С незапамятных времён люди имели свойство делиться на группы, характеризующиеся замкнутостью и исключительностью, эти характеристики, в свою очередь, порождают недоверие, а иногда и враждебность по отношению к тем, кто в эти группы «исключительных» не вхож. И вот как это работало: племена были разные, каким-то было безразлично как выглядят соплеменники, а какие-то к этому присматривались и первые с большей вероятностью могли приютить не похожего на них человека, но из-за разного культурного уровня этот новый человек не только имел несовместимые с новым племенем привычки, но и не готов был их пересматривать. Например, племя, не практикующее каннибализм, принимало в свои ряды каннибала или племя, молившееся одному богу, принимало в свои ряды человека, который молится другому богу, в результате мог возникнуть конфликт, который в своей острой фазе мог грозить гибелью как отдельным членам группы, так и всему племени. Таким образом трайбализм – та самая форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью, стала закрепляться в обществе наряду с навыками выживания. Не редко трайбализм доходил до такой стадии при которой людьми считаются только те, кто принадлежит к определённой общности, а все остальные – людьми не считаются, сначала это было благодатной почвой для каннибализма по отношению к инородцам. А с развитием производственных сил, когда человек стал способен производить продукты с излишком – трайбализм явился прекрасной почвой для появления рабов, а в последующем и рабовладельческого строя. И снова замкнутость и исключительность одного рода дала людям этого рода преимущество надо всеми остальными, сначала в виде пищи, а потом и в виде живых орудий труда. Но там, где появлялся излишек появлялось и право собственности на этот излишек и обмен, а вслед за этим и рост влияния людей, имеющих больше собственности, которое распространялось уже на несколько племён и это стало одной из причин объединения племён – описанные процессы привели к появлению государств. В государствах родоплеменной трайбализм становился уже негативным фактором ведь он был направлен на разрыв новых, более прогрессивных связей. В государствах трайбализм вынужден был из родового перейти на более широкий уровень – уровень подданства и народностей (группа людей, объединённая территорией, культурой и языком). Теперь люди объединялись по признаку того, кому они служат (подданство) и/или к какой народности принадлежат. А врагами, в свою очередь. стали не люди из соседней пещеры, которые носят ожерелья не похожие на наши, а население другой более крупной и отдалённой территории, служащее другому владыке. С приходом капитализма знать стала вытесняться с руководящих мест богатыми людьми, а натуральное хозяйство (что сам создал, то сам и потребил) - активно замещаться товарным производствам (заработал – потратил), это привело к превращению народностей в нации (к территории, культуре и языку добавилась связь в области экономики) и снова потребовало от трайбализма изменений, так появился национализм. Сначала исключительными по отношению к друг к другу были роды и племена, потом народности и подданные, а теперь уже народы и нации и каждый раз при преодолении человечеством новых ступеней в своём развитии понятие о том, кто свой, а кто чужой для определённой общности требовало ревизии. Параллельно этим массовым проявлениям трайбализма случаются и более местечковые вспышки, люди, идущие на поводу у поведенческих стереотипов, помогавших выживать их предкам, портят жизнь себе и окружающим, выделяя врагов не только по национальному, но и по религиозному, половому, территориальному и иным признакам. При этом они руководствуются чем-то вроде: «в нашей пещере у всех уши квадратные, а в соседней – треугольные, а значит и всё остальное у них не по-людски». Выходит, режим поиска почвы для деления на своих и чужих достался нам от предков, которые получали из него пользу, но со временем трайбализм стал создавать трудящимся больше проблем, чем пользы, стал рудиментом, похожим на аппендикс.
Особенности современной капиталистической формации предполагают наличие рынка труда, на котором от количества продавцов и готовности их продавать свою способность к труду по заниженным ценам зависят и средние зарплаты. Когда рынок труда менее развитых стран и регионов обрушивается из-за погони предпринимателей за прибылью (это могут быть как местные предприниматели «оптимизирующие» рабочие места и не создающие новых, так и местные предприниматели заодно с зарубежными доводящие конкуренцию до войн) избыток безработных, поставленных перед выбором умереть с голоду или искать новые рынки труда, направляется в страны с меньшей безработицей и большей заработной платой. На эти рынки мигрантов зазывают, завозят и ждут на них местные предприниматели, которые искренне рады возможности сэкономить на зарплатах в силу заниженных финансовых требований новоприбывших безработных. Так экономические трагедии в одних регионах становятся причинами для обогащения хозяев бизнеса в других регионах.
После всех вводных мы наконец подошли к теме, озвученной в названии «почему коренное население не любит мигрантов».
Когда мигранты прибывают в какой-то новый регион – трайбализм местного населения, принимающий форму национализма и шовинизма, получает пищу сразу с нескольких направлений: «они внешне не похожи на нас», «они пришли из другого района», «они говорят на другом языке», «у них другая культура». Но ведь всё это предрассудки и ни один из этих факторов не является ни криминогенным ни разрушающим общество фактором, как не являются загар, цвет глаз, улица проживания, любимый писатель, сленг, и предпочитаемая музыка. А что касается призывов возвращаться на родину - мы же не хотим снижать рождаемость собственного народа, из-за того, что самим негде работать. Каждый из факторов, столь тревожащих националистов в мигрантах, присутствует в той или иной форме у местных.
Криминогенный фактор содержится в обособлении и противостоянии, например футбольные фанаты могут быть зрителями, а могут сражаться, друг с другом разделившись по формальному признаку ассоциирования себя с клубом и сознательно создавая напряжение. То же самое и с мигрантами, если против них ополчаются какие-то местные люди – они видят в этих людях врагов по всем тем же признакам: внешность, культура, территория, язык. Нетрудно догадаться, что принимать язык, культуру и любовь к территории, которые свойственны недружественной группе людей, они при подобном давлении не захотят, а экономические причины работать в новом месте, при всём при этом, не изменятся. Любое действие рождает противодействие и в итоге шовинисты в своей борьбе усиливают как свой трайбализм, так и провоцирующие его проявления у приезжих. И всё это под крики о том, что приезжие обособляются и игнорируют нормы общества местных жителей. Что же им прикажете делать, когда уехать, не ухудшая своего положения, они не могут, а местные обычаи, законы, нормы поведения и главное - люди к ним враждебны?
Обратная ситуация – когда коренное население относится к мигрантам как к равным: охотно выстраивает общение, доброжелательно относится и главное – не корчит из себя «сверхчеловеков». «Как к равным» означает и соответствующую ответственность: людей, совершающих злые поступки хватает во всех обществах и к ответу они тоже должны быть привлечены, но не по принципу круговой поруки. Если бы злодей делал злодеями всех, кто на него похож – нормальных людей не осталось бы.
Кажется, мы уже разобрали все детали, причины и порядок развития ситуации, но кое-чего всё же не хватает – спускового механизма. Кто нажимает на спусковой крючок Чеховского ружья? Кто провоцирует наш аппендицит? Да всё те же, кому это по-настоящему выгодно, кому сначала выгодно завозить дешёвую рабочую силу, а потом, снимая с себя ответственность, заявлять о том, что именно из-за мигрантов приходится увольнять местных работников, как будто это не является решением, принятым хозяевами капитала.
Разделяй и властвуй (лат. divide et impera), пока люди не научатся видеть за подобными явлениями интересы конкретных кукловодов, мы так и будем охотиться на самих себя.
***
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайки и комментируйте, если считаете, что эту статью должно увидеть больше людей.
В похожей статье я разобрал тему о национальных вопросах, посему приглашаю ознакомиться и с ней.