Гейша – одно из немногих японских слов, знакомое многим в нашей стране, но значение этого слова искажено. В большинстве случаев, услышав слово «гейша», русский обыватель представляет себе пленительную куртизанку, соблазняющую своих клиентов таинственными восточными искусствами флирта и любви.
Мне кажется в сознании русского человека явление «гейша» имеет такое же искаженное понимание, как любовь русского человека к игре на балалайке, шапкам-ушанкам и прогулкам медведей по улицам России. То есть существует крепкий стереотип, но он, к сожалению, ложный. Настолько ложный, насколько и крепкий. И я как востоковед и человек, несущий знание об обычаях, культуре и традициях страны восходящего солнца в массы российского общества, считаю своим долгом эту ошибку исправить.
Слово «гейша» в переводе с японского означает «человек искусства». Именно «человек», а не «женщина». Во-первых, потому что есть версия, что в начале становления института гейш этим ремеслом занимались не только женщины, но и мужчины. Во-вторых, акцент в этом слове делается больше не на половую принадлежность, а на мастерство, навыки и умения, которые, как понятно из самого слова, сосредоточены на сценическом искусстве пения, танца, игре на музыкальном инструменте, а также, умении разливать напитки, подавать чай, изысканно одеваться и вести беседу.
Гейша – это профессия, это ремесло, которое имеет очень давнюю историю и очень тесно переплетено с японской культурой. Главная функция гейши – развлекать гостей. Создавать атмосферу и дарить настроение. Это особый изысканный вид японских развлечений, который доступен далеко не всем японцам по двум причинам, первая – это дороговизна. Позволить себе общение с гейшей, тем более, регулярное общение, может себе не каждый. Второе, это внутренняя врожденная эстетика самого гостя, который способен оценить всю красоту и умения гейши.
Клиентами гейши являются бизнесмены, политики, высокопоставленные чиновники, ну и богатые туристы. Я никогда не видела настоящую гейшу и не общалась с ней, хотя являлась японистом с двадцатилетним стажем и более двух лет читала лекции о культуре Японии, рассказывая благодарным слушателям в том числе и про гейш.
Существует точка зрения, что гейши вообще не показываются на глаза иностранцам и не проводят с ними время. Все, что иностранные туристы видят на улицах Киото – это не гейши и даже не их ученицы майко. Это ряженые. Переодетые туристы.
Чтобы встретиться с настоящей гейшей прежде всего необходимо знать места их обитания. В Киото это район Гион. Попадая в этот район, вы как будто оказываетесь на сьемках исторического фильма. Темные деревянные здания, красные фонарики и скромные вывески ресторанов и чайных домов словно погружают в атмосферу прошлых столетий. Днем район Гион пустой, словно в нем нет ни души, а с наступлением сумерек он оживает, словно в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».
Второй момент, для аудиенции гейши необходимо забронировать место в чайном доме или ресторане и заплатить за ужин и напитки, которые стоят не мало. Это традиционная японская праздничная еда – кайсеки, где каждое блюдо – само по себе произведение искусства. Помимо воды и чая также необходимо заказать саке и напиток для гейши.
Есть во время аудиенции гейша не может, а вот пить, в том числе и алкогольные напитки – пожалуйста.
По традиции, в ресторане необходимо снять обувь на входе. И босиком в одних носках подняться по ступенькам в зал. Комната небольшая, пол покрыт татами, глянцевые черные столы без скатертей, напротив входа алтарь токонома с каллиграфией и небольшой цветочной композицией икебана. Официанты и их помощники в строгих кимоно подают горячие салфетки, разливают напитки и презентуют первые закуски.
Сама гейша (или на киотский манер гейко) появляется позже. Она входит в зал с милыми приветствиями и извинениями, что заставила ждать. Поддерживая полы длинного кимоно, аккуратно ступает маленькими ножками в белых носочках по татами и садится за стол таким образом, чтобы все гости были охвачены ее вниманием. Мы смотрим во все глаза, стараясь рассмотреть все детали ее причудливого наряда.
