Найти тему
Стиль жизни

Луиджи Пиранделло и “маленький человек”

Пиранделло у нас принято сравнивать с Чеховым. И это верно, но лишь отчасти. И Чехов, и Пиранделло - с юга. Южный темперамент - у чеховских героев средней полосы. 

А вот у Пиранделло они, южане, сичильяни (сицилийцы) и были главными героми его рассказов, новелл. 

Таков незабвенный крестьянин Тарара из рассказа "Чистая правда":

-2

– Подсудимый Ардженту, вы поняли, в чем вас обвиняют?

Тарара чуть шевельнул рукой и с обычной своей улыбкой ответил:

– Ваша честь, по правде сказать, я не очень-то слушал.

Председательствующий сердито сделал ему внушение:

– Вы обвиняетесь в том, что утром десятого декабря тысяча девятьсот одиннадцатого года убили топором Росарию Феминеллу, вашу жену. Что вы скажете в свое оправдание? Повернитесь лицом к присяжным и говорите ясно, с должным уважением к суду.

Простодушие Тарара, зарубившего топором жену, изумительно. 

-3

У итальянцев любовь, смерть, горе иногда неотделимы. Они смеютя, как будто плачут и молятся или наоборот. Понять это невозможно, можно только почувствовать. Наиболее близки по восприятию к Пиранделло - естественно грузины. 

В 1970 году был снят замечательный фильм "Кувшин" Ираклия Квирикадзе по сценарию Резо Габриадзе. Это - ничто иное, как экранизация новеллы "Джара".

-4

Италия, а если быть точнее - Сицилия начала века, была одна из самых бедных стран Европы. Отсюда, из трущоб, крестьянских мазанок, и его "бедные люди", маленький человек с его мирком, который у Пиранделло всегда вырастает до размеров вселенной:

-5

Человечек сначала таинственно поманил его в сторону, а потом еле слышным голосом повел речь про дом и про то, что он, Паоло Марра, мог бы предъявить право собственности на двор — либо для себя самого, либо, если для себя не хочет, в пользу одной несчастной женщины, ибо было бы поистине благим деянием вознаградить ее за любовь к его отцу, и за преданность, и за то, что она заботилась об отце его до самого конца, когда тот, парализованный и утративший дар речи, был обречен на голодную смерть; то была некая Нуцца Ла Диа, да, она самая; под конец она стала побираться ради отца и теперь, не имея крова, каждую ночь пристраивается на ночлег в этом доме под лестницей.

-6

Пиранделло явился предтечей итальянского неореализма. Герои фильмов Филлини, Пазолини, Моничелли, Росселлини вышли из итальянского низа, со дна. Один из последних шедевров Пиранделло роман "Покойный Маттиа Паскаль". Маттиа - этакий итальянский Поприщин:

Много занятных и приятнейших сочинений извлек дон Элиджо Пеллегринотто из шкафов библиотеки, целый день просиживая на лесенке, взятой им у фонарщика. Иногда, найдя какую-нибудь интересную книгу, он ловко бросал ее сверху на громадный стол, стоявший посредине часовенки; эхо гулко вторило удару, поднималась туча пыли, из которой испуганно выскакивало несколько пауков; я прибегал из апсиды, перепрыгивая через загородку, и сначала той же книгой прогонял пауков с пыльного стола, а потом открывал ее и начинал просматривать.

-7

Марио Моничелли в свое время снял хороший (а что у Моничелли плохо?) фильм - "Две жизни Матиа Паскаля" с Мастрояни в главной роли. 

-8

Но вот парадокс. Италия разбогатела, стала респектабельной и сытой. И нет больше неореализма и Пиранделло. "Маленький человек" практически исчез. Искусство мертво там, где деньги, развлекалово, решают все, превращаясь в мыльный сериал для домохозяек.  

-9

Поэтому нам несказанно повезло, что мы скатываемся в дикость и средневековье. Искусство питается кровью своего творца. А гений должен быть неприкаянным и голодным.

У нас появился уникальный шанс - обрести великую литературу!

p. s. Дзен полностью перестал платить автору. Если вам интересны материалы, поддержите автора:

https://yoomoney.ru/to/410014757155128