением по лодке придаёт последней обитаемый вид.

А пока буду готовить Liberty к выходу. Но человек предполагает, а обстоятельствам начхать.

Сначала позвонил Егор и попросил помочь со швартовкой на станции откачки "черных вод". Дизеля почему-то долго не хотели запускаться, наконец заработал правый, затем, прочихавшись сизым дымом, подключился левый, отдали швартовы, пока Егор вёл Лапочку к месту назначения, я перевесил кранцы на правый борт, которым мы должны были встать к причальной стенке, ничего, как говорится, не предвещало.

Система откачки фекальных танков в ECE Marina находится "под одной крышей" с местной заправкой и именно сегодня она (система) не работала. Интересно, - подумал я, - она вообще когда-нибудь работает? В прошлом году, в подобной ситуации она тоже не работала, и мне "откачали" waste tank для галочки, просто вставив шланг в горловину резервуара и подержали его там несколько минут на камеру (процесс ассенизации снимается на видео), после чего, выписали чек, который я оплатил в офисе марины и получил заветную бумажку, свидетельствующую о том, что я чист перед экологией Турции на случай проявления любопытства со стороны coast guard.

На этот раз молодые ребята встали в позу и то ли из принципиальных соображений, то ли по малолетству категорически отказались идти на нарушение правил, сраные конформисты, Более того, теперь, если я их понял правильно, чтобы заправиться, необходимо выйти по рации на офис марины и заблаговременно заказать бункеровку. По-моему, это дурь из той же оперы, что и другие нововведения марины, как то: калитки, ограничивающие доступ на понтоны* и посты охраны там же. Возможно, это касается моторных яхт с бездонными топливными танками, завтра, когда приду заправляться, узнаю.

*- Ещё в июльскую свою поездку я обратил внимание на тяжёлые, словно кованные, откатные калитки у входа на понтоны. Тогда они, правда, работали в тестовом режиме и были большую часть времени в положении open, а когда бывали закрыты, рядом висела бумажка с четырёхзначным цифровым кодом доступа. Теперь же калитки закрыты (за исключением пятницы, субботы и воскресенья, когда снующие туда-сюда толпы чартерников делают пропускную систему дико неудобной). Владельцам яхт выдали по брелоку с чипом, по одному на лодку; хочешь больше - покупай.
На второй день моего пребывания Эртан где-то раздобыл цифровой код, который, как оказалось, был един ко всем калиткам. Где он его откопал, история умалчивает, но у меня проблемы с доступом на понтон без ключа исчезли и ладушки. Поменяют, уверен, Эртан узнает новый.

Егор отправился на Лапочке куда-то на встречу, я вернулся к себе. Сходили с Натальей в магазин, по пути попробовал своего китайца в банкомате банка Ziraat, успешно; банкомат без сопротивления выдал мне запрошенную сумму. Заглянув в банк online и произведя нехитрые вычисления, курс лиры оказался равным 4,04 руб. На мой взгляд, очень даже неплохо.

Пришёл Эртан с семейством, посиделки затянулись и все мои планы по подготовке лодки к выходу в море оказались неосуществлёнными, и ладно.

31 августа четверг

Цены в Турции бьют рекорды. 200 литров топлива обошлись в 7700 лир, на две с лишком тысячи больше, чем год назад. Плюс 100 лир за откачку фекального танка. Он был пуст, и мне, как в прошлом году откачивали исключительно для вида, но отсутствие blue card или бумажки из марины о сдаче черных вод, почему-то чрезвычайно нервирует coast guard. Не знаю, каковы санкции за её отсутствие, и знать не хочу, но иметь её свежую все настоятельно рекомендуют. Сторонники идей шведской экологической террористки Греты Тинтин Элеоноры Эрнман Тунберг, пожалуй, изойдут в праведном гневе на компост, читая об откачке чёрных вод по-турецки и с ними можно где-то, наверное, согласиться, но прежде чем воспылать праведным гневом, задайтесь вопросом, что делать законопослушному судоводителю, полностью разделяющему официальную позицию за чистое море, покидая гавань, если А - система откачки не работает, Б - система работает, но фекальный так на вашей лодке пуст (такое, к слову, не редкость)? Забить? Но на выходе из марины вас поджидают (слава Богу нечасто) дотошные и, а вдруг, неподкупные сотрудники береговой охраны, которым вменили в обязанность проверять наличие документа, подтверждающего правильность действий капитана лодки с жидкими бытовыми отходами и которые не могут (не имеют права) пойти вам навстречу, понять, простить и отпустить. Какой будет ваш правильный ответ? Мой ответ вы уже знаете. Заправившись и "откачав" положенное, отошли от стенки, попутно едва не вызвав острую ишемию миокарда у пристроившихся за кормой немцев, пройдя, в борьбе с навальным ветром, на расстоянии тоньше комариного писка от их борта. Увернувшись от колбасников и обойдя судорожно размахивающих руками субъектов в моторной лодке*, перегородивших выход, вышли на чистую воду.

*- Субъекты в лодке, как оказалось, сигнализировали о проводимых под водой работах. О соответствующих ситуации флагах международного свода сигналов ребята, вероятно, не слышали.

Точно, флаг! Я не купил турецкий флаг! Это серьёзно. Турки уважительно относятся к своим государственным символам; мне не доводилось видеть в Турции космополитов (которых, увы, хватает дома), воспринимающих проявление уважения к своему флагу (и государственным символам в целом), как нечто неестественное и чуть ли не постыдное, считающих патриотизм чуть ли не опиумом для народа, надёргав в самооправдание себя цитат из сочинений "великих", типа: «Патриотизм есть пережиток варварского времени, который не только не надо возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой». Шваб и Ко аплодируют стоя.

С моей "тряпкой" под краспицей - до первого катера с погранцами. Предложил своим, чтобы не возвращаться, зайти в Гёчек и в любом магазинчике в марине за сотню лир купить необходимый флаг страны пребывания.

Выбравшись из юго-восточного угла залива Фетхие, обойдя с юга Fethiye adasi (остров Фетхие), подняли стаксель, выключили мотор и, оставив по левую руку о. Kizilada, взяли курс на Гёчек. Задача минимум на сегодня - проверить экипаж на пригодность к плаванию, выявить, так сказать, слабое звено.

