"Vita brévis, ars lónga"
Гиппократ
Дорогие читатели, здравствуйте! Сегодня хочу вам рассказать о своем посещении в апреле 2022 года одного из особняков династии Морозовых: усадьба Викулы Елисеевича и Алексея Викуловича Морозовых в Подсосенском переулке (г. Москва, Подсосенский пер., 21, стр. 1) является потомственным владением родословной ветки купцов-старообрядцев "Елисеевичей"/"Викуловичей" Морозовых.
На мой взгляд интересно и познавательно о династии русских промышленников, коммерсантов, купцов-старообрядцев Морозовых можно ознакомиться в следующих статьях:
- если вкратце - "Морозовы. История одной купеческой династии" по ссылке https://www.mos.ru/news/item/77677073/.
- если более подробно и детально - "Род Морозовых: 1770 – 1917 гг." по ссылке https://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/chteniya96/10.html (автор - М.С. Дроздов, канд. физ.-мат. наук, ИнЭПХФ РАН).
Когда вы будете читать "дом с Атлантами" на Подсосненском, или усадьба Алексея Морозова, а также особняк Морозовых в Подсосненском переулке - будьте уверены, что речь идет об одном и том же доме: дом, где переплелись архитектурные стили "эклектики" Михаила Чичагова и "модерн" Федора Шехтеля, где дерево лаконично и гармонично сочетается с камнем, где живопись Михаила Врубеля стала душою стен этого дома.
Посещение данного архитектурного шедевра (не побоюсь этого эпитета), каким-то чудом уцелевшего, пройдя множество перипетий сквозь сложные витки истории государства российского после 1917 года, состоялось благодаря экскурсии проекта (бюро) "города & люди", за что им отдельная благодарность🙏🙌
Несколько важных исторических фактов об особняке Алексея Викуловича Морозова на Подсосненском переулке в хронологическом порядке:
- Изначально, в 1839 г. часть участка под нынешней усадьбой в Подсосненском (Введенском) переулке купил старший сын Саввы Васильевича Морозова - Елисей Саввич Морозов. Вторую часть участка приобрели купцы Орловы.
- Далее сын Елисея Морозова, Викула Елисеевич Морозов, в 1878-1879гг. построил для своей семьи на этом месте новый усадебный дом, известный как "дом с атлантами". Авторами проекта стали мастера "эклектики" и "русского" стиля братья-архитекторы Дмитрий и Михаил Чичаговы, которые на месте углового корпуса усадьбы выстроили современный двухэтажный особняк. Но когда мы говорим об основном архитекторе данного здания, то принято говорить именно о Михаиле Чичагове.
- В 1895 "дом с атлантами" унаследовал последний его владелец - Алексей Викулович Морозов, старший сын Викулы Морозова. Он решил обустроить особняк по собственному вкусу и пригласил для этого модного в те времена архитектора Федора Шехтеля.
- В 1895 году к старому дому во дворе был пристроен зимний сад.
- В 1914 году архитектор И.Е.Бондаренко специально для коллекции икон Алексея Викуловича Морозова присоединил к дому слева флигель — три зала с верхним светом.
- После революции до 1924 г. здесь размещался музей керамики, которым руководил сам Алексей Викулович Морозов. Затем музей перенесли в усадьбу Кусково, куда Алексей Викулович каждый день ходил пешком из своей комнаты на Покровке, так как у него не было денег на извозчика. В 1934 г. он по пути из Кусково домой сильно простудился и впоследствии скончался.
Здесь и начинается совсем иной виток истории и непростое печальное время для "дома с Атлантами".
- После 1924-го в 20-х - 30-х годах в здании размещался Институт методов внешкольной работы.
- С 1935 года - располагалось Всесоюзное объединение «Союзтранспроект».
- Далее в советские годы здание занимало издательство "Наука" Академии Наук СССР.
- В 90-е годы Ю.М. Лужков отдал "дом с атлантами" Обществу ветеранов Афганистана.
- в настоящее время в особняке находится Дом народов России. В ближайшем будущем планируется реставрация (кем планируется, в каком объеме и когда закончится - у меня, к сожалению, такой информации нет).
Архитектурные особенности "дома с Атлантами" Алексея Морозова:
М. Чичагов оформил фасад дома в стиле эклектики, а внутренние комнаты дома отделал в различных, потрясающих по красоте и изысканности, стилях.
Ф. Шехтель оформлял в доме только отдельные комнаты первого этажа и личные помещения Алексея Викторовича, в том числе легендарный "готический " личный кабинет и "египетский" парадный вход. Второй этаж сохранился таким, каким был создан Чичаговым.
- Дом состоит из трех частей и все они богато украшены лепниной. По бокам дома мы можем видеть ниши с вазонами в античном стиле, украшенные гирляндами изобилия.
- Окна первого этажа также декорированы маскаронами.
- На втором этаже можно увидеть дату создания особняка 1879 г. и аттик с монограммой «М» (Морозовы). Под ним располагается овальное окно с балконом, который поддерживают два атланта.
