ОПГ «Тукаевские» - некогда одна из самых крупных и влиятельных группировок Казани. Всего год назад Верховный суд Татарстана рассматривал дело, где фигурировали 30 «тукаевских», - и это был один из самых масштабных процессов в республике. Теперь на скамье подсудимых лишь семеро. Мужчины отрицают вину и настаивают, что на них и свидетелей давило следствие.
Новое дело «тукаевских» стартовало в Верховном суде Татарстана недавно - в марте. Предполагаемых участников ОПГ обвиняют в бандитизме, убийстве, покушении на убийство, похищении человека и незаконном хранении оружия. Впрочем, версию обвинения поддерживают не все свидетели, а адвокат одного из подсудимых и вовсе считает дело местью со стороны силовиков.
Несмотря на невеселую фабулу дела, до начала процесса «курултай» адвокатов обменивался между собой шутками и байками из юридической практики. Само заседание началось с опозданием в 50 минут. При виде фотокамер подсудимые то пытались скрыть лицо, то просили журналистов успокоиться. Перед началом заседания секретарь поинтересовалась самочувствием фигурантов. Подсудимый Альберт Казаков теперь наблюдает за процессом из инвалидного кресла за стеклом «аквариума». Во время одного из недавних процессов мужчине даже вызывали скорую из-за проблем со здоровьем, а адвокат просила, чтобы ее клиенту дали возможность участвовать в процессе по видео-конференц-связи, без вывоза из СИЗО.
Впрочем, «главного» подсудимого, Геннадия Кириллова, и вовсе привели на заседание после начала процесса, когда судья велел журналистам перестать вести съёмку. В данный момент суд продолжает допрос свидетелей, связанных с убийством коммерсанта Раиса Садыкова, датированным 1993 годом. По версии следствия, бизнесмен, которого «крышевали» «тукаевские», захотел выйти из-под влияния группировки и перестать платить им за покровительство, за что и был убит по указанию Кириллова - из всех подсудимых на процессе данный эпизод вменяют только ему.
Судья Айрат Ибатуллин приступил к допросу 55-летнего Станислава Данилина, знакомого Кириллова и, возможно, его соратника по «Тукаевским». Мужчина пояснил, что в состав «Тукаевских» он вошел во время обучения в школе № 80. С Кирилловым (раньше он носил фамилию Мураткин) познакомился во время службы в армии, когда членом группировки подсудимый не был. И стал ли Кириллов членом «Тукаевских» после армии, свидетель не знает.
Данилин подтвердил, что познакомил Кириллова с другими участниками «Тукаевских». С коммерсантом Раисом Садыковым свидетель также был знаком, между ними были хорошие отношения, бывал у него офисе, бизнесмен часто подкидывал ему работу по перегонке машин. В офисе Садыкова также бывали Кириллов и члены «Тукаевских». Но на вопрос о том, «крышевали» ли участники группировки Садыкова, свидетель ответил однозначно:
- Криминального покровительства бизнесу Садыкова «тукаевские» не оказывали, - заявил Данилин. Согласно показаниям Данилина, никаких собраний «тукаевские» в офисе Садыкова не проводили и о наличии сейфа с оружием в этом помещении он не знает. Отверг свидетель предположение прокурора о наличии у «тукаевских» «огнестрела».
- Какое оружие, дети были, нам было едва больше 20 лет! - возразил допрашиваемый. Также Данилин утверждает, что ничего не знает о преступной деятельности ОПГ и не может предположить, кто мог совершить убийство. Однако гособвинитель огласила показания, озвученные Данилиным на предварительном следствии. Свидетель сразу же заявил, что отказывается от них. - Целый день меня там (в участке. - «ВК») мучили! - негодует Данилин.
Допрос свидетеля, согласно протоколу, длился три часа, и на нем присутствовал адвокат. Как следует из показаний, Кириллов с товарищами регулярно собирались в офисе Садыкова, который располагался в доме № 91 по улице Тукая. Также в ходе допроса Данилин заявлял, что Кириллов крышевал бизнес Садыкова, который занимался перегоном машин из Тольятти и их продажей в Казани, а также изготовлением дверей. По слов Данилина, «тукаевские» рассказывали ему, что в офисе Садыкова хранился сейф, в котором был обрез охотничьего ружья.
На этом противоречия не заканчиваются. Согласно оглашенному протоколу допроса, в конце 1992 - начале 1993 года, находясь в офисе на улице Тукая, свидетель услышал, как Кириллов вместе с товарищами обсуждал конфликт с Садыковым, который захотел выйти из-под их покровительства и перейти под крышу ОПГ «Перваки».
«В разговоре Кириллов сказал, что проблему с Садыковым надо решать, чтобы показать другим коммерсантам, что просто так из-под крыши «Тукаевских» никто не выйдет. В конце января в этом же офисе услышал разговор между членами группировки, согласно которому Садыкова убили по указанию Кириллова», - говорится в показаниях.
Также на предварительном следствии свидетель заявил, что в 1993 году «тукаевские» рассказали ему, что после убийства Садыкова встречались с его братом, который к тому времени стал управлять бизнесом. Брат покойного для защиты обратился в ОПГ «Перваки», что привело к «стрелке» между представителями двух группировок. На ней бандиты двух ОПГ решили поделить бизнес Садыкова между собой.
Сейчас Данилин утверждает, что показания были получены под давлением. Все началось с обыска у него дома в пять утра. А затем его отвезли в здание МВД на Карла Фукса и допрашивали с 9 часов утра до вечера.
- На меня оказывалось моральное давление! Следователь сказал, что найдет, за что меня закрыть. Морально меня задушили, у меня ещё со здоровьем проблемы, я инвалид второй группы, - сетует Данилин, буквально дрожа.
Данилин еще раз подчеркнул, что отказывается от своих ранних показаний: якобы «тукаевские» Садыкова не крышевали и никаких разговоров об убийстве бизнесмена членами ОПГ он не слышал.
- Опера поработают, мало не покажется. Страшно, что с людьми система делает, - обсуждают между собой адвокаты показания Данилина в перерыве.
Также на суде исследовали видео повторного допроса свидетеля. На ней он неуверенным голосом подтверждает показания, данные им на первом допросе: коммерсант Садыков был убит «тукаевскими» выстрелом из охотничьего обреза, который хранился в офисе на улице Тукая. Также на видео свидетель говорит, что никакого давления на него не оказывалось.
- Я не хотел вообще сниматься на видео, заманили меня в здание МВД под предлогом того, что надо опознать людей на фотографиях. Там мне чуть ли не на шею сели! Показания, которые даны на предварительном следствии, не соответствуют действительности! - возмущается Данилин.
Адвокат Алина Богатеева, представляющая интересы Геннадия Кириллова, в разговоре с «Вечерней Казанью» поделилась, что реальной причиной дела против ее подзащитного она считает месть правоохранителей за показания Кириллова в отношении экс-шефа УБОП Ильнара Залялова, в результате которых тот отправился за решетку. Также защитница заявила, что ее клиент и Раис Садыков в 1992 году были свидетелями убийства трех представителей группировки «Рэмовские» в поселке Шемордан. И хоть полицейские признали, что Садыков не имеет отношения к этому происшествию, по словам Кириллова, бизнесмену поступали угрозы со стороны «рэмовских». Богатеева говорит, что незадолго до убийства Садыкова неизвестные совершили покушение на Кириллова и между этими событиями могла быть связь.