«Вы – самое слабое звено, прощайте!» - звучит в ушах противный голос Марии Киселёвой. Слабым звеном, увы ожидаемо, оказался Никита. Даже стоя в марине, он сидел или, большей частью, лежал с выражением лица форестеровского мичмана, которого укачало в Спидхэде. Но если у Хорнблауэра это была мимолётная слабость, то у Никиты, походу, жизненная позиция. Сначала он жаловался на нестерпимую жару (это на движущейся то яхте), затем на приступы тошноты, коих в прежние времена он никогда не испытывал, что и дало мне основание подозревать его в симуляции.

При очень комфортном во всех отношениях ветре, под одной генуей (лень было идти к мачте ставить грот, точнее, убирать, т.к. ставится он у меня из кокпита), четырёх-пяти узловым ходом, курсом галфинд, лодка менее чем за два часа добежала до западной оконечности о. Tersane; здесь пришлось завести мотор, т.к. из-за высокого рельефа острова ветер словно выключили. Тема с заходом в Гёчек как-то сама собой отпала, обогнули с севера о-ва Tersane и Domuz, прошли мелким и узким, и, наверное, поэтому запоминающимся проливом между Domuz и материком с живописным названием Darbogaz или "бутылочное горлышко" по-нашему и, снова оказавшись в залифе Фетхие, поймав ветер и выключив мотор, подняли стаксель, взяв курс на находящийся от нас в 8 восьми милях на юго-юго восток мыс Iblis burun, название которого переводится как "Нос демона".

-10

Ветер шептал, лодка, не кренясь, в полветра бежала заданным курсом, пообедали, мы с Натальей и Тимкой в удовольствие, Никита ... тоже перекусил. Видя, что он слегка повеселел, по крайней мере, уже с полчаса как прекратил стенания, обрисовал план на сегодня: обогнуть "Нос демона", пройти около трёх миль до о. Karacaoeren (Караджаорен), обойти его, пройти с милю на северо-восток, оставив по правую руку о. Gemiler (Гемилер), с тем, чтобы бросить якорь в глубине залива, там, где мы стояли с Иваном и Тимофеем в сентябре прошлого года; искупаться и к вечеру переместиться милей юго-западнее, на буйки одноимённого с о. Караджаорен ресторана, там поужинать, переночевать и утром следующего дня отправиться по направлению к Калкану и дальше с тем, чтобы в конце концов дойти до д. Чиралы и полюбоваться огнями Химеры. Зная любовь Натальи к горам, я не сомневаясь в её согласии. Обрисовал и понял - зря! По мере моего повествования, выражение лица Никиты из недовольного превратилось в страдальческое. Наконец, он решительно заявил, что не готов идти не только в Калкан завтра, но и продолжать сегодня. Наталья заняла нейтралитет. Со мной был заодно только Тима, но ... До Носа демона оставалось не больше полумили, с таким настроением экипажа идти дальше смысла не было; чертыхнувшись и обвинив себя в малодушии, я переложил штурвал и направил яхту в Фетхие. Никита сразу повеселел.

Около шести вечера мы были в марине. Первый день плавания закончен.

На обратном пути обратил внимание на одно неприятное обстоятельство - стоило убрать руки со штурвала, находящегося в положении "0", как штурвал, а следом и лодка самопроизвольно начинали катиться вправо. Думаю завтра взять у Егора баллон и внимательно осмотреть т.н. винто-рулевую группу. Может быть, даже надеюсь, что проблема в обрастании, а не механического свойства и может быть устранена скребком.

1 сентября пятница

Утром, слегка перекусив, отправился на Лапочку, за баллоном. Там уже был Эртан, выслушивающий, как бы помягче сказать, облачённые в нецензурную форму упрёки Егора в его, Эртана, рукожопости. Как я понял из эмоциональной, насыщенной междометиями, речи хозяина Лапочки, Эртан подписался сделать подволок, декоративные кожаные панели которого никак не желали держаться. Суть претензий: неэстетично "усрал" кожу клеем и даже где-то "на самом видном месте" поцарапал. И главный, наисерьёзнейший пункт обвинения - высочайшая степень риска совокупления Н. с его, Егора, головным мозгом! Н., кто не помнит, в скором времени и с большой долей вероятности, его законная жена и, следовательно, хозяйка на лодке.

Возражать Егору в этой ситуации было делом бесперспективным, Эртан в конце концов, промямлил что-то примирительное и отправился за чудо-химией, которая, по его утверждениям, должна была стереть следы преступления, тем самым исключив или хотя бы снизив глубину проникновения бесконечно справедливых упрёков Н. в его, Егора, мозг. Последний удивился моему скорому возвращению, пришлось поделиться подробностями. Выслушав, он предложил мне купить Наталье с Никитой билеты домой, вернув, таким образом, их в привычную среду обитания.

Взяв баллон и груза, я вернулся к себе. Попытался было завести разговор с Натальей о продолжении нашего плавания; в ответ она огорошила меня новостью, что уже купила билеты в Москву себе, Никите, Тимке и что 7-го сентября они улетают домой. Егор - провидец, мля.

Она, правда, не отказывалась выйти в море и даже поинтересовалась, куда можно сходить за оставшиеся пять дней. Предложил сходить в Кекова, но видя настроение Никиты, не сомневался, что дальше Олюдениза мы не уйдём.

А пока нужно лезть под лодку. Не успел собрать оборудование, нарисовался Эртан, рассказал ему о странном поведении яхты на курсе. Выслушав мои предположения, покачал головой, по его мнению, причина более содержательна, чем обрастание. Правда, назвать её он готов не был и лишь озвучил, да и то не свою, идею о возможном износе игольчатых подшипников на баллере руля и даже было полез к голове баллера, но чуть подостыл, не сумев открутить первый же из попавшихся болтов. Подостыл, но не успокоился, позвав некоего Леванта - владельца сухого ремонтного дока и по совместительству инженера-судостроителя. Потрещав между собой по-турецки, разобрали штурвальную колонку, колупались там с полчаса, в итоге заработала не работавшая при мне никогда система фиксации штурвала в заданном положении. Мелочь, а приятно. Ложкой дёгтя оказалась только цена участия Леванта - 70 евро. Хоть не заикайся при Эртане о проблемах.....

Исправили ли 70 евро изначальную причину приглашения специалиста, не скажу, послезавтра* посмотрим, а пока под воду, лишней чистка корпуса не будет в любом случае.

*- послезавтра, потому что завтра Эртан пригласил нас вместе с ним съездить в расположенный неподалёку от Фетхие город-призрак Кайякей (не поручусь за правильность написания). Я согласился, полагая, что Никита заинтересуется этим больше, раз не заинтересовался морем.

