Найти тему
ГРАУНД Солянка

В «нии будущего» возьмут не всех

Зачем нужна ошибка, забота или нераспознанное давление, можно ли позволить себе просто грустить, не приседая в спортзале, — куратор Мария Челоянц о выставке объединения «нии будущего», выпускников Школы дизайна «Высшей школы экономики».


Вероника Георгиева: При редакции вашего кураторского текста к выставке вы сильно сопротивлялись поправкам, утверждая важность ошибки. Большинство людей старается избегать ошибок и делать все максимально безошибочно. Вы же делаете ошибку своим героем. Зачем? Почему?

Мария Челоянц: Есть такой образ «сломанной машины», философский термин. Когда система отлажена, эта работающая машина выглядит естественно, как само собой разумеющееся и из-за этого она невидима. Многие системы так работают. В разных масштабах — от межличностных отношений, стереотипизированных семейных отношений, то есть небольших систем, до систем крупных. Машина становится заметной, когда она ломается, она начинает выдавать ошибку, какую-то искру, какой-то баг, и, начиная работать неправильным образом, себя обнаруживает. Обнаруживает и себя и тот способ работы, который для нее характерен. То есть система делает себя видимой.

Гоша Голицын и Мария Челоянц. фотограф: Наташа Гафина
Гоша Голицын и Мария Челоянц. фотограф: Наташа Гафина

ВГ: То есть, благодаря ошибке становится заметной ваша деятельность, то, что вы хотите привнести в этот мир.

МЧ: У любого художника есть критический аппарат, критический взгляд, при котором ты как будто не участвуешь особо всерьез в матрице мира, сохраняешь дистанцию для того, чтобы иметь возможность видеть какие-то вещи со стороны и смотреть на них критически. Меня позвали преподавать современное искусство в том момент, когда я им занималась всего лишь лет пять. Мы с Гошей Голицыным, моим напарником и по группе NONSNS, и по преподаванию сейчас, вошли в современное искусство уже взрослыми людьми. Мы учились в разных художественных школах, но в направлении того, чтобы всерьез начать называть себя художниками, мы двинулись уже из своих профессий, после учебы в ИПСИ (Институт современного искусства Иосифа Бакштейна). Я на тот момент была графическим дизайнером и преподавала графдизайн в Строгановке, а он был художником-постановщиком. Нам стало понятно, что до конца верить в те правила, которые мир тебе предлагает, которые он тебе настойчиво сообщает, невозможно. Это то, о чем сказано в нашем кураторском тексте, то, что видят дети («детьми» Мария называет своих учеников Школы дизайна «Высшей школы экономики», ред.) сейчас. Они взрослеют в мир, и мир предлагает им свои правила. Он говорит, что для того, чтобы быть здесь «успешным», нужно строить свой личностный бренд и так далее. Он им много чего говорит. Он говорит о том, чего хотеть, как относиться к своему телу, как строить семью, как строить отношения. Он дает тебе много готовых советов, и нормативов, построенных на чужом опыте. Мы с ними вместе смотрели на те правила, которые мир сообщает и на то внутреннее ощущение неправды, вместе настраивали эту оптику, при которой ты понимаешь, что для тебя это неправда, что для тебя это ложная штука, и как будто бы ты не готов к этому подключаться и в это всерьез играть. Потому что, играя в это всерьез, ты как будто бы эти правила своим подключением усиливаешь. И транслируешь их дальше на самом деле. То есть, ты как бы говоришь: «Классная игра! Можно я с вами?» (смеется) Мы с Гошей — я из профессии графического дизайнера, он из профессии художника-постановщика — оба были втянуты в коммерческий процесс, в создание рекламных продуктов. И у меня, и у него — мы с ним на этом сошлись, когда познакомились — было ощущение, что ты как будто бы не можешь всерьез к этому подключиться, не получается. Ты думаешь, чтобы поверить и начать кого-то рекламировать, мне нужно действительно понять, что эти люди серьезно делают то, что они делают. В общем, начать очень честно к этому подключаться. И ты ловишь себя на том, что это не выходит. Эта сделка с собой просто не удается. Ты на нее не идешь. И вот такое ощущение: ты видишь эту матрицу, но не хочешь в нее включаться, а хочешь говорить про нее.

