Найти тему
211 подписчиков

Чёрная пантера (1977) - преступления грабителя, совершаемые как идеальная тактическая операция

«Чёрная пантера» нормального человека.
«Чёрная пантера» нормального человека.
Дональд Нильсон - бывший военный. Его жена и дочь дома ходят по струнке, потому что Дональд - человек строгих правил, старый уставник. Они не догадываются о том, что глава семьи - преступник. При том, очень успешный - потому что к своему промыслу подходит с максимально выверенным планом действий.
Доскональность планирования, с которой подходит к делу Нильсон, удивляет. Не в каждом фильме про ограбления такое можно увидеть.
Доскональность планирования, с которой подходит к делу Нильсон, удивляет. Не в каждом фильме про ограбления такое можно увидеть.

Фильм о Дональде Нильсоне, самом разыскиваемом преступнике Британии в 70-ые годы. Фильм был выпущен в очень скором времени после поимки Нильсона, и отчего-то общественность взволновал этот факт. Фильм позиционировали как безнравственный эксплуатэйшн – и дебютная лента Йена Меррика в итоге была запрещена и позабыта на долгие годы. Лишь в 2012 году про неё вспомнили, выпустили на DVD – и внезапно многие критики, ознакомившиеся с фильмом, назвали его весьма сильной работой.

Любой план хорош, пока не прилетит в ответку. Нильсон может быть и хотел бы обойтись малой кровью, но мельчайшие нюансы, которые предугадать невозможно в совокупности с непредсказуемым поведением жертв вынуждают его избавляться от свидетелей.
Любой план хорош, пока не прилетит в ответку. Нильсон может быть и хотел бы обойтись малой кровью, но мельчайшие нюансы, которые предугадать невозможно в совокупности с непредсказуемым поведением жертв вынуждают его избавляться от свидетелей.

И так, всё что мы знаем о преступнике – что он бывший военный, каждое преступление планирует с безукоризненным планом тактики действий. О суровом детстве говорит лишь мальчишеское фото. В настоящем же мы наблюдаем человека, который живёт уставом, правда на гражданской жизни. В общем, Меррика не очень интересовало копаться в прошлом Нильсона – гораздо больше внимания он уделяет непосредственно тому, как Нильсон планировал и совершал свои преступления.

Опасения Дональда вкупе с подозрительностью постепенно расширяют круг насилия.
Опасения Дональда вкупе с подозрительностью постепенно расширяют круг насилия.

Картина в самом деле примечательная и достойна просмотра, это одна из тех лент, которые чаруют обстоятельностью повествования – может немного напомнить гораздо более популярный, вышедший два года спустя «Побег из Алькатраса». Дональд Самптер, ныне известный скорее всего благодаря «Игре престолов» в свои 34 выглядит как микс Вдовиченкова и итальянца, и достойно воплощает на экране характер Нильсона, у которого за немногословностью скрывался буйный темперамент, находивший выход в строго командном голосе.

Дональд существует где-то в своём собственном мире бесконечного планирования, армейских воспоминаний, коллекционирования статей о своих преступлениях.
Дональд существует где-то в своём собственном мире бесконечного планирования, армейских воспоминаний, коллекционирования статей о своих преступлениях.

Может конечно показаться – ну что такого интересного в демонстрации кражи со взломом? Однако въедливая съёмка всех приготовлений, которые совершает Нильсон может невольно вызвать ассоциации с аналогичными эпизодами из балабановского «Брата». Возможно, что фильм запретили на волне того, что «Чёрная пантера» невольно производит впечатление кино о безумном ветеране. Да и косяки полиции, которые несколько усложнили дело, не хотелось снова оглашать.

Как ни странно, но в конечном счёте преступника сгубила именно его отчуждённость, которая привлекла внимание полицейского патруля.
Как ни странно, но в конечном счёте преступника сгубила именно его отчуждённость, которая привлекла внимание полицейского патруля.

Впрочем, не так давно запрещали и «Заводной апельсин» - а в «Чёрной пантере» убийства с обреза показаны вполне реалистично. Так что для 70-ых снять фильм, в котором главный герой – преступник, вор и убийца, было, наверно, смело. Как никак, это же не романтизация криминала – а чуть ли не документальное воспроизведение деятельности преступника. «Риллингтон Плейс, 10» тоже в своё время корили за то, что постановщику неинтересно понять, откуда растут ноги у зла. В общем, «Чёрную пантеру» однозначно можно рекомендовать к просмотру – пусть и не выдающаяся, но довольно крепкая работа по воссозданию жизни преступника.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.