Дособрал оборудование, предложил Никите (у него есть сертификат Open Water Diver) и, получив уже привычный отказ, полез сам.

Корпус изрядно подзарос, в прошлый раз я как-то не обратил внимания, был занят винтом; больше часа, пока не кончил баллон, скрёб днище своей лодки, не осилив и половины, уделив внимание лишь особо заросшим местам.

Полтора года назад, перед подъёмом лодки для антифоулинга, Эртан соловьём заливался, расхваливая какую-то новую химию на основе то ли пчелиного, то ли змеиного, то ли тещиного яда, которая, дескать, позволяет делать обработку раз в 2-2,5 года. Ответственно заявляю - нихера! Если б не почистил сейчас, к концу второго года лодка пустила бы корни. Короче говоря, даже тёщин яд не панацея, стандартные год-полтора и только.

Закончив работу, кое-как с помощью Никиты выбрался из воды на высокий причал, едва не ободрав ничем не защищенные ноги об острый, корявый, коралловый нарост понтона (благо, пузо хоть прикрыто трёхмиллиметровой неопреновой поддёвкой), вернул баллон, выпил с Егором по паре стаканчиков ракы, вернулся к себе, отшлифовал, уже в одиночку, таким же числом джина с тоником, и рано завалился спать.

2 сентября суббота

Проснулся до рассвета с лёгкой головной болью. Видимо джин поверх ракы был лишним.

Принял пару таблеток шипучего аспирина с истёкшим сроком годности, сходил в душ, накормил Тимку и лёг досыпать. Второе пробуждение было около 8, головная боль исчезла - да здравствует просроченный аспирин.

После завтрака заглянул Эртан. Хорошая новость - пришла розетка береговой сети, моя, как вы помните, не подошла. Позвал на Ласточку, через полчаса приезжает из Гёчека специалист Raymarine, нужно выти в залив на испытание навигационного оборудования, нужны руки. Через пару часов, закончив с Ласточкой, вернулся к себе переодеться для запланированной поездки в Кайякей, но сбыться ей было не суждено - забастовали Наталья с Никитой. На этот раз я был только рад, жара стоит удручающая. Извинился перед Эртаном (он, кстати, тоже не поехал), занялся береговой розеткой, которую как раз доставил курьер.

Чем-то, не сразу понял чем, она отличалась от старой, потом дошло - размером. "Стакан" розетки буквально на какой-то миллиметр диаметра не входил в штатное отверстие в борту. Ни сверла соответствующего размера, ни даже полукруглого напильника не нашлось, установил так с неприкрытыми "кишками", розетка высоко над водой, уплотнительная прокладка сидит плотно, сойдёт и так; стакан, тем не менее, сохранил, будет инструмент, сделаю как положено. Теперь розетка имеет вид вполне себе привлекательный, а в сравнении со старой, даже гламурный, если так можно сказать о розетке. И уж всяко стала безопаснее.

Красиво же?!
Красиво же?!

Завтра еще одна попытка выйти в море. Наташа с Тимой за, Никита ... не протестует. Лодка готова.

3 сентября воскресенье

Пока Тимка с Никитой, ведущие (первый от природы, второй от нехер делать) ночной образ жизни, спали, сходили с Натальей в Waikiki и Migros; в первый - за шмотьём Никите, во второй - за продуктами. В портовом Carrefour, на обратном пути, купили по паре пятилитровок воды и бутылок Dikman - красного сухого, присоветованного мне как-то Эртаном. Вино, на удивление, оказалось вполне себе ничего, не смотря на невысокую цену.

На понтоне турок ремонтирует колонку. Сразу вспомнилось вчерашнее происшествие: из марины уходил чартерный катамаран с русским (или, по крайней мере, русскоязычным) экипажем. Дяди, тёти, дети ... Только что живности не видно. Днём ранее, судя по троекратным ура-ура-ура и громогласным пожеланиям финансовой стабильности, гендерной устойчивости и крепости чересел, ребята изрядно нагрузились и утром, отдавая швартовы, забыли отдать электрический кабель. Береговая розетка - это вам не заправочный пистолет на АЗС, который, если вы забыли вынуть его из горловины бака и тронулись, сравнительно легко отделяется от топливопроводного шланга, не повреждая колонку и не калеча автомобиль.

Оба двигателя заработали на полный вперёд, вода забурлила, раздался скрежет разрываемого металла, треск ломающегося дерева и береговая колонка, увлекаемая не отсоединившимся кабелем, с обрывками кишок из электрических проводов и водопроводных шлангов рухнула в воду и последовала за уходящим катамараном. И не нашлось у них Кузьмича, чтоб сказать что-нибудь типа:

- Витек, всплываем! Мы за собой часть Финляндии буксируем, с гражданином.

Тем не менее, отойдя метров на 10 и едва не навалившись правым поплавком на соседнюю яхту, увидев или, скорее. почувствовав, что с ними что-то не то, не с первой попытки правда, но сдали назад, подошли к пирсу, выловили из воды за всё тот же кабель колонку, подняли, насколько смогли аккуратно пристроили на прежнее место, разомкнули, наконец, соединение и, словно ничего не случилось, двинулись к выходу из марины, подрезав и едва не протаранив по пути лодку, двигавшуюся в том же направлении. Красавцы!

Мы ушли скромнее. Сделав, как и в первый раз, "полукруг почёта" по заливу Фетхие, к 18:00 встали на буёк ресторана Karacaoeren, того самого, до которого не дошли в прошлый раз.

В этот раз Никита был поживее, Тимка - словно всю жизнь провёл на борту
В этот раз Никита был поживее, Тимка - словно всю жизнь провёл на борту

Приятно удивил Никита, державшийся на это раз всю дорогу вполне пристойно, и неприятно ресторан. Цены выросли. Выросли до неприличия. Если в 2021 году ужин здесь стоил (без спиртного) 300 лир, через год, в апреле 2022 г., уже 450, то на этот раз мы поужинали втроём на 2750 лир. Позднее, общаясь с Егором с Лапочки, узнал, что ровно такая же ситуация во всех других подобных заведениях по побережью. При этом, ресторан полон.

На буйках ресторана Караджоурен
На буйках ресторана Караджоурен
На буйках ресторана Караджоурен
На буйках ресторана Караджоурен
На буйках ресторана Караджоурен
На буйках ресторана Караджоурен

Пришла смска от Ивана, его не будет, дела. Жаль. Прошлой осенью я, Тима, Иван и присоединившийся позднее Паша, кажется, неплохо провели время на борту Liberty. Хорошо, что Тимофей (не кот), находящийся сейчас в Гаграх, готов вылететь в любое время, обещал к концу сентября быть Паша и, может быть, получится у Марата, у него как раз намечается отпуск в конце сентября.