ВГ: Теперь я понимаю, почему многие работы ваших студентов берут за основу рекламную форму, это как бы реклама, вывернутая наизнанку. В самом подходе содержится ирония по отношению к рекламному продукту.

МЧ: В принципе, да. Если посмотреть на наши проекты, которые мы с Гошей делали до того, как появилось это расширение в виде NONSNS BABY, то там есть видео-арт и в виде тв-шоу, и в виде рекламных роликов, и в виде репортажей — мы любим эти медиумы и активно используем язык массовой культуры… Мы не старались заполировать и сделать гладкой эту рекламу, как это обычно бывает. Наши телерепортажи, например, тоже сшиты как бы ошибкой наружу. Потому что на телевидении шьют очень гладко — мы никогда не узнаем, что у людей в кадре очень много слов-паразитов, много бестолковостей и даже непонимания, что делать. Нам показывают очень гладкую картинку, и ты, как живой человек, относительно этой картинки всегда недостаточен, всегда какой-то шершавый, неправильный, все время ты с ошибкой относительно этого глянца.

-2

ВГ: Мы говорим сейчас о работах вашей с Гошей Голицыным группы NONSNS?

МЧ: Да. Когда нас позвали заниматься искусством вместе со студентами, передавать им свое понимание, мы вели с ними честный разговор, передавали им то, что мы сами поняли на этом пути. И, конечно, какие-то наши стратегии вполне узнаваемы. Мимикрия, работа с ошибкой, работа с коммерческим языком. Про коммерческий язык я вот еще что хотела сказать. Это то, что я прочитала, давным-давно в дневнике Уорхола, и как-то к у меня эта фраза засела, и долго была мне не очень понятна. Он говорит, казалось бы, простую вещь: я — зеркало. И в принципе не особо расшифровывает. И ты думаешь, что бы это значило? Потом становится понятно, что когда он в коммерческом обществе, обществе потребления рисует суп Campbell и выдает тиражируемые вещи, а не делает какие-то супер уникальные вещи, то, в принципе, он изображает ценности, которые есть у этого общества.

ВГ: Да, Уорхол действительно отражает как зеркало социальные ценности, мир консьюмеризма. В этом же дневнике «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)», помню, он говорит, что был момент, когда он не знал что ему делать, и одна из его подруг, когда он попросил у нее совета, спросила, а что ты больше всего любишь?, он ответил — деньги. И тогда она сказала: «Ну вот и рисуй деньги». И Уорхол стал рисовать купюры.

МЧ: Да-да. Что мы любим? На что мы молимся? На поп-звезд и еду быстрого приготовления из банки. Такая история… И в принципе, мы используем язык рекламы и что-то, что нас постоянно окружает, что-то супер привычное. Например, садишься ты в такси и слышишь по радио, как продают квартиры в каких-то жилых комплексах. Какие тебе ценности называют, которые тебя стопудово должны заманить, что тебе рассказывают, — все это о многом говорит. Этот мир очень говорящий, и он постоянно проговаривается.

ВГ: Но у вас не рекламное агентство будущего. Вы назвали себя «нии будущего», научно-исследовательский институт. Вы все — люди молодые. Откуда тогда такое желание вновь окунуться в советскую символику?

МЧ: У нас такой способ работы. И все наши студенты, дети тоже в начале делают какое-то свое исследование. Все их работы — результат проведенных исследований. Дети работают прямо всерьез, они очень думающие, читающие, внимательные. Их оптика настроена так, чтобы очень серьезно смотреть на мир. Я думаю, что они так серьезно ставят вопросы, потому что для них это в каком-то смысле вопросы жизни. Они выходят в этот мир, и он их смущает.

ВГ: Еще бы. Этот мир нас в любом возрасте начинает смущать по максимуму! Есть, конечно, в этом прекрасном названии, «нии будущего», элемент абсурда. Понятно, что можно исследовать прошлое или настоящее, но кто исследует будущее?

