Египетская цивилизация - одна из трех, оспаривающая право называться первой в истории человечества. Две другие - это шумерская и цивилизация долины реки Инд. В любом случае египетская из всех них оказалась самой устойчивой и оказала самое большое влияние на все последующие цивилизации.
Династический период Древнего Египта - это почти три тысячи лет истории. Примерно столько же прошло от библейского царя Давида до наших дней. То, что нам из дали XXI века кажется точкой человеческого развития - фараоны, верблюды, пирамиды - на деле было невероятно извилистым сюжетом взлетов и падений. Египет неоднократно распадался на Верхнюю и Нижнюю часть, завоевывал Ближний Восток и был завоеван сам, представлял собой абсолютнейшую из всех монархий и нечто наподобие аристократического управления. В истории России была династия Рюриковичей, династия Романовых, Советский Союз и современная РФ, а в истории Древнего Египта таких династий было 30, и это не считая его персидского и эллинистического периода (откуда мы помним Клеопатру).
Польский фильм 1966 года «Фараон» по одноименной книге Болеслава Пруса рассказывает о закате Нового царства Египта. Это начало XI века до нашей эры. Прошло 150 лет со времени правления величайшего египетского фараона Рамзеса II, и его потомки Рамессиды постепенно истребили его наследие. Сам Прус пишет, что причиной тому стала проникшая в страну «азиатская роскошь», развратившая и жрецов, и фараонов. Хотя наверняка были и объективные причины - появление новых технологий, миграция агрессивных народов из-за моря, исчерпание ресурсов и демографический спад. Не так ли заканчивают все великие империи?
«Фараон» рассказывает о борьбе за власть наследника фараона Рамсеса XI и верховного жреца Херхора. Сюжет не совсем исторический, но и не полностью выдуманный. Известно, что в конце Нового царства жрец Херхор, действительно, провозгласил себя фараоном. Причем произошло это, по всей видимости, еще при жизни Рамзеса XI. Вот что об этом писал известный советский египтолог Юрий Перепелкин.
При Риа-масэ-се (Ра-месэ-се) XI верховный жрец Аманы (Амуна) Хрихара (Хре-хор) совмещал верховный жреческий сан с начальством над войском — недостававшей его предшественнику вооруженной силой, с управлением Эфиопией и заведованием государственной житницей. Еще при последнем представителе XX царского дома Хри-хара (Хре-хор) казался уже наполовину фараоном, и новые порядки были притязательно объявлены «возрождением». Верховный жрец самолично посылал за границу за строевым лесом для храмовой ладьи Аманы (Амуна), а отделывая храм Хансы (Шонса) в Апа-сауе (Эп-эсове), настолько выдвигал свою собственную особу, что его верноподданические чувства могли казаться сомнительными. С падением или смертью последнего, одиннадцатого, Риа-масэ-сы (Ра-месэ-са), Хри-хара (Хре-хор) принял царское прозвание.
Прус в этот сюжет добавляет молодого царевича, неизвестного по историческим источникам. Он, Рамзес XIII, должен стать легитимным правителем после смерти своего отца, он неглуп, горяч, патриотичен и мечтает восстановить былую славу Египта. Почему же он проигрывает?
Ответит на этот вопрос помогает диалог между молодым Рамессидом и мудрым жрецом Пентуэром у великой пирамиды Хеопса.
- Каждый раз когда я здесь мое существо преисполняется изумлением и скорбью. Раньше я надеялся, что взойдя на престол воздвигну нечто столь же величественное. Но откуда взять мне столько золота, столько людей.
- Не завидуй Хеопсу, господин. Свою гробницу он строил 30 лет. Какой прок от этого труда? Кого он излечил, накормил, одел? Гробница Хеопса унесла жизни полумиллиона рабов.
- Не то важно, имеют ли смысл пирамиды. А то, что любая воля фараона, хоть раз им высказанная, была воплощена.
Столкнувшись с государственным управлением молодой фараон быстро понимает, что его воля - ничто по сравнению с логикой истории и искушенностью жреческой элиты, отстаивающей свои интересы. Его попытки начать победоносную войну с Ассирией разбиваются об интриги Херхора, обещания поднять довольствие войскам отдают его в финансовую кабалу финикийским ростовщикам, и даже его наложницы, каждая по своему, сбивают его с пути истинного.
В отчаянной попытке национализировать богатства храмов Рамзес хочет призвать на свою сторону народ, но и тут Херхор оказывается на шаг впереди, ловко используя для запугивания простых жителей начавшееся солнечное затмение.
Запутавшись в паутине предательства, Рамзес заканчивает свою жизнь в схватке со своим двойником, подосланным жрецами, а Херхор, наконец, получает всю полноту власти.
Есть сведения, что «Фараон» был одной из любимых книг Сталина, по которой он учился большой политике. И это не случайно: сколько бы тысяч лет не прошло, природа власти остается неизменной.