После ужина запустили генератор, посмотрели телевизор и легли спать. Я разместился в кокпите. Ночь прошла спокойно, один только Тимка, полностью освоившись с морем, шарахался по лодке, редким мяуканьем напоминая о своём существовании.

Вечерний киносеанс. Главные зрители
Вечерний киносеанс. Главные зрители

4 сентября понедельник

Проснулся раньше других. Нырнул с борта в прохладную воду, поплавал, "повалялся", разбросав руки и ноги в позе морской звезды на еще совершенно неподвижной водной глади. Жизнь прекрасна. До самолёта еще три дня, вполне достаточно, чтобы сходить, скажем, в Кекова.

Пока мои спали, пересчитал наличку. На второй Karacaoeren её явно недостаточно, значит всякие там Кековы, Капи Крики и Екинджики не вариант, снять деньги там негде, а понадеяться на китайца (UnionPay) - это с большой долей вероятности попасть после ужина в неловкую ситуацию.

Поднялись Наталья с Никитой. Выражение лица последнего указало единственно верное направление - Фетхие. Приготовили завтрак, перекусили и, не давая больших оборотов, чтобы не будить соседей, снялись с буйка и ушли. Проходя проливом между материком и о. Гемилер, увидели "Лапочку" Егора, стоявшую на якоре; там все спали, поэтому подходить, будить не стали, обогнули с востока остров, взяв курс на Фетхие.

Никита даже порулил на радостях от того, что идем в Фетхие
Никита даже порулил на радостях от того, что идем в Фетхие
Наташа проспала
Наташа проспала

Погода, как и большую часть года здесь, была райская, голубое небо без единого облачка, солнышко, ровный 15-узловой попутный ветер и только небо над Фетхие наводило на мысль, что и в раю бывают грозы. Когда до цели нашего плавания оставалось не больше часа, стало совершенно ясно, гроза будет и мы идём на нее.

Иду на грозу
Иду на грозу

Небо было черно, часто сверкало, но почему-то беззвучно, словно в немом кино; свернул стаксель, "заполовинил" грот, но скоро убрал и его, заведя мотор. Ветер вдруг словно выключили, стало душно и влажно, природа словно оцепенела в ожидании чего-то .... Редкие лодки спешили убраться в море. Вдруг по воде прошла рябь, что-то зашуршало, сильный порыв ветра набежал с носа, слегка, не встретив сопротивления убранных парусов, качну лодку раз, другой и помчался дальше, сделалось зябко. Море покрылось гребешками невысоких волн с белыми верхушками пены, на табло анемометра побежали цифры значения скорости ветра и остановились на 28 узлах. Швартоваться при таком ветре - задача не из лёгких, но гроза - явление, как правило, непродолжительное, и пока мы шли к марине, собиравшийся было дождь, едва вытужив из себя с десяток капель на спрэйхуд, сдулся. В небе еще гремело, но уже где-то в стороне, появились голубые разрывы в еще недавно казавшейся непроницаемой пелене грозовых облаков, ветер заметно спал, выглянуло солнце и к причалам марины мы подходили, подгоняемые едва ощутимыми порывами ветра так и не состоявшейся грозы. Причалы А, В, С ..... Наконец, родной F, поворот вправо, пятьдесят метров и ... на нашем месте, не первый, кстати, раз болтается тузик с соседней яхты. Тузик, надо признать, знатный, с мощным ямаховским движком, рулевым устройством с консолью и штурвальным колесом, при этом, совершенно по размеру не подходящий. Именно поэтому сосед в своё отсутствие не поднимает его из воды, а привязывает к носовой утке левого или правого борта. "Mr. Е.", стоящий слева от моего соседа, в море выходит чаще, поэтому не удивительно, что большую часть времени это резиновое чудо привязано к утке правого борта, т.е. с моей стороны, мешая мне выходить и, особенно, заходить на своей место.

"Mr. Е.", по счастью, был в море, место было свободно, встал туда, накинув один швартов и удерживая яхту за леерное ограждение соседа, перебрался на его лодку, отвязал тузик, перевязал его на утку другого борта, вернулся к себе, отдал швартов и встал наконец на своё освобождённое от тузика место. Муринг, швартовы, электрический кабель - всё!

На понтоне турок всё еще ремонтирует колонку...)

5 сентября вторник

Полдня впустую. Чувствую, то же самое будет и со второй половиной дня, и завтра, в море не идём, делать нечего совершенно.

Добавил настроения Тимофей. Из Гагр он летит не ко мне, а домой, срочный вызов с работы. Приедет ли, нет ли ... Никто не знает.

Позвонил Марату. У него с 21 сентября отпуск. Но и тут одно разочарование, у него неотложные дела на добрую половину отпуска. Вот уж, правда, как новый год встретишь, так его и проведёшь(.

Одна надежда на Пашу, но когда он еще будет. Егор занят покатушками с очередной группой юных пионеров. Ну, положим, не совсем юных и вовсе даже не пионеров, но все-равно занят. Сходить в Мерсин в одиночку что ли.

После обеда сходили с Наташей на рыбный рынок, взяли хамси по 120 лир за килограмм. Однако. Пару лет назад килограмм стоил лир 35. Половину пожарили, другу половину посолили, с аппетитом поужинали, в т.ч. Тимка.

6 сентября среда

Забежал Эртан. Сперва объявил, что Марк (заочный знакомый из Казахстана, я упоминал о нём в прежних журналах) будет в Фетхие не 15-го, как планировал, а уже в ближайшую субботу. Значит, Мерсин, по крайней мере, откладывается на несколько дней, обещали друг другу очное знакомство. Затем поделился совершенно бесполезной для меня информацией о приезде владельца лодки*, стоящей справа от Лапочки Егора.

*- "Mamma Mia" - некогда роскошная моторная яхта метров семнадцати-восемнадцати, заживо гниющая у причала из-за каких-то разборок между её владельцем и администрацией марины

Поделился и тут же попросил помочь ему вынести с нее кое-какие вещи, стасканные туда им же "на хранение" с других и, прежде всего, с Лапочки, лодок. Не стал отказываться, пошёл. Там разруха и запустение, в машинном отделении плесень и вода пополам с маслом. И куча эртановского барахла: швертбот с Лапочки, бухты старых, сильно бэушных канатов и не менее потрёпанных чехлов, рваные или сдувшиеся кранцы ... Не считая швертбота, хлам, одним словом. Вытащили всё на причал, увязали и укрыли чехлами. Эртан как-то нетипично для него суетился, бросая взгляды на берег, видимо полагая, что владелец, может внезапно появиться и оспорить право собственности, руководствуясь средневековыми феодальными правилами, что с возу упало, то моё*.

