На сезонную работу набирать сотрудников в штат на постоянную работу не выгодно. Есть варианты нанять людей на время. Кого лучше пригласить на сезонную работу — самозанятого или временного сотрудника, Давайте разберемся.
Работодатели предпочитают поручать временную или краткосрочную работу самозанятым. Ведь бизнес получает ряд преимуществ. Например, не нужно начислять страховые взносы и удерживать НДФЛ. Но в работе с самозанятыми есть свои недостатки. Рассмотрим все плюсы и минусы работы с такими исполнителями.
Главный плюс работы с самозанятыми заключается в следующем: отсутствие обязанности начислять и уплачивать страховые взносы на вознаграждения по договорам подряда с самозанятыми, а также удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с их доходов. Кроме того, компании-заказчики не выплачивают компенсации по трудовому законодательству, например за неиспользованный отпуск.
Налог с выплат по договорам ГПХ самозанятые платят за себя сами. При этом ставки налога существенно ниже НДФЛ. Это дает преимущество и самим плательщикам НПД.
Другое достоинство договора с самозанятыми — сокращение налогового учета и отчетности. Ведь если компания не начисляет страховые взносы и не удерживает НДФЛ, то она не обязана отчитываться по этому физлицу.
Также у компании-заказчика нет необходимости вести кадровое делопроизводство в соответствии с требованиями ТК РФ, а документальное оформление гражданско-правовых отношений с самозанятыми существенно проще.
Из-за таких выгод многие компании стремятся привлекать на сезонные работы временных сотрудников со статусом самозанятых. Однако, принимая такие решения, бизнесу нужно учитывать налоговые риски.
Учитывайте, что все без исключения компании, заключающие гражданско-правовые договоры с самозанятыми, автоматически попадают в зону риска. Инспекторы проверяют, не маскируют ли гражданско-правовые договоры трудовые отношения. Если этот факт докажут, договоры ГПХ переквалифицируют в трудовые и доначислят налоги, взносы, пени и штрафы.
Помимо серьезных рисков, связанных с переквалификацией договора, есть еще один недостаток. Компании-заказчики должны быть готовы отвечать на запросы налоговиков по самозанятым. Инспекторы запрашивают договоры, акты выполненных работ и другие документы по сделкам, одной из сторон которых являются самозанятые.
Инспекторы в таких требованиях ссылаются на «злоупотребления правом применения труда самозанятых граждан». В ответ ожидают доказательств, что отношения с исполнителями носят гражданско-правовой характер и не подменяют трудовые отношения.
Давайте рассмотрим основные правила, которые нужно учитывать, когда берете самозанятых на сезонные работы.
1. Проверьте, вправе ли компания заключить договор с самозанятым.
Нельзя заключать договор с самозанятым, если он числится в штате компании. Кроме того, запрет распространяется на случай, если самозанятый был работником компании в течение последних двух лет.
2. Убедитесь, что статус самозанятого действующий.
Проверить статус можно с помощью сервиса ФНС на официальном сайте.→npd.nalog.ru Для этого достаточно ввести ИНН физлица. Добавьте в договор условие об обязанности информировать компанию-заказчика в случае утраты гражданином статуса самозанятого.
3. Формулировки в договоре с самозанятым должны отличаться от условий трудового договора.
Проконтролируйте, что сказано о работе в договоре. Ведь самозанятый не выполняет трудовую функцию. Это означает, что понадобится четко описать объем, конечный результат и сроки исполнения. Добавьте в договор условия, что подрядчик не подчиняется внутренним правилам трудового распорядка, в том числе режиму работы, другим локальным актам компании, а также какому-либо должностному лицу. Компания не контролирует ход выполнения работ.
Учитывайте, что на самозанятого не распространяются социальные гарантии, установленные ТК РФ, например оплачиваемый отпуск.
4. Привяжите сроки оплаты к выполненным работам или услугам.
Оплата один или два раза в месяц не характерна для договоров с самозанятыми. Такое условие вызовет подозрения в подмене трудовых отношений. Вместо ежемесячной суммы установите плату за весь объем работы и срок ее перечисления.
5. Проследите, чтобы имя самозанятого не фигурировало в локальных актах компании.
Не оформляйте кадровые документы на самозанятого. Проследите, чтобы его имя не значилось в журналах регистрации времени работы сотрудников, графиках отпусков, ведомостях о начислении зарплаты. Приказы о командировках, оформление постоянного пропуска, выплата матпомощи, обеспечение бесплатными или льготными обедами — это признаки трудового договора. Если налоговики их обнаружат, то переквалифицируют договор в трудовой и потребуют доплатить НДФЛ и страховые взносы.
А как правильно вести бухгалтерский и налоговый учет, формировать и сдавать отчетность, а так же работать в программах 1С Вы можете изучить на наших курсах:
Комплексная программа обучения (самый полный курс) - https://olbuh.ru/complex_kurs_osno_usn
Бухгалтерский и налоговый учет ООО и ИП при ОСНО - https://olbuh.ru/bukhgalterskiy-uchet-nalogooblozheni..
Бухгалтерский и налоговый учет ООО и ИП при УСН - https://olbuh.ru/bukhgalterskiy-uchet-nalogooblozheni..
Практический курс «1С: Бухгалтерия предприятия 8.3. Практика ведения ОСНО» - https://olbuh.ru/kurs-1-s-buhgalteriya-8-3
Практический курс «1С: Бухгалтерия предприятия 8.3. Практика ведения УСН» - https://olbuh.ru/kurs-1s-buhgalteriya-8-3-usn
Практический курс «Кадровый учет, расчет заработной платы и отчетность по страховым взносам с практикой в 1С: ЗУП 8.3» - https://olbuh.ru/kadry-zarplata-otcyetnost-1s-bukhgal..
Сайт: https://olbuh.ru/
Телефон: +7 953 866 27 94
Почта: info@olbuh.ru