МЧ: Наверное, это какая-то романтика, патетика таится в том, когда ты придумываешь будущее. Когда ты действительно можешь его фантазировать, совместно сочинять, каким ты хочешь, чтобы оно было. И не с помощью каких-то там супер технологий. На момент начала спецоперации у меня было две группы студентов. Сейчас мы одну группу выпускаем, ту которая стала «нии», их девять человек. А тогда была еще группа дипломников в Строгановке. Они учились графическому дизайну, и в той группе было сорок человек. С художниками мы делали выставки, а с группой, которая занималась графическим дизайном, мы делали фирменные стили и книжки. Хорошо помню взгляд двадцатилетних детишек. Они выходят в мир, который начинает выдавать эффекты, которых раньше не выдавал и которых никто от него не ожидал. Они приходили на пары и смотрели на меня очень внимательно, с серьезным вопросом в глазах, который звучал бы примерно так: «Мы действительно будем продолжать делать проекты? Мы, правда, будем делать фирменный стиль? У нас, правда, будет диплом?» И в этот момент было принято важное внутреннее решение. И с теми, и с другими мы решили: да, будем. Мы поняли, что манифестируем, какое будущее мы выбираем, потом пришло название «нии будущего». И этими, как будто бы небольшими, действиями, просто тем, что мы продолжаем делать свои проекты, мы тестируем настоящее и манифестируем будущее, мы его выбираем.

ВГ: Вы называете себя «независимая гибридная организация». Что это значит?

МЧ: Это мы с Гошей Голицыным и Русланом Поланиным так действовали. Нас в NONSNS было тогда трое, мы делали проект в «Гараже», и они нас внесли в архив с такой формулировкой — «гибридная». Мы не сразу поняли, о чем речь, но потом поняли. (смеется) У нас такой способ работы — для разных проектов мы подключаем разных участников. То есть, это самоорганизация, у которой нет фиксированной, неизменной формы, а есть интенция соединяться с кем-то еще. Есть соучастники или, как тогда мы их называли, «сессионные участники», как в музыкальных группах, которые приглашают участников на те или иные проекты или концерты. История такая: есть NONSNS, — тогда нас было трое, а сейчас двое, — я и Гоша, и мы преподаем в «Вышке». Я у этих детей, которые сейчас стали «нии будущего» преподавала три года, начинала вместе с Катей Сиверс, а выпускаем их мы вместе с Гошей. То есть, мы с ним вместе ведем курс год. И по истечению этого, последнего года их обучения в «Вышке», мы решили не расставаться и образовать это коллектив. В проектах, которые мы делали с «Гаражом», где нас, собственно, и назвали «гибридной самоорганизацией», мы придумывали хэппенинги по образам телешоу, куда мы звали разных людей, которые у нас снимались. Мы предлагали им действовать по общему предложенному нами сценарию, но то, как именно они вели себя в кадре и что говорили, было уже абсолютно их делом. Это было приглашение к сотворчеству. Они полноценно проявляли себя, становились соучастниками. Сейчас, в проекте «нии будущего», получается, что нашими соучастниками становятся дети.

-3

ВГ: То есть, есть группа NONSNS, а есть дочернее объединение — NONSNS BABY…

МЧ: (смеется) Дочернее мы на ходу придумали, честно говоря… Мы сами вначале никак не могли определить структуру, понять, чтó это — направление деятельности, отделение, секция, дочерняя компания? Очевидно было что, кажется, у нас наклевывается какая-то художественная деятельность с этими детьми, которая будет независима от института. Само так получается, что мы будем с ними работать уже вне стен института, без запроса на то, чтобы раз в несколько месяцев делать какую-то художественную работу по карте креативных компетенций. Мы сами будем просто что-то делать вместе с ними. Стало ясно, что нам нужно это направление нашей деятельности как-то назвать, и решили, что это будет называться NONSNS BABY. То есть, когда мы вдвоем с Гошей — это NONSNS, а расширение, когда мы зовем ребят, будет называться NONSNS BABY. А «нии будущего» — это игра в «нии», где у каждого есть специфическая оптика, и направление научно-художественной деятельности. Причем когда эта банда собирается без нас, они называются «хорошо, но не супер», эту фразу они много слышали на просмотрах от коллег и решили сделать ее своим названием.