*- Были такие забавные времена .... Везёшь ты в телеге бочки с ....., скажем, с Courvoisier, и она из них падает на землю, а едешь ты по земле феодала. И видят это феодаловы люди, и объявляют они и упавшую бочку, и её содержимое собственностью феодала. По закону ли это было, по понятиям ли, не скажу, но историки утверждают, было.

Другой и, пожалуй, основной причиной излишней суетливости турка было, как мне представляется, желание предложить хозяину лодки свои услуги по её восстановлению, а тут любой конфликт во вред. Понять Эртана можно, там работы не на один месяц и не на одну сотню тысяч евро. То-то он последнее время обхаживает Леванта - владельца сухого дока неподалёку, где происходит львиная доля ремонтных работ по корпусу.

А после обеда случилось приятное. Эртан, наконец, приволок турецкую симку, оформленную то ли на себя, то ли на жену. Allah'a hamdolsun! Наму Амида Буцу! Слава Богу! Прощай туристические тарифы! Симка, правда, не хочет работать в роутере. Попытался, было, расстроиться и даже попросил Эртана заменить, объяснив, что хотел сделать интернет-зону на лодке, но, поразмыслив, оставил всё как есть.

Вечером посидели с Наташей и Никитой под бутылочку Beefeater с тоником. С Натальей под бутылочку, с Никитой просто посидели, он, ко всему прочему, еще и не употребляет. Взгрустнулось, завтра они улетают.

Взбодрил Тима. Он давно освоился и каждый вечер, после захода солнца, бродил сперва по нашей лодке, а потом, обнаглев окончательно, стал захаживать на соседние, с каждым разом удаляясь всё дальше и дальше, но не на долго, возвращаясь домой, а сегодня пропал. Ни кис-кис-кис, ни уменьшительно-ласкательные от Тимофей не помогали. Никита ни на шутку испугавшись за кота, отправился на поиски и, в конце концов, обнаружил того, лодки через три-четыре, грязного и взъерошенного, сидящего у барабана закрутки стакселя, забрал, успокоил, принёс назад, отмыл с шампунем в душе и плотно закрыв все выходы с лодки, дабы тот не сбежал. Теперь я начинаю понимать Лену с Masal, привязывавшую своё сиамское чудо у трапа на верёвочку.

7 сентября четверг

К 10 часам собрались. Тима попытался было свалить, но был пойман и помещён в переноску. Проводил своих до такси и остался один.

Отнес шмотки в стирку и, закрывшись в лодке с несколькими бутылками вина, коротал время до вечера в одиночестве, пока не получил от Натальи смску: сели.

8 сентября пятница

Надежда уйти сегодня в море скончалась еще вчера, когда я согласился приютить Егора на лодке на пару дней, до заезда следующей группы на Ласточку (он в этом году по-стахановски подписался на 4 группы подряд - месяц ада с промежутками в пару дней между заездами). Уйду через пару дней. А пока принял его приглашение "культурно провести время" - смотаться в ERAST(-у) - торговый центр неподалёку от автовокзала Фетхие, не сидеть же одному на лодке. Поехали на т.н. "дырчике" - смеси мотоцикла и мотороллера - очень распространённого здесь транспортного средства. Почему дырчик? А Бог его знает. Наверное, от издаваемых двигателем звуков "дыр-дыр-дыр". Взгромоздив свой центнер с гаком позади водителя, помчались "приобщаться к культуре". Управлять мотоциклами мне не нравится, ездить на них в качестве пассажира понравилось мне ещё меньше, страшно потому что.

Проболтались в ТЦ до половины второго, ничего не купив вернулись в марину. Пока Егор парковал своё транспортное средство, я заглянул в прачечную, куда вчера, как вы помните, отдал в стирку шмотьё. Забрав два пакеты и избавившись от лишних четырёхсот лир, отправились на Liberty, где Егор завалился спать, а я занялся разбором электронной почты.

Часа через два почувствовал, что было бы неплохо перекусить, предложил проснувшемуся как раз Егору присоединиться. Тот был не против и пока я кашеварил, сходил в местный Carrefour за ракы. Обжаренные на сковородке в сливочном масле мясо, лук, морковь, свежие шампиньоны, лапша и специи в нужных пропорциях, сдобренные соевым соусом и вуаля. На выходе вполне себе съедобное блюдо. Свежие огурчики, консервированные баклажаны и принесённая Егором турецкая водка добавили банальному потреблению пищи философско-медицинское содержания - "мы не пьём, а лечимся". Позвали Эртана и под душевные разговоры потребили пищу телесную после чего направились в кальянную на набережной, где Егор под ароматный дым шиши дозаправился ракы, а я разбавил выпитое пивом. Эртан, как законченный подкаблучник, с нами не пошёл, оставшись с женой и дочерью на Центурионе.

Стемнело. Вернулись с Егором на Liberty, зайдя по дороге в портовый Carrefour за картошкой. Егору, вдруг, захотелось. Кроме корнеплодов он, перелопатив весь чайный ассортимент магазина, взял какое-то травянистое успокаивающее пойло, надеясь с его помощью заснуть. Главной причиной его бессонницы был я, храплю потому что. Заснуть раньше меня - не вариант, я отключаюсь мгновенно. Решил, что травяной чай поможет. Ну-ну.

На понтоне встретили Эртана с семейством, пригласили на картошку под аккомпанемент, в качестве которого сегодня должен был выступить Пашин коньяк, привезённый последним еще прошлой осенью и про который я непозволительно запамятовал. Глаза Эртана говорили однозначное да, но выразительный взгляд жены, не смотря на то, что говорили мы на русском (а она языка не знает), ставил на его желании жирный крест или, если хотите, полумесяц, турки все же.

А мы посидели. Коньяк с жареной картошкой на столе, "Профессионал" с Бельмондо в главной роли и музыкой Эннио Морриконе на экране... Красота. Спать разошлись после полуночи. Коньяк, кстати, в качестве снотворного оказался не в пример действеннее купленного чаю. Или я не храпел.

