И это несмотря на поддержку, которую выразили ЧВК «Вагнер» в Киеве.
Попытка мятежа, который инициировал 23-24 июня руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, при последующей моральной поддержке президента Украины Владимира Зеленского, главы вражеской разведки Буданова и многих других одиозных личностей, стала ещё одним препятствием на пути Украины в НАТО.
Как пишет Council on Foreign Relations (CFR), на предстоящем саммите в Вильнюсе НАТО, конечно, укрепит партнерство с Украиной, но неудавшийся государственный переворот в России «может усилить разногласия по поводу членства».
Напомним, что киевский режим в последние два года особенно активно пытается навязать себя альянсу, хотя все сигналы с той стороны говорят о категорическом нежелании связывать себя юридическими обязательствами по отношению к Украине.
Государства-члены по-прежнему расходятся во мнениях по важнейшим деталям — должно ли членство быть полным или частичным; немедленным, постепенным или еще раз отложенным; безусловным или связанным с исходом войны, перечисляет варианты CFR. И, оказывается, демарш Пригожина ещё больше затруднит разрешение всех этих разногласий.
Как именно?
В 2014 году на пути Украины в НАТО, куда та официально стремится со времен саммита организации в Бухаресте в 2008 году, возникло препятствие в виде войны на Донбассе: актуальные военные конфликты и территориальные споры считаются основанием для отказа приема в альянс. Париж и Берлин заключили сделку между Москвой и Киевом, которая должна была, как минимум, положить конец войне на Донбассе — но Минские соглашения провалились, напоминает CFR.
Как и Будапештский меморандум, Минские соглашения «достигли декларативного консенсуса, но уделили мало внимания практическим действиям». В данный же момент, пишет Совет по международным отношениям, НАТО отказалось от «будапештско-бухарестско-Минского консенсуса», признает, что торжественные заявления при отсутствии реального сотрудничества — мало способствуют безопасности.
Однако североатлантический союз не готов превратить членство Украины из цели в реальность. Столкновение России с гражданской войной только усилит эти колебания, подчеркивает CFR.
Пожалуй, так унизительно Киеву в натовских амбициях ещё не отказывали. Логика тут такая.
Мятеж Пригожина показал картину возможных потрясений в России — значит, выросли риски региональной дестабилизации — перспективы конфликта на Украине стали ещё более запутанными — поэтому Украину в НАТО принимать нельзя.
Поскольку единства насчет Украины в НАТО нет, то лучше, считает CFR, сосредоточиться на понятном уровне партнерства: наполнять Украину оружием с чувством глубокой поддержки.
В качестве утешительного приза, CFR напоминает Киеву, что он получает «чрезвычайный поток оружия, консультаций и разведданных», а также регулярные встречи Контактной группы по обороне Украины. А в Вильнюсе новый «Совет Украина-НАТО» еще больше повысит роль Киева в обсуждениях североатлантического союза: например, может состояться судьбоносная уступка — для Украины могут сделать необязательным в качестве предварительного условия План действий по членству!.
В сухом остатке, Украина на ближайшем саммите НАТО в Вильнюсе получит ещё оружия, благословение на гибель в бессмысленных атаках на российскую линию обороны и искренние улыбки в знак поддержки.
Пожалуй, для Киева было бы выгоднее публично высказаться в поддержку действий Президента России и всех структур Российской Федерации по защите конституционного строя, осудить демарш руководства ЧВК «Вагнер» и заявить от неприемлемости такого рода действий.
Хотя кардинально ситуация от этого бы не поменялась. Украина для НАТО — просто расходный инструмент. А расходные инструменты не наделяют правом голоса и тем более какими-то полномочиями.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!