Найти тему
ВТБ Страна

Чай с Кустодиевым, медовый месяц Шагала и вечеринка у Коровина: 5 картин о летнем отдыхе на даче

Оглавление

Летом великие художники, как и многие из нас, любили отдыхать за городом. Но даже на природу они ехали с красками и надеждой создать пару-тройку шедевров. Благодаря этому и через сто лет мы можем увидеть, кто собирался на террасе у Поленова, как сидел за самоваром Кустодиев и с каким видом из окна проводил медовый месяц Марк Шагал. Команда проекта «ВТБ — России» предлагает вспомнить картины, на которых изображены дачи известных художников.

Семья Шаляпина в гостях у Коровина

Константин Коровин. «Терраса», 1915 год, Таганрогский художественный музей © Public domain
Константин Коровин. «Терраса», 1915 год, Таганрогский художественный музей © Public domain

За окнами этой террасы течет река Нерль, цветет луг, шумит лес. Художник Константин Коровин купил у мецената Саввы Мамонтова — отца Веры Мамонтовой, той самой девочки с персиками с картины Серова, — участок земли в деревне Охотино в Ярославской области. Там он построил деревянный дом по собственному проекту.

На даче у Коровина часто бывали Валентин Серов, Федор Шаляпин, Максим Горький: ходили на охоту, рыбачили. А еще Коровин и его гости любили вечерние посиделки за столом. Художник, правда, не столько сидел, сколько стоял за мольбертом: густые синие сумерки и веселые компании просились на холст. На картине «Терраса» Коровину позируют дочки Шаляпина Ирина и Лидия.

В советские годы на даче Коровина была сначала сельская школа, а потом база отдыха. Дом, хоть и перестроенный, сохранился — сейчас там музей Коровина. Художник после революции уехал во Францию, но дачу в Охотине забыть не смог:

«Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой живу больше в Охотине, и вижу, как теперь опали листья сада, пахнет сыростью, землей и осенними листьями, а в бочку кладут рубленую капусту и засаливают грузди, и будто я ем рыжики в сметане».

Коровин на даче у Поленова

Константин Коровин. «За чайным столом», 1888 год, музей-заповедник «Поленово», Тульская область © Public domain
Константин Коровин. «За чайным столом», 1888 год, музей-заповедник «Поленово», Тульская область © Public domain

Автор этой картины тоже Константин Коровин. Но дача не его — художник гостил у своего учителя Василия Поленова. И снова Коровин не сидит со всеми, а наблюдает из-за мольберта. О присутствии художника напоминает только брошенная им синяя тарелка.

Василия Поленова за столом тоже нет. Чай пьют жена Поленова Наталья (брюнетка с шитьем в руках на заднем плане), ее сестра Мария Якунчикова (справа) и сестра Василия Поленова Елена (спиной к зрителю). В мундире морского офицера — еще один гость, Вячеслав Зиборов: тут ему 20 лет и он только выпустился из военного училища, но со временем дослужится до звания генерал-майора.

Картина сейчас хранится в музее-заповеднике «Поленово» в Тульской области, где у художника было большое имение. Сам он перебрался туда позже, а лето 1888 года Поленов с семьей проводил на съемной даче в подмосковной Жуковке, на берегу Клязьмы.

Варенье многочисленным гостям здесь наверняка подавали домашнее. Наталья Поленова в письме свекрови о своих дачных хлопотах рассказывала:

«Я сварила 32 фунта виктории, 20 фунтов черной смородины, 20 фунтов крыжовника зеленого, 10 фунтов вишни, 15 фунтов вишневого желе, 10 фунтов абрикосов, 9 фунтов желе малинового с красной смородиной».

Шагал и Белла любуются березками

Марк Шагал. «Окно на даче», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © riamediabank
Марк Шагал. «Окно на даче», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © riamediabank

В июле 1915 года Марк Шагал женился на Белле Розенфельд. Это с ней художник летает над городом на своих картинах, и на нее похожи все невесты на его полотнах. А здесь Марк и Белла (справа их портреты) просто смотрят в окно — то ли на опушку рощи, то ли в свое будущее.

В том, что их совместная жизнь будет счастливой, молодожены не сомневаются. Но что будет с миром и страной — неизвестно. В их комнате покой и безмятежность, а за березовой рощей уже гремит Первая мировая война.

В деревне Заольша недалеко от Витебска Марк и Белла оказались сразу после свадьбы: у отца Беллы была здесь дача. Позже Шагал вспоминал:

«Наш медовый месяц на поверку оказался не медовым, а молочным. Вокруг паслись стада армейских коров. Каждое утро мы покупали у солдат ведро молока за двадцать копеек. Жена, сама выросшая на пирожках, без конца поила меня молоком. К сентябрю я едва мог застегнуть верхнюю пуговицу».

Чаепитие Кустодиева с неожиданной гостьей

Дача Бориса Кустодиева, которую он построил по собственному проекту и назвал «Терем», находилась в Костромской губернии. На втором этаже деревянного дома располагалась мастерская художника, а внизу были жилые комнаты и гостиная.

На этой картине за самоваром собрались Кустодиев (на заднем плане справа), его дети Ирина и Кирилл, сестра художника с мужем и няня. В нарядном платье с зеленой отделкой — жена художника Юлия.

Через 20 лет после семейных посиделок на террасе на оборотной стороне этой картины Кустодиев написал «Русскую Венеру». Одним из прототипов румяной и пышной богини стала повзрослевшая дочка Ирина.

Ирина Кустодиева оставила воспоминания об отце. Вот, например, что она рассказывает о дачных забавах:

«Вертят мороженое на кухонном крыльце. Папа тут как тут. Мороженое готово. Его вынимают из формы. Папа ловко выхватывает вертушку, облепленную мороженым, ложку и в один миг по пожарной лестнице взбирается на крышу. Сидит там и, как мальчишка-сорванец, облизывает форму и ложку. Дразнится».

Финская дача Серова

Валентин Серов. «Финский дворик», 1902 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Финский дворик», 1902 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Валентин Серов построил двухэтажную дачу с мастерской на Финском взморье. В 1901 году это была финская деревня Ино, а теперь здесь российский посёлок Приветнинское. Но в первое лето на новой даче Серов остаться не мог — нужно было работать. «Постройка и лошадь (купил) разорили меня», — признавался художник в письме другу Илье Остроухову. Чтобы поскорее подлатать бюджет, пришлось писать портреты князей Юсуповых.

Выдающийся портретист Серов портреты писать как раз не любил и радовался, когда выпадала возможность взяться за пейзаж или изобразить животных. Именно такие картины — для себя, а не на заказ — он в основном и писал в Ино. Помощница Аннушка, девушка из местных, доит корову во дворе серовской дачи. Большой дом с видом на море Серов ни разу не изобразил. Его больше интересовали пятнистая корова Риллики и дремлющий на ступеньках кот Укки. На даче Серов с сыновьями ходил в море и на охоту, играл в городки и крокет, днем хлопотал по хозяйству, а вечером читал детям Диккенса. И все же это место он не считал раем.

«Несмотря на то, что в Финляндии у нас на даче было очень хорошо, папа ужасно скучал по русской деревне и мечтал купить себе небольшой участок в средней полосе России», — вспоминала дочь Серова Ольга.

Если ваш рабочий график пока не позволяет отправиться за город, загляните в Русский музей или Третьяковскую галерею. Там вы сможете не только увидеть великие шедевры русских авторов, но и погрузиться в атмосферу размеренного дачного отдыха. Банк ВТБ – давний партнер этих культурных институций.