9 сентября суббота

Перекусив и перекинувшись парой слов с заглянувшим к нам Mr. Е. с "Mr. Е.", отправились в Калион - яхтенный магазин в Старом городе. Егору был нужен грузовой пояс. Кто-то подарил ему "бисидишку"* без грузовых карманов, и теперь ему нужен пояс под груза.

*- жилет-компенсатор плавучести для занятия дайвингом. Может как иметь систему быстросъёмных встроенных грузовых карманов, так и быть без оной.

Кроме того, на Лапочке требовал замены изрядно потрепанный гостевой турецкий флаг (я свой заменил еще 1 сентября, на другой день после первого выхода в море). Мне был нужен новый кормовой швартов, на правом лопнула одна жила из трёх. Нашлось и то, и другое, и третье. 12-метровый кусок подходящей верёвки обошёлся мне в 800 лир. На предложение работника магазина сделать на одном конце огон ответил отказом, решив попробовать сплести его самостоятельно, справедливо полагая, что у меня всё получится. Откуда такая уверенность? Егор на днях по книжке сделал то же самое сам и теперь мог считаться профессионалом, а я что, тупее паровоза что ли?

Так и вышло. Первый огон сплёл под руководством Егора, второй, из старого швартова, предварительно обрезав негодную изорванную часть, сам. И деньги сэкономил, и приобрёл полезный навык.

А вечером, по приглашению уже начавших собираться на Лапочке членов (или членш(ь), учитывая, что это женщины?*) очередной тусовки, отправились на рыбный рынок "на октопуса", другими словами, отужинать осьминогом.

*- знать бы, как правильно пишется)). По этому поводу вспомнил байку, а может и нет ... Однажды студент спросил у Дитмара Эльяшевича Розенталя (юным читателям для справки, Д. Э. Розенталь - советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку). Итак, Студент спросил:
— Скажите, профессор, как пишется слово "по@уй" — слитно или раздельно?
— Если это характеристика моего отношения к вам, молодой человек, – невозмутимо ответил Розенталь, – то слитно. А если обозначение глубины реки Иордан, то раздельно.

Приглашающая сторона так его нахваливала, что отказаться я просто не смог, тем более, что последний раз мне доводилось пробовать этого представителя класса головоногих несколько лет назад в Праге, в каком-то итальянском ресторане, и тогда он мне показался вкусным до чрезвычайности.

Турецкий осьминог, признаться, разочаровал. Не добавили приятных ощущений и окружающие запахи рыбного рынка при тридцатиградусной жаре. Не до рвотных позывов, конечно, но и не букет роз.

На обратном пути, буквально на пару рюмок зашли ко мне на Liberty и скоро разошлись по лодкам.

10 сентября воскресенье

С утра "порадовал" OZON, включив мои товары* без моего согласия в какую-то свою очередную суперакцию с суперскидками (других у них, собственно говоря, и не водится). Есть у них такое право, к сожалению. Моя вина, проморгал, не успел убрать товар (на это даётся какое-то время) из акции.

*- моё мясоперерабатывающее предприятие, кто читал прежние журналы, знает, производит в т.ч. тушёнку, продающуюся, кроме прочего, на OZON https://www.ozon.ru/product/olenina-yamalskaya-tushenaya-noyabrskiy-myasopererabatyvayushchiy-tseh-gost-32125-2013-vysshiy-sort-774952931/

OZON при этом зарабатывает (стоимость его услуг для меня со скидкой не уменьшается), покупатель, образно говоря, тоже, производитель отдыхает. Как-то малолетнее гуру маркетинга с маркетплейса пыталось убедить меня в целесообразности таких мероприятий. Я, с её слов, получаю бесценный охват рынка... Объяснять, что неплатёжеспособный покупатель, ориентирующийся исключительно на беспрецедентные скидки, мне не нужен, не стал.

Ценообразование на маркетплейсах. Купил в Китае за 200, поставил за 1500, дал скидку 50%, продал за 750 ... Всем хорошо: и маркетплейсу, и покупателю, и торгашу, и Поднебесной ... А если я производитель и у меня нет такого запаса по цене, чтобы позволить себе даже 20%? Задрать изначально цену?

Позвонил, пообщались, OZON навстречу не пошел, товар из акции не убрал, но на том конце меня поняли и даже подсказали выход - не отправлять новые партии товара до окончания акционного периода.

Егор готовится к выходу. Помог разобрать швартовочные концы. Чего там, скажете, разбирать?! Если как у него, по 200 м каждый, есть чего. Они ему необходимы для привязки кормой к необорудованному берегу. Недавно он разорился - заказал 400-метровую бухту плавающего троса, выложив за него немалую сумму. Растянули трос на понтоне, располовинили, обвязали концы, приготовили по огону на конце каждого из них, забухтовали и уложили вдоль бортов Ласточки на специально изготовленных для этого крюках.

С гигантским огоном на конце
С гигантским огоном на конце

11 сентября понедельник

В очередной раз навестили Калион. Егор обновил теперь флаг регистрации (он у него то ли словенский то ли .... не помню) и прикупил что-то еще по мелочи, я взял 250 граммовую банку Yachticon Winch Grease - немецкой смазки для лебёдок и баллончик смазки-спрея для тех же целей, решив позже заняться этим не очень чистым, но весьма необходимым и полезным делом.

Вечером у Егора "отвальный стол" в Pasa Kebab. Мероприятие устраивали его гости, поэтому моё присутствие было бы там неуместным; пожелав ему приятного аппетита, остался у себя. Не прошло и двух часов, как зазвонил телефон. Это был Егор. Уже, судя по голосу, изрядно нагрузившийся, настоятельно просил меня прийти. Делать было все равно нечего, надел парадно-выходную футболку и отправился по указанному адресу. Егор сидел в обществе двух турок, как потом выяснилось, отца и сына; первый из них оказался владельцем ювелирного магазина неподалёку, где Егор когда-то хорошо потратился на украшения. Пили домашнюю ракы и общались. Турок-отец знал несколько английских слов и "ой, блядь" на русском, сын неплохо, насколько я мог судить, знал английский. Познания Егора в турецком были несколько обширнее, чем турка-отца в русском и гораздо скромнее в английском, чем турка-сына, что не мешало им разговаривать, понимать друг дружку и даже пытаться, правда, с меньшим успехом в виду сложности задачи, рассказывать анекдоты.

