Найти в Дзене

МАСШТАБ И МАСШТАБНОСТЬ В ИЗО

Такое понятие как Масштаб не часто используется в ИЗО, чаще он используется в картографии и в черчении, в техническом рисовании, которое применяется в чертежах, для решения инженерных, архитектурных задач. Также может использоваться в некоторых разделах дизайна, в основном как масштабы чертежей, например в дизайн игрушек, автомобильном дизайне, или интерьерный дизайн, одним словом, там, где предполагается предметная визуализация проекта. Вот что говорит про масштаб Википедия: Масшта́б (нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») — соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров. Есть четыре вида масштаба: численный, именованный, линейный, масштаб по осям координат. Типы масштабов Масштабы на картах и планах могут быть представлены численно или графически. 1. Численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекци

Такое понятие как Масштаб не часто используется в ИЗО, чаще он используется в картографии и в черчении, в техническом рисовании, которое применяется в чертежах, для решения инженерных, архитектурных задач. Также может использоваться в некоторых разделах дизайна, в основном как масштабы чертежей, например в дизайн игрушек, автомобильном дизайне, или интерьерный дизайн, одним словом, там, где предполагается предметная визуализация проекта.

-2

Вот что говорит про масштаб Википедия:

Масшта́б (нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») — соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров. Есть четыре вида масштаба: численный, именованный, линейный, масштаб по осям координат.

-3

Типы масштабов

Масштабы на картах и планах могут быть представлены численно или графически.

1. Численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5000 см (50 м) на местности. Более крупным является тот масштаб, у которого знаменатель меньше. Например, масштаб 1:1000 крупнее, чем масштаб 1:25 000.

2. Именованный масштаб показывает какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане. Записывается, например: «В 1 сантиметре 100 километров», или «1 см = 100 км».

3. Графические масштабы подразделяются на линейные и поперечные. 3.1. Линейный масштаб — графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части 3.2. Масштаб по осям координат — графический масштаб в виде масштабных шкал для каждой из осей координат, которые имеют различный коэффициент масштабирования. 3.3.Поперечный масштаб — графический масштаб в виде номограммы, построение которой основано на пропорциональности отрезков параллельных прямых, пересекающих стороны угла. Поперечный масштаб применяют для более точных измерений длин линий на планах. Поперечным масштабом пользуются следующим образом: откладывают на нижней линии поперечного масштаба замер длины таким образом, чтобы один конец (правый) был на целом делении ОМ, а левый заходил за 0. Если левая ножка попадает между десятыми делениями левого отрезка (от 0), то поднимаем обе ножки измерителя вверх, пока левая ножка не попадёт на пересечение к-либо трансвенсали и какой-либо горизонтальной линии. При этом правая ножка измерителя должна находиться на этой же горизонтальной линии. Наименьшая ЦД = 0,2 мм, а точность 0,1

4. Иррациональный масштаб — масштаб, представленный в виде иррациональной дроби. Нестандартный вид масштаба. Определителем является простое число, исключая 2 и 5.

5. Десятичный или кратный масштаб — масштаб с определитем кратным 5 и 2. Все стандартные масштабы являются такими.

Масштабность— соразмерность объектов, или форм, и элементов данных форм по отношению к человеку, другим объектам или формам, а также к окружающему пространству.

-4

Масштабность понятие подразумевающее сопоставление элементов композиции друг с другом по размеру, и особенно в дизайне, сопоставление изделия с антропометрией потребителя. Стул, и его части, должны быть совершенно определенных размеров, чтобы на нем было удобно сидеть. В реалистичной картине, элементы должны иметь определенную масштабность по отношению друг к другу, чтобы восприниматься как реалистичное изображение, иначе есть риск, что изображение будет восприниматься как сюрреалистическое, или вообще, как неуместная шутка.

-5

Мерилом, от которого отталкивается все сопоставления, чаше всего является обобщённый, средний человек, элементы дизайна должны сопоставляться с пропорциями человека, чтобы быть удобными в использовании. А в рисовании, и живописи, элементы композиции тоже соразмеряют с размерами человека, чтобы они выглядели реалистично.

-6

Данное понятие, часто перекликается с понятиями модульность, и пропорциональность.

-7

Одинаковые по размеру объекты, например архитектурные сооружения, могут иметь разный масштаб, чем больше дробления на части (меньше модуль), тем визуально объект воспринимается как менее масштабный, а крупные обобщенные формы, воспринимаются как более масштабные. Таким образом получается, что понятие о масштабности не может быть подменено представлением о размере объекта.

-8

Данное понятие применимо в любом дизайне, и не только дизайне, если вы, например художник пейзажист, работающий в реалистичной манере, то для получения эффекта реалистичности, вам придется учитывать соотношение изображаемых объектов по отношению друг к другу. А например, в графическом дизайне идет сопоставление шрифтов, элементов верстки, и иллюстраций, по отношению к общему формату, который в свою очередь сопоставляется, с антропометрией среднестатистического читателя, чтобы читателю было удобно им пользоваться. И, например детские журналы, печатаются крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобнее читать, а записные книжки делают маленькими, чтобы они легко помещались в карман.

-9

Ощущение масштабности может меняться. Большие элементы, которые воспринимались как, более масштабные по отношению к другим, часто если их дробить на более мелкие, перестают восприниматься как один более масштабный по отношению к другим, а начинает восприниматься как набор более мелких отдельных элементов.

-10

Более мелкие элементы (Модули) с уменьшением, могут перестать восприниматься как отдельные сопоставляемые элементы, и сливаться в единую фактуру, или текстуру, не воспринимаемую как набор отдельных сопоставляемых элементов, и таким образом переходит на больший размер сопоставляемого модуля. Или если, например архитектурный объект, имеющий сильное членение на сегменты, и из далека воспринимаемый как мелкомасштабный объект, при приближении, когда членение уже не видно, потому что нет возможности охватить взглядом весь объект, а виден один, или только небольшое количество сегментов, таким образом, тот же объект может восприниматься как очень масштабный. Эти и подобные эффекты, можно использовать как художественный, или дизайнерский прием.

-11

Надеюсь, я смог донести основной смысл данных понятий. На этом буду заканчивать данную статью.

Всем удачи.

Данная статья на Render.ru

Дмитрий Бодяенв.