Все мы любим кино, лидеры стран на протяжение всей истории с момента появления кинематографа, тоже разделяют процесс лицезрения на экранах удивительных событий на киноплёнке. Адольф Гитлер считал кино важной составляющей человеческой культуры и развития. Тем более в кино, можно продвигать и пропагандировать выгодные идеи и мнения правящего политического класса.
Какое же кино смотрел лидер нацисткой Германии?
«Белоснежка и семь гномов»
Одной из любимых картин лидера рейха, как не странно был мультфильм от студии Disney «Белоснежка и семь гномов». Данный мультфильм вышел в 1937 году, соответственно за 2 года до начала Второй мировой. К сожалению точных данных о том, какого именно мнения об этом мультфильме и какую рецензию дал бы ему лидер Германии нет.
Однако соответствующие выводы о том, насколько понравилось кино Гитлеру можно сделать по имеющемся рисункам:
Среди рисунков можно заметить гномов, в частности Скромника и Профессора, а также Пиноккио. Да, Пиноккио ещё один мультфильм, который очевидно пришёлся по душе фюреру. Стоит отметить, что оба мультфильма стали прорывом в полнометражном анимационном кино, и были одними из первых как таковых.
«Метрополис»
Метрополис- это немой художественный фильм, который вышел ещё в далёком 1927 году во времена Веймарской республики. Фильм был создан Фрицем Лагом в основу, которого лег сюжет романа Теи фон Харбоу, его жены. Фильм повествует о жизни в футуристическом будущем, в котором два общества разделены между собой, и по сути пока одни живут в условном «раю», другие едва сводят концы с концами (кажется это что-то напоминает). На Гитлера кино произвело огромное впечатление, что неудивительно. Ведь помимо весьма оригинального сюжета с необычной стилистикой, фильм по тем временам использовал самые массовые доступные ресурсы. Так для съёмок фильма использовалось более 30 000 человек для массовки, а бюджет фильма составил свыше 1,3 млн. рейхсмарок. Ведущим оператором съёмок был известный Карл Фройнд, в дальнейшем он сумел поработать даже в Голливуде.
«Нибелунги»
Другой работой Фрица Лага, которой сильно был вдохновлён Гитлер стал фильм «Нибелунги». Поэтому поводу, если верить словам Геббельса, фюрер говорил: «вот человек, способный создать национал-социалистическое кино!..» Фильм повествует о средневековых временах, в основу которых легла известная германская поэма «Песнь о нибелунгах», написанная приблизительно в XIII веке.
Какое-то время Фриц Лаг, автор этих фильмов был своего рода протеже Гитлера в кинематографе.
Однако всё изменилось с началом расовых чисток и гонений евреев в нацисткой Германии. Мать режиссера Фрица Лага была еврейкой. Постепенно дружба между лидером рейха и режиссером начала сходить на нет.
Последний фильм снятый Лагом в Германии «Завещание доктора Мабузе» был и вовсе в ней запрещён и подвергнут жесткой цензуре. Фильм отражал картину того времени жизни в Германии под нацисткой партией. Приход Гитлера к власти, уровень жизни и безработица, волнения немецкого народа.
После этого Лаг был приглашён на встречу с Геббельсом, где как не странно, ему предложили высокий пост руководителя киноиндустрии. Фриц Лаг отказался, а позже и вовсе уехал из Германии, сначала во Францию, а потом и в США.
Картины о национал-социализме
На смену Лагу Гитлер нашёл новый талант в лице - Лени Рифеншталь.
Именно она создала такие известные фильмы как «Триумф» 1935 года и «Олимпия» 1938 года. Первый рассказывает о съезде НСДАП (1934) в Нюрнберге, второй об олимпийских играх в Берлине, оба фильма являются документальными. Примечательно, что после войны фильм «Триумф» был подвергнут цензуре и запрещён показу в самой Германии после падения Третьего рейха.
Оба фильма имели важную идеологическую подоплеку, что неудивительно, Гитлер лично принимал в них участие. Он же и дал лично название первому фильму.
Помимо всего выше перечисленного, Гитлер также высоко ценил историческое кино по аналогии с фильмом «Нибелунги». В частности его интересовали картины о жизни короля Пруссии Фридриха II. Позже в самой нацисткой Германии ему будут также посвящать фильмы, среди которых известная лента под названием «Великий король».
Как мы видим, кино играло весьма важную роль в жизни Гитлера, в том числе и помогало осуществлять те или иные цели (на примере фильма «Триумф»). Трудно его в этом винить, ведь и другие лидеры стран, до сих пор стараются использовать фильмы для внедрения определённых ценностей и идей. Сама же художественная ценность фильмов, которые одобрял Гитлер весьма различается, от безобидных мультфильмов Диснея до полностью пропитанных нацизмом и идеологией Третьего рейха картин.