В двенадцатом часу, когда заведение опустело, засобирались и мы. Турки ушли раньше, не забыв, к слову, прихватить, правда свою, бутылку ракы с остатками жидкости буквально на две рюмки. Русские бы так не поступили. Возможно, и даже наверняка, допили б, но с собой бы не унесли точно.

Вернувшись на Liberty, посмотрели полторы серии Хорнблауэра и разошлись по каютам. Егору завтра в море.

12 сентября вторник

Егор ушел. Ухожу сегодня и я. Куда? Куда-нибудь. Долил в танки воды, зарядил гаджеты, докупил по мелочи продуктов, приготовился отдать швартовы.

Спускаясь из кокпита в салон, почувствовал незнакомый, лёгкий, едва уловимый, но явно посторонний, запах. Заглянул в моторное отделение, осмотрел генератор, вэбасто, бойлерную, обнюхал, в прямом смысле слова, электрические кабели, поднял пайолы, открыл панель управления ... Ничего. Поднял подушки дивана в кают-компании, чтобы проверить аккумуляторы, запах усилился, ощупал одну батарею, другую, третью, глазок-индикатор каждой светился успокаивающим зеленым цветом. Прикоснувшись к четвёртой, невольно одёрнул руку - она была горяча. Присмотрелся, батарея заметно парила, издавая тот самый прежде незнакомый и неприятный запах. Отсоединив клеммы (предварительно сфотографировав на телефон схему подключения), кое-как, тяжёлая гадина, вдернул её из гнезда и поднял из салона наверх, в кокпит и затем на понтон.

Вот оно - слабое звено.
Вот оно - слабое звено.

Набрал Эртана, рассказал о своей беде; тот немедленно появился, осмотрел повреждённую батарею, проверил остальные, позвонил кому-то и объявил, что через час и 5350 лир новый аккумулятор будет на лодке, кивнул ему в знак согласия. Эртан ушёл.

В этот раз турки оказались пунктуальны, ровно через час на понтоне появился абориген, толкавший перед собой тележку с новенькой, еще в упаковке, аккумуляторной батареей. Получил деньги, помог (спасибо ему) спустить батарею вниз и установить на своё место, после чего ушёл. Я её аккуратно, стараясь не перепутать контакты, подключил и около 14:00 вышел, наконец, в море.

До
До
После
После

Проскочив между материком и одноимённым* с г. Фетхие островом пролив, напоминающий порой Тверскую в час пик из-за снующих туда-сюда яхт, рыбацких лодок, гулет и т.п., вышел на свободную воду залива опять же Фетхие, поднял стаксель, тащиться к гроту было лень, вырубил двигатель (я вообще планировал большую чать времени идти исключительно под парусом) и, повинуясь ветру, взял курс на южную оконечность п-ва Капидаг (Kapidag Yarimadasi), мыс Kurtoglu, с тем, чтобы выйдя из залива Фетхие, пойти на юго-юго-восток и, дале, почти восток, в сторону Мерсина.

И такие "снуют", точнее, стоят
И такие "снуют", точнее, стоят
*- на картах Google и Navionics. В Navionics он еще именуется как Soevalye. На острове, к слову, есть отель с таким же названием. Кто в честь кого получил имя, не скажу. Почему-то на Yandex картах он называется Эскимерги. Особенно не искал почему, но тот же Yandex на запрос выдает ...

В плане содержательности ответ так себе
В плане содержательности ответ так себе

Но булгаковская "Аннушка уже разлила масло". Первый сюрприз преподнесла закрутка стакселя - линь намотался поверх барабана, делая управление стакселем весьма затруднительным делом.

-26

И если в спокойную погоду это какого-то критического значения не имело, то в случае рифления или при необходимости быстро убрать парус, могли возникнуть неудобства - скручивать руками бьющийся на ветру парус то еще удовольствие, а я, напомню, был один. Попытался решить проблему на ходу, но быстро убедился, что это дохлый номер - в барабане отсутствовал т.н. блокирующий блок*

*- вот та вот маленькая по@бень под номером 22
*- вот та вот маленькая по@бень под номером 22

Собственно, загадкой причина случившееся для меня не была. Кто читал предыдущие журналы, помнит, что я благополучно его прое ...., простите, потерял прежде, заменив первым попавшимся под руку более или менее подходящим по форме и размеру и лишь слегка обточенным напильником куском пластмассы, а потом, вместо того, чтобы поменять на родную деталь, узнав цену последней, забил, оставив проблему на потом.

Сейчас подходящего куска пластмассы не нашлось, поэтому я свернул стаксель руками, поднял грот и направился в Олюдениз, с тем, чтобы или поискать деталь там, что было, конечно, глупостью несусветной - искать в туристическом пляжном городке, где можно найти разве что магнитик на память (её и в специализированном то магазине днём с огнём).

Солнце спускалось к горизонту.
Солнце спускалось к горизонту.

Естественно, что засветло я не дошёл. Не став из жлобских соображений ночевать на буйке ресторана Караджоурен и не рискнув в темноте идти вглубь залива, где при дневном свете достаточно подходящих для стоянки мест: бухты Darbogaz, Gemiler, Kolivezi, Mersinli и пр., направился к пляжу Олюдениз, где в спокойную погоду, а сейчас была именно такая, стоять вполне себе комфортно. Сколько раз зарекался после захода солнца подходить к берегу, но снова пришлось вставать на якорь по лоту и "пачке Беломора".

Ночной Олюдениз
Ночной Олюдениз

На этот раз было полегче, не нужно было вязаться к берегу, но если бы не разноцветье огней на берегу, служащих одновременно и ориентиром, и подсветкой, ночевал бы в море.

13 сентября среда

Ночь напомнила мне стоянку на якоре у посёлка Чиралы в апреле 2021 г. Полное отсутствие ветра и волна в борт, разве что посуда внутри, как тогда, не летала; лодку раскачивало из стороны в сторону так, что спать в кокпите, не свалившись с рундука, не было никакой возможности. Пару раз, едва не припечатавшись носом о тик кокпита, вышел из положения, придумав обернуть себя вокруг пояса стаксель шкотом, закрепив его конец на той же лебёдке, и только после этого удалось хоть как-то поспать. Якорь держал хорошо.

Проснулся поздно. Огляделся. Вдалеке стоит катамаран необычного черного цвета, за ним стальной, не первой свежести, с потёками ржавчины у клюзов, кеч неизвестной мне верфи; то ли пришли после меня, то ли, что вероятнее, я их в темноте попросту не увидел. Волны улеглись, появилась возможность приготовить завтрак, что я и сделал.

