Власти РФ начали продумывать создание газового аналога ОПЕК. Звучит громко, но это вроде не про грандиозные амбиции, а про суровую реальность с жесткой конкуренцией на рынке Азии. Масштаб тут, конечно, поменьше, чем у нефтяного ОПЕК, но цена вопроса для России очень высокая.
Если нефтяной ОПЕК контролирует большую часть глобального рынка нефти и мощно влияет на рыночную цену, то в случае российского аналога разговор больше про рынок Азии, где интересами столкнулись несколько газодобывающих игроков как результат перенаправления российского экспорта газа из ЕС в Азию.
Придя в новый для себя регион, Россия, естественно, потеснила других азиатских участников. Создала весьма болезненную конкуренцию.
До 2022 года на азиатском рынке доминировали Туркмения, Иран и Катар.
Газовый ОПЕК
Пока идея создания российского аналога ОПЕК только для газа — на уровне переговоров, в зачаточной стадии, так сказать. На первых порах предполагается, что в новую картель войдут Иран, Катар, РФ и Туркменистан. В целом, из идеи создания локального газового союза впоследствии может вырасти и нечто более глобальное.
Что дальше?
РФ нужно активно договариваться, достигать баланса интересов на локальном азиатском газовом рынке. Катар может перенаправить СПГ в ЕС в отличие от Ирана или России. Так он уже и делает. Но в целом все текущие игроки локального рынка, включая Катар, настроены на то, чтобы искать компромиссы и продолжать зарабатывать, не обижая друг друга.
При этом Катарское агентство поощрения инвестиций (IPA Qatar) на сегодня — очень крупный держатель акций Роснефти. В целом Катар и РФ наращивают дипломатию и взаимные интересы.
Под конец хочется еще раз подсветить тренд уверенной экспансии РФ на рынок Азии и мощнейший всплеск дипломатической активности в этом регионе. И, конечно же, понятно, что в этом вопросе на фоне блокировки европейского рынка без локальных (азиатских) союзов по интересам никак не обойтись.