Серебристое кимоно, широкий пояс оби завязан сложным узлом, на голове парик, лицо и часть открытой шеи покрыты плотным слоем белил, красные губы, глаза также подведены красным. От плотного белого тона в контрасте в красными губами зубы выглядят желтыми, поэтому она их не показывает, когда улыбается, а когда смеется, прикрывает рот рукой. Ее речь плавная и текучая. Она говорит растяжно, немного манерно, кокетливо используя обороты киотского диалекта. Разливает саке, придерживая длинные рукава кимоно. Услужливо кивает, вежливо, но немного уклончиво отвечает на наши вопросы, которые сыплются на нее как из рога изобилия: «Сколько лет?» «Как давно занимается этим ремеслом?» «Одобряют ли родители?» «Есть ли молодой человек?» Она одновременно похожа и на живую красивую куклу, и на милого наивного ребенка. Ее смех, речь, манеры, необыкновенно располагают и позволяют чувствовать себя комфортно. Невольно погружаешься в этот интерактивный спектакль одного актера. Чувствуешь себя легко и непринужденно.
Некоторые выдержки из той информации, которую удалось выудить из милой, но скрытной нашей собеседницы:
Учиться ремеслу гейши можно с 15 лет, до этого необходимо получить обязательное в Японии образование, закончить среднюю школу.
Учиться необходимо около 10 лет, в основном это танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, чайная церемония, искусство ведения беседы.
Нашей собеседнице 25, и она только начинает свою карьеру. У нее уже есть постоянные клиенты, но их не много.
Имя, которым она представилась – это творческий псевдоним.
Живет одна, с кошкой. Молодого человека нет, так как очень много времени уходит на работу.
Родители согласны с ее выбором стать гейшей и поддерживают его.
В свободное время любит читать японскую классическую литературу и слушать японскую музыку.
В обычной жизни носит современную одежду и не использует макияж.
Снующие с блюдами дамы-официантки подсказывают: «Наверняка, они хотят спросить тебя, оказываешь ли ты сексуальные услуги клиентам. И есть ли постоянный любовник». Мы гордо отвечаем, что избавлены от этих стереотипов и знаем, что гейши не куртизанки.
Но отношения, в том числе и сексуальные, современной гейше разрешаются. Как оказалось, она даже может родить ребенка. Единственное, что недопустимо, так это замужество. Если гейша решается на брак, она должна оставить профессию.
Следующая часть шоу – танец. Наша гейша уходит готовится к танцу. И мы уже ощущаем нехватку ее общества. С нетерпением оглядываемся на раздвижные двери залы в надежде, что вот–вот появится она.
Поскольку у нас была только одна гейша, танцевала она под записанную музыку. В дуэте свой танец она бы исполняла под аккомпанемент сямисэна. Танец сложный, своеобразный, немного грустный. Из проигрывателя доносятся звуки сямисэна и глубокое звучное пение. Когда мы спросили о чем танец и песня, узнали, что танец о женщине, которая ловит прекрасную бабочку. А текст песни настолько сложен в понимании, что современные японцы не могут понять всех этих слов.
После танца игра. Моя любимая часть. Игра забавная, веселая. На внимательность, скорость и сноровку. Даже самые скромные и скептически настроенные гости не устоят перед очарованием этой незатейливой веселой игры.
Ну и конечно же – общее фото. На фото гейша не улыбается и прикрывает руки. Когда мы спросили, зачем прятать руки. Она ответила, что тон рук отличается от цвета лица. Это будет выглядеть не гармонично на фотографии.
Прощается гейша не сама, а при помощи тетушек-официантов. Они говорят, что ей пора. Ее ждут другие клиенты. Наша гейша кукла-ребенок исчезает за раздвижными дверями, оставляя после себя приятное послевкусие и маленькие сувениры-полотенчики, которые неизвестно в какой момент таинственным образом оказались на столах.
Раскланявшись с хозяйкой и поблагодарив за обед мы покидаем ресторан. На улицы района Гион уже спустилась ночь. Красные фонарики горят ярко. По дороге домой мы видим, как из одного из ресторанов выпорхнула гейша в окружении нескольких солидных мужчин в элегантных костюмах и легким флером дорогого алкоголя. Видимо, японские бизнесмены или политики, подумали мы, прощаются со своей гейшей. Как и мы некоторое время назад простились со своей. И в этот момент возникло глубокое и приятное чувство сопричастности с японской культурой.