После искупался, позагорал, распластавшись в воде в позе звезды и любуясь разноцветной круговертью парапланов в небе. На этот раз присоединиться к ним не хотелось, хотелось просто лежать и никуда не уходить. Но и оставаться на пляже - не вариант: слишком жарко, слишком людно, слишком шумно, одним словом, слишком. Да и провести ещё одну ночь запеленатым верёвкой не было никакой охоты, следы от её дружеских объятий ощущались до сих пор.

Пляж Олюдениз утром
Пляж Олюдениз утром

Выбрал якорь, по причине полного безветрия завёл двигатель и переместился четырью милями западнее, в бухту Darbogaz, где, если помните, мы останавливались с Иваном и Тимофеем прошлой осенью. Встал на якорь "в самом дальнем углу" бухты на 6 метрах, выдав метров 40 цепи, что бы, как говориться, наверняка, вязаться к берегу не стал, т.к. волн и ветра здесь не бывает даже в штормовую погоду, бухта прекрасно защищена от ветра и открыта разве что с юго-востока, но ветры с этого направления здесь чрезвычайно редки, а в сентябре их вероятность существует вообще лишь на уровне арифметической погрешности.

https://ru.meteocast.in/windrose/tr/oeluedeniz/
https://ru.meteocast.in/windrose/tr/oeluedeniz/

Здесь в полном почти одиночестве я завис на, без малого, два дня. Пару раз днём откуда-то по тропе появлялись кующиеся, преимущественно, судя по языку, турки, да единожды на час туристов из Олюдениза привозила местная прогулочная шаланда, стилизованная под пиратское судно настолько гипертрофированно, что настоящего пирата, при виде этого чуда, хватила бы кондрашка.

Всё-таки целующиеся девушки зрелище более приятное, чем занимающиеся тем же особи мужского пола
Всё-таки целующиеся девушки зрелище более приятное, чем занимающиеся тем же особи мужского пола
-33
-34
Чёрная жемчужина
Чёрная жемчужина
-36
Тут всюду история. Каменная кладка времён до царя гороха
Тут всюду история. Каменная кладка времён до царя гороха

14 сентября четверг

Второй день в "голубой лагуне" мало чем отличался от первого. Купался, читал, снова купался, пробовал ловить рыбу, но безуспешно. Хотел было расстроиться, но два турка-подростка, сосранья пытавшиеся с берега делать то же самое и ровно с тем же результатом, меня успокоили. Некоторое разнообразие привнесли мухи, появившиеся откуда-то в количествах неимоверных и кусавшиеся нещадно; начал военную кампанию, истребив мучителей без счёта имевшейся по счастью мухобойкой, но, противник, не смотря на потери, прибывал и я, к стыду, потерпев полное фиаско, был вынужден бежать с поля боя.

Снялся с якоря, не запуская двигатель, под одним только гротом вышел из бухты, оставив по правую руку о. Karacaoeren, не испытав даже мимолётного желания обойти остров справа, проливом, которым я проходил в феврале 2021 г., похоронив при этом не одну нервную клетку.*

-38
*- 2021 г., февраль, первый самостоятельный выход в море после покупки лодки. Тогда я шёл в обратную сторону, к ресторану. При хорошем ветре, руководствуясь знаками, т.е. обходя выступающие из под воды камни с юга, я смело (безрассудно) сунулся в пролив между островом и материком, имея под собой глубину более 100 метров, которая в одно мгновение превратилась сначала в 13, а затем и вовсе в 3. Тогда лодку пронесло и едва не пронесло меня. Урок из серии на всю оставшуюся жизнь

Близко лучше не подходить
Близко лучше не подходить
Близко лучше не подходить
Близко лучше не подходить

Второй сюрприз. Вновь теперь уже знакомый запах. И вновь еще одна батарея. Я, конечно, знал, что за первой последует вторая, это правило, но рассчитывал "растянуть удовольствие", прекрасно понимая, что удовольствие не презерватив, что его не растянешь.

Второй Birmot накрылся
Второй Birmot накрылся

Отсоединил, еле выволок наружу, чуть обжегшись кислотой - лодку качало.

-42

Одиночное плавание получилось недолгим, - подумал я, беря курс на Фетхие на замену батареи.

В марину зашёл с последними лучами солнца. Место оказалось свободным, тузик соседа болтался на левой скуле, там где я его и привязал, видимо, Mr. Е. еще не возвращался. Ветра не было вовсе (для ECE Marina это характерно), трудностей со швартовкой не возникло, разве что дать нужную натяжку мурингу удалось со второго раза.

15 сентября пятница

Подорожать аккумуляторы не успели, замена обошлась в те же деньги. Но моим мечтам продолжить плавание была не судьба. Звонок с работы и вместо того, чтобы готовиться к переход в Мерсин, я занялся планированием дороги домой.

Чтобы провести оставшееся время с пользой, заказал Эртану недостающую в закрутке стакселя деталь, а сам, собравшись с духом, взялся за лебёдки. На Liberty их шесть штук: четыре в кокпите, одна на мачте для уборки грота и одна якорная. Имея очень поверхностное представление об их устройстве, в особенности что касается двух последних, начал с ютуба. Убедившись что ничего непостижимого в их конструкции нет, разложил на столике в кокпите полотенце, предусмотрительно подстелив под него полиэтиленовый пакет на случай протекания, из пустой пятилитровки, отрезав верхушку, соорудил "ванночку" для промывки деталей, отлил из канистры предназначавшийся для мотора тузика нужное количество бензина, вооружился ветошью, бумажными салфетками и ватными палочками, взялся за дело. Начал с кокпитовских.

-43
-44
-45
-46
-47
Зубная щётка не только зубы чистить
Зубная щётка не только зубы чистить
-49
А ватная палочка не только в ушах ковыряться
А ватная палочка не только в ушах ковыряться

Лебедки оказались двух типов. Не то, чтобы их устройство как-то кардинально отличалось, но нюансы были, однако справился. Осилив за раз две штуки, прервался, справедливо полагая, что от работы дохнут кони, и намереваясь продолжить завтра, тем более, что заглянул Егор, узнав, что я вернулся.

Забегая вперёд скажу, что лебёдки в кокпите я в конце концов обслужил все, до двух оставшихся руки так и не дошли, оставил на потом. В этот приезд "потом" так и не наступило, в субботу приехал Марк, чуть позже Паша с семейством, Юра (мой приятель еще по чешской эпопее) и лебёдки ушли куда-то на второй план. Но это отдельная история и о ней чуть позже.