ВГ: Про направления художественной деятельности… Для выставки в ГРАУНД Солянке проекты участников художественного объединения представляют разные, как вы называете их, лаборатории. Что означают все эти захватывающие формулировки — «лаборатория изучения гендерных и личностных взаимоотношений в виртуальной реальности, лаборатория неотчужденных бережных взаимодействий и неотчужденной заботы, лаборатория проживания интуитивного доверия через коллективно-ритуальные практики, лаборатория осмысления бытового опыта и традиционалистского мышления, лаборатория изучения подростковости в институтах контроля и власти, лаборатория изучения мимикрии как основного метода посредственности»? Не могли бы вы расшифровать все это? Вы вместе них придумали?

МЧ: Названия ребята придумали сами, но у этих названий была разная степень подробности. Поэтому мы их редактировали, приводили к какому-то общему знаменателю. А так, это их интерес, который соединяется с их проектами в настоящий момент. В принципе, у многих получилось так, что вектор их интереса проходит насквозь уже не один год, то есть это и тот проект, который сейчас у каждого выставлен в ГРАУНД Солянке, и проекты, которые были до этого, все укладываются в один вектор. Например, интерес Павла Новака с гендерным исследованиями связан с тем, как люди репрезентируют себя в сети, и на эту тему он делает работы уже несколько лет. Они все разные и у него получается как будто бы собственная лаборатория уже. Он иногда подключает других людей, иногда один, но направление остается. Или Катя Михайлова с ее бытовыми практиками, проектом «Сядь поешь» про бытовые привычки и про заботу, которая может тесно переплетаться с тонким насилием, которое к тому же не всегда распознается… Каждый проект действительно расширятся. Если посмотреть их презентации, то это какие-то очень объемные исследования.

Сядь поешь, Катя Михайлова
Сядь поешь, Катя Михайлова

Что касается «бережного взаимодействия», то это Маша Авданина. Художница ощущает капиталистическое давление, ожидания от себя того, что она всегда должна быть в хорошей форме, всегда в отличном настроении, всегда быть очень продуктивной, обязательно каждую минуту учить английский, приседать и при этом фотографировать себя, показывая в соцсетях, какая она классная и насколько она в порядке. И ей даже не удается найти время и место для переживания например после завершения романтических отношений. Потому что, если ты хандришь и лежишь грустная, то ты законченная неудачница. Если тебе грустно — иди в спортзал, приводи себя в порядок поскорее. И проект о том, может ли быть какое-то бережное отношение к себе, не апроприированное капитализмом, который пытается и на этом тоже зарабатывать деньги, предоставляя тебе все эти инструменты срочного приведения себя в порядок. Можешь ли ты себе позволить просто грустить, не приседая чтобы не чувствовать вину за грусть? Бесконечное оценивание себя другими и собой тоже. Бесконечное сравнивание себя с другими. Все эти бесконечные инфлюэнсеры. Я сейчас понимаю, что соединяю сразу несколько ее проектов, потому что у нее был проект про инфлюэнсеров, и он тоже укладывается в вектор «лаборатории неотчужденных бережных взаимодействий и неотчужденной заботы».

Маша Авданина
Маша Авданина

ВГ: Какой, как вы думаете, ваши студенты получили опыт, выставившись в ГРАУНД Солянке? Сбылись их ожидания? Все-таки это, наверное, первая для них такая масштабная выставка.

МЧ: Первая. Они обалдели совершенно. Они обалдели полностью. Да и мы сами обалдели. Мы не ждали такого количества людей на открытии — когда мы ворвались и сразу взошли на сцену, это было большое удивление. Мы немного опоздали, потому что открытие на Солянке совпало с защитой дипломов в Вышке и от этого совпадения мы тоже обалдели. По большому счету, вчера мы в первый раз сообщили миру о том, что мы хотим быть вместе, о том, что мы есть, что «нии будущего» существует, и мы выбрали быть вместе. И это важный шаг. Это как «объявляю вас мужем и женой» — перформатив. (смеется) Перед лицом общественности мы заявляем о том, что мы выбрали быть вместе, что мы — семья.

Екатерина Рубцова
Екатерина Рубцова

Выставка «День открытых дверей в “нии будущего”» продлится до 9 июля включительно.