- В дом гости попадали через холл, оформленный Ф. Шехтелем по просьбе хозяина в египетском стиле. На рубеже 1870-х - 1880-х гг. в России тема Египта была очень популярна и Алексей Викулович попросил Федора Шехтеля создать что-то, подобное интерьеру дома своего троюродного брата М.А. Морозова (с которым он очень дружил). Холл в особняке украшают колонны, украшенные цветами лотоса. Яркие росписи "Египетского" холла в технике энкаустика, несмотря на время, до сих пор сохранили свои цвета.
- Далее проследуем по парадной лестнице из белого мрамора, которая появилась еще при Чичагове и попадаем в холл, который объединяет комнаты второго этажа. Стены и потолок холла украшены фресками с изображением райских птичек и женских грифонов. Двери во все комнаты высокие и сверху украшены треугольными сандриками.
- Первая комната на втором этаже – "голубая танцевальная гостиная". При Алексее Викуловиче второй этаж был музейным: после революции его коллекция картин, икон, фарфора дополнила экспозиции крупнейших музеев страны, а сам Алексей Викулович до самой смерти в 1934 году продолжал заботиться о своей коллекции.
- Следующая комната на втором этаже – "музыкальная гостиная" в стиле рококо. В лепнине на стенах можно увидеть изображение музыкальных инструментов.
- Далее перейдем в "большую бальную залу". При Викуле Елисеевиче здесь устраивались приемы для гостей.
В всех комнатах второго этажа потолоки и стены украшены изящной лепниной тонкой техники и невероятной красоты.
- из помещений второго этажа спускаемся на первый этаж и попадаем в столовую, оформленную Ф. Шехтелем в "русском стиле". Изумительной красоты и мастерства исполнения печь оформлена раскрашенной лепниной, а ее основной функцией впоследствии стало не обогрев помещений дома, а .... чтобы вы подумали? Правильно, внутри печи удобно прятать что-либо - это был сейф (при перепланировке дома Шехтелем в доме было проведено водяное отопление и электричество).
В завершении нашего маршрута, пройдя через официальный кабинет хозяина дома, который сохранился со времен постройки и особо примечателен кессонированным потолком, мы посетим еще два шедевра:
- Готический кабинет – творение Федора Шехтеля. Архитектор очень любил готический стиль и решил воссоздать в этом помещении обстановку средневекового немецкого замка. Кабинет является единственным двухсветным/двухуровневым помещением в здании особняка - Ф. Шехтель для его создания разобрал межэтажные перекрытия. В оформлении кабинета участие принимал и С. Коненков. Деревянные панели на стены и мебель производили на мебельной фабрике П. А. Шмидта, который был мужем старшей сестры Алексея Викуловича. На второй этаж ведет изумительной работы деревянная лестница. На нижних ступенях сидит гном с книгой, на которой по латыни вырезано изречение Гиппократа "Vita brevis, ars longa" ("Жизнь коротка, искусство вечно").
На втором этаже находится библиотека Алексея Викуловича, которая оформлена Шехтелем в виде средневекового немецкого города. В центре библиотеки расположен стол с секретом: он раздвигался и через центральную часть можно было достать светильник с первого этажа.
Стены кабинета украшены панно М. Врубеля на тему "Фауста" Гете.
Нынешнее панно - очень блеклая копия, а оригинал - в Третьяковской галерее, увидеть который мне посчастливилось в 2022 году на выставке М. Врубеля в Новой Третьяковке.
В облике Фауста угадываются черты хозяина Алексея Викуловича, а в образе Маргариты проглядываются сразу две реальные женщины: первая это жена Михаила Врубеля - Надежда Забела, а вторая - супруга троюродного брата М.А. Морозова Маргарита Кирилловна Морозова, с которой хозяин очень дружил и даже иногда делал ее хозяйкой званых обедов, так как сам был не женат.
- и последней в нашей экскурсии становится комната "в стиле рококо" - рокайльная гостиная. Три стеклянных окошка под яшму в потолке" – это еще одна подсветка помимо люстры и лампочки в ней менялись по-особенному. На стенах чудесным образом сохранились гобелены, которые были приобретены в Европе (во Франции) еще самим Викулой Елисеевичем.
"Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист".
Письмо Фёдора Шехтеля Ивану Сытину, 1926 год.
Уважаемые читатели, данная статья написана мною лично и в ней я осуществил попытку систематизировать и свести воедино множественные эпосы, статьи, заметки и рассказы о "доме с атлантами" купцов Морозовых на Подсосненском переулке, побывав в этом прекрасном историческом здании, ощутив на себе всю его энергетическую мощь и узрев воочию культурное наследие, которое до сих пор хранится в его стенах .
Данная статья подготовлена на основе информации экскурсии от бюро "города & люди" (http://gorodaludi.ru/; https://t.me/gorodaludi), посещенной мною лично , а также материалов из открытого доступа:
- канала "Московские истории" (https://dzen.ru/suite/edc1cf61-f9cc-42fa-b77f-f7b0d193ba32?share_to=link);
- канал "МАША и МОДЕРН" (https://dzen.ru/a/ZAXrGKxrsF7i3HEY?share_to=link);
Благодарю авторов использованных мною материалов и ведущих блогов об истории.
"В ком больше силы — тот и прав.
Никто не спросит: «Чьё богатство?
Где взято и какой ценой?»
Война, торговля и пиратство —
Три вида сущности одной".
Мефистофель. "Фауст", Иоганн Вольфганг фон Гете.