Жил-был в ХХ веке ученый Эрвин Шрёдингер и задумал он провести один чудовищный эксперимент над своим котом.
Взял котика, посадил в ящик, туда же засунул колбу с ядовитым газом, счетчик Гейгера и радиоактивный атом.
Если атом распадется, счетчик сработает, механизм разобьет колбу, и кот умрет. Не распадется – кот будет жить.
«Соль» эксперимента в том, что атом может распасться и не распасться с шансом 50%.
Теперь закрываем ящик.
С этого момента радиоактивный атом будет находиться в неопределенности – он либо распался с вероятностью 50%, либо не распался с вероятностью 50%.
До того, как мы откроем ящик и заглянем внутрь, он как бы будет находиться в двух состояниях сразу.
А поскольку судьба кота напрямую зависит от состояния атома, выходит, что кот тоже и жив, и мертв одновременно.
Что стало с котом?
Переживать не стоит. Эксперимент был мысленный, а не реальный.
Его цель – объяснять, что в квантовой физике вещества могут быть сразу в 2 состояниях сразу, как кот. А конечное их состояние определяется в момент наблюдения, когда мы «открываем ящик».
Да, понять с первого раза непросто.
Поэтому вот простые примеры: чашки, тарелки и даже пиво Шрёдингера.
Они вроде как целы, но одновременно с этим уже разбиты, стоит потянуть на себя дверцу.
Теперь главная мысль.
В России мы всё чаще и чаще наблюдаем не вымышленных котов, а вполне себе настоящие бизнесы Шрёдингера.
Они тоже находится в двух состояниях сразу – вроде живы, а вроде уже и нет.
Определить такие компании просто, для этого не надо быть ученым:
1. Работают ради работы.
2. Тратят все, что заработали.
3. Нет ни прибыли, ни резервов.
4. Не растут, а просто существуют.
В таких компаниях денег едва-едва хватает на расходы, не говоря уже о дивидендах.
У них нет подушки безопасности на случай форс-мажоров – чуть что залезаем в долги.
Зато есть кредиты, причем на оборотку, а не на развитие – большая часть маржи идет на погашение процентов, а бизнес начинает принадлежать банку.
Персонал при этом получает оклады, которые не зависят от выручки. Платишь всем вовремя – денег нет. Не платишь – люди уходят.
Вот и получается, что бизнес вроде как бы есть, но вроде его как бы и нет.