Найти тему

В поисках истоков и новаций

На протяжении всей своей истории тагильский промысел переживал неоднократные взлеты и падения, постоянно происходил поиск форм и методов росписи. Каждый период может служить темой научного исследования. Но одним из самых значимых этапов стали 1970-е годы, когда произошло восстановление промысла.

Сильный толчок к его возрождению дало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974), которое стимулировало их научное изучение и возрождение. Большое влияние на процесс оказал научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Бородулин. Базовым предприятием для возрождения стал Нижнетагильский завод «Эмальпосуда», который являлся преемником промысловых артелей Н.Тагила 1920-1930-х гг. и имел свою историю по производству эмалированной посуды. Главным художником его стал Геннадий Петрович Бабин - главный художник завода «Эмальпосуда», который стал организатором действовавших при цехе росписи подносов школы художественного мастерства и творческой группы. Главной целью группы и школы было преодоление поточности и стандартизации выпускаемых изделий, освоение традиций промысла на качественно новом творческом уровне, переучивание коллектива цеха с бытовавшей в 30-е гг. ХХ в. так называемой «московской» (многослойной росписи, имитировавшей жостовскую) росписи на уральскую. Вклад Г.П. Бабина в сохранение традиций и развитие подносного промысла города Нижнего Тагила был отмечен присуждением ему в 2018 г. высокого звания Хранителя народных художественных промыслов Свердловской области.


Фотография подноса «Петр I спасает рыбаков на Ладожском озере» из Всероссийского музей декоративного искусства (г. Москва)
Фотография подноса «Петр I спасает рыбаков на Ладожском озере» из Всероссийского музей декоративного искусства (г. Москва)

Яркой демонстрацией процесса поиска служит поднос «Петр I спасает рыбаков на Ладожском озере» мастера Е.Ю. Марченко. Дело в том, что сюжетная роспись выполнена на старой фигурной форме конца XIX века по заказу для экспозиции музея Нижнетагильского завода «Эмальпосуда» в 1980-е годы. Почему именно этот мастер? Потому что Елена Юрьевна Марченко в 1980-е годы по направлению этого завода обучалась в Федоскинской школе декоративной живописи.

Музей завода «Эмальпосуда» был создан в 1982 году, когда производство и художественный уровень продукции были на пике активности и качества, многие серьезные задачи по восстановлению и развитию традиционной тагильской росписи уже были решены, но еще многое предстояло сделать. Создание музея предприятия было очень своевременным.

Инициатором создания этого подноса стал главный художник завода «Эмальпосуда» Геннадий Петрович Бабин.

Для сюжета росписи была взята известная гравюра «Петр I спасает рыбаков на Ладожском озере». Выбор не случайный, так как в коллекции Государственного Эрмитажа имеется поднос с таким сюжетом, кроме того известна фотография тагильского подноса с аналогичным сюжетом, хранящаяся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Для работы над подносом Г.П. Бабин использовал репродукцию гравюры.

 
 Е.Ю. Марченко. Поднос «Петр I спасает рыбаков на Ладожском озере»
 Е.Ю. Марченко. Поднос «Петр I спасает рыбаков на Ладожском озере»

Орнамент и гербы Российской империи на подносе также писала Е.Ю. Марченко. Г.П. Бабин рассказывал, что в определении типа орнамента и изображений гербов приняли участие Ю.С. Мелентьев (1932-1997 гг.), министр культуры РФ (1974-1990), который проявлял активный интерес к процессу возрождения традиционной уральской росписи. Фотограф А.А. Кулешов, сопровождавший Ю.С. Мелентьева, помог определиться с мотивом орнамента и рекомендовал образцы гербов Российской империи.

В заключение хочется сказать, что когда в результате экономического кризиса в 1990-е годы был расформирован завод «Эмальпосуда», его приемником стало ООО «Метальная лавка», которой частично перешла коллекция подносов из заводского музея.

Однако, были большие опасения, что этот музей, как и многие другие производственные и общественные музеи, может постичь участь уничтожения и растаскивания. В начале 2000-х годов было принято мудрое решение о безвозмездной передаче музею-заповеднику подносов из бывшего заводского музея. Время подтвердило его правильность, так как музей-заповедник гарантирует не только сохранность, но и активное использование в научной и выставочной работе этой коллекции.

В настоящее время этот поднос можно увидеть в Музее истории подносного промысла «Дом Худояровых» (ул. Тагильская, 24)

Подготовила Ольга Халяева, зав. отделом Нижнетагильского музея-заповедника