Пиранделло у нас принято сравнивать с Чеховым. И это верно, но лишь отчасти. И Чехов, и Пиранделло - с юга. Южный темперамент - у чеховских героев средней полосы.
А вот у Пиранделло они, южане, сичильяни (сицилийцы) и были главными героми его рассказов, новелл.
Таков незабвенный крестьянин Тарара из рассказа "Чистая правда":
– Подсудимый Ардженту, вы поняли, в чем вас обвиняют?
Тарара чуть шевельнул рукой и с обычной своей улыбкой ответил:
– Ваша честь, по правде сказать, я не очень-то слушал.
Председательствующий сердито сделал ему внушение:
– Вы обвиняетесь в том, что утром десятого декабря тысяча девятьсот одиннадцатого года убили топором Росарию Феминеллу, вашу жену. Что вы скажете в свое оправдание? Повернитесь лицом к присяжным и говорите ясно, с должным уважением к суду.
Простодушие Тарара, зарубившего топором жену, изумительно.
У итальянцев любовь, смерть, горе иногда неотделимы. Они смеютя, как будто плачут и молятся или наоборот. Понять это невозможно, можно только почувствовать. Наиболее близки по восприятию к Пиранделло - естественно грузины.
В 1970 году был снят замечательный фильм "Кувшин" Ираклия Квирикадзе по сценарию Резо Габриадзе. Это - ничто иное, как экранизация новеллы "Джара".
Италия, а если быть точнее - Сицилия начала века, была одна из самых бедных стран Европы. Отсюда, из трущоб, крестьянских мазанок, и его "бедные люди", маленький человек с его мирком, который у Пиранделло всегда вырастает до размеров вселенной:
Человечек сначала таинственно поманил его в сторону, а потом еле слышным голосом повел речь про дом и про то, что он, Паоло Марра, мог бы предъявить право собственности на двор — либо для себя самого, либо, если для себя не хочет, в пользу одной несчастной женщины, ибо было бы поистине благим деянием вознаградить ее за любовь к его отцу, и за преданность, и за то, что она заботилась об отце его до самого конца, когда тот, парализованный и утративший дар речи, был обречен на голодную смерть; то была некая Нуцца Ла Диа, да, она самая; под конец она стала побираться ради отца и теперь, не имея крова, каждую ночь пристраивается на ночлег в этом доме под лестницей.
Пиранделло явился предтечей итальянского неореализма. Герои фильмов Филлини, Пазолини, Моничелли, Росселлини вышли из итальянского низа, со дна. Один из последних шедевров Пиранделло роман "Покойный Маттиа Паскаль". Маттиа - этакий итальянский Поприщин:
Много занятных и приятнейших сочинений извлек дон Элиджо Пеллегринотто из шкафов библиотеки, целый день просиживая на лесенке, взятой им у фонарщика. Иногда, найдя какую-нибудь интересную книгу, он ловко бросал ее сверху на громадный стол, стоявший посредине часовенки; эхо гулко вторило удару, поднималась туча пыли, из которой испуганно выскакивало несколько пауков; я прибегал из апсиды, перепрыгивая через загородку, и сначала той же книгой прогонял пауков с пыльного стола, а потом открывал ее и начинал просматривать.
Марио Моничелли в свое время снял хороший (а что у Моничелли плохо?) фильм - "Две жизни Матиа Паскаля" с Мастрояни в главной роли.
Но вот парадокс. Италия разбогатела, стала респектабельной и сытой. И нет больше неореализма и Пиранделло. "Маленький человек" практически исчез. Искусство мертво там, где деньги, развлекалово, решают все, превращаясь в мыльный сериал для домохозяек.
Поэтому нам несказанно повезло, что мы скатываемся в дикость и средневековье. Искусство питается кровью своего творца. А гений должен быть неприкаянным и голодным.
У нас появился уникальный шанс - обрести великую литературу!
p. s. Дзен полностью перестал платить автору. Если вам интересны материалы, поддержите автора: