Найти в Дзене

«Русский римлянин» в Казанском университете. Часть 1

«В своих воззрениях на науку, на ее высокое призвание, на ее властное положение в жизни образованных народов, на достоинство и независимость в служении ей, на ее бесспорный авторитет во всех вопросах человеческой жизни я остался непоколебим, как и останусь таковым до конца дней моих»

В.И. Модестов. Воспоминания // Журнал Министерства народного просвещения. 1889. № 11. С. 2–3.

Ранее в статье от 16 июня освещалась жизнь одного из крупнейших специалистов по античной и древней истории – М.М. Хвостова. Продолжая развивать тему преподавания истории в Казанском университете, сегодня мы решили обратиться к биографии одного из первых антиковедов Казанского университета, предшественника М.М. Хвостова – Василия Ивановича Модестова.

В.И. Модестов. Музей истории Казанского университета
В.И. Модестов. Музей истории Казанского университета

Родился Василий Иванович 24 января 1839 г. в Новгородской губернии. Поскольку В.И. Модестов родился и воспитывался в семье священника, он решил получить богословское образование и поступил в Старорусское духовное училище, а затем в Новгородскую духовную семинарию. Для получения высшего образования в 1856 г. Василий Модестов поступил в Главный педагогический институт, однако когда институт был закрыт, Василий Иванович перевелся в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Именно здесь начинается его путь как историка. В 1860 г. он закончил университет с серебряной медалью и начал службу в Олонецкой гимназии, которая относилась к Петербургскому учебному округу.

Когда Василий Иванович выдержал экзамен на магистра римской словесности, его научная деятельность была высоко оценена, и он был отправлен в 1862 г. министром народного просвещения А.В. Головниным в научную командировку для приготовления к профессорскому званию.

А.В. Головнин. Источник: Новости ГТРК ОКА
А.В. Головнин. Источник: Новости ГТРК ОКА

С 1862 по 1864 гг. Василий Иванович готовился в Боннском университете – одном из крупнейших университетов Германии. В те годы его учителями стали Фридрих Ричль и Отто Ян – известные немецкие филологи. Позже Василий Иванович отправился в Рим, где занимался изучением памятников древности.

«Боннский университет был для меня той школой, в которой, по преимуществу, совершалось мое филологическое образование»

В.И. Модестов. Воспоминания // Исторический вестник. 1883. Т. 11. С. 392.

В феврале 1865 г. В.И. Модестов получил в Санкт-Петербургском университете степень магистра римской словесности за диссертацию «Тацит и его сочинения». Этот труд свидетельствовал о выдающемся даровании молодого автора и сразу поднял его научный авторитет. Позже Василий Иванович продолжил изучать творчество Тацита – через двадцать два года В.И. Модестов осуществил полный перевод всех его произведений.

«Научный перевод Тацита диктовался потребностью времени, так как сделанные ранее в России переводы были недостаточно квалифицированными. Труды Модестова о Таците оказали большое влияние на последующую историографию»

А.С. Шофман. В.И. Модестов как историк античности // История и историки. Историографический ежегодник. М., 1975. С. 173–190.

С 1865 по 1867 гг. Василий Иванович работал доцентом римской словесности в Новороссийском университете. Здесь он обратил на себя внимание как один из лучших преподавателей и уже в 1867 г. получил приглашение от попечителя Казанского учебного округа – П.Д. Шестакова перейти в Казанский университет.

П.М. Шестаков. 1872. Источник: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
П.М. Шестаков. 1872. Источник: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Сначала В.И. Модестов опасался ехать в «провинциальную глушь», но прибыв в Казань и ознакомившись с университетом, изменил свое мнение и с 1868 г. уже работал в должности доцента римской словесности в Казани.

«У него (университета) была своя школа математиков, воспитанная знаменитым Лобачевским. У него была и до сих пор существует школа химиков, созданная Зининым и Бутлеровым, распространившаяся по другим русским университетам; в нем процветало преподавание славянских наречий в лице Григоровича, посвятившего этому университету лучшую пору своей плодотворной деятельности; он всегда имел крупных деятелей на медицинском факультете, а иногда и юридическом, например Мейер. Учреждения ценятся не по одному моменту их деятельности, а по всей ее совокупности. Если приложить к Казанскому университету такую именно мерку, то смело можно сказать, что ни один из русских университетов не выдержит с ним сравнения»

В.И. Модестов. Воспоминания // Исторический вестник. 1885. Т. 22. С. 323.

Здесь Василий Иванович проработал недолго, но существенно повлиял на развитие науки в Казанском университете. Он сумел возбудить большой интерес у студентов к своему предмету. Продолжая свои научные изыскания, 29 ноября 1868 г. В.И. Модестов защитил диссертацию для получения степени доктора на тему «Римская письменность в период царей».

В.И. Модестов. Римская письменность в период царей. Казань. 1868. Источник: Фонды Российской государственной библиотеки
В.И. Модестов. Римская письменность в период царей. Казань. 1868. Источник: Фонды Российской государственной библиотеки

В этой диссертации он доказывал наличие письменности у древних римлян. Имеющиеся источники позволяли ученому опираться лишь на данные научной традиции, но уже в 1898 г. были открыты памятники древнейшей римской письменности, датируемые VI веком до н.э. Среди них был знаменитый «черный камень» с надписью «царь». Эти открытия подтвердили предположения Василия Ивановича.

«Черный камень» или Lapis niger является одним из древнейших известных образцов письменности на латинском языке. Д.Э. Сэндис. Эпиграфия. Кембридж. 1913. Табл.107.
«Черный камень» или Lapis niger является одним из древнейших известных образцов письменности на латинском языке. Д.Э. Сэндис. Эпиграфия. Кембридж. 1913. Табл.107.

«Едва ли история какого-либо народа была предметом такого многостороннего и внимательного изучения, как римская история. Но за то нигде ученые не расходились до такой степени во взглядах и выводах, как в римской истории...»

В.И. Модестов. Скептицизм в римской истории: Речь, произнесенная перед началом докторского диспута. Казань, 1869. С. 27.

В.И. Модестов. Скептицизм в Римской истории. Казань.1869. Источник: Фонды Российской государственной библиотеки
В.И. Модестов. Скептицизм в Римской истории. Казань.1869. Источник: Фонды Российской государственной библиотеки

Полемизируя со сторонниками Бартольда-Георга Нибура – основоположника критического конструктивного метода в изучении римской истории, Василий Иванович привлек для своих доказательств многочисленные данные античных авторов, подробно разобрал древнейшие письменные источники, применяя комплексный метод их изучения.

Б.Г. Нибур. Рисунок Л. Зайдлер. 1831. Источник: сайт Большой российской энциклопедии 2004 – 2017.
Б.Г. Нибур. Рисунок Л. Зайдлер. 1831. Источник: сайт Большой российской энциклопедии 2004 – 2017.

Специальная экспертная комиссия, созданная историко-филологическим факультетом для предварительного знакомства с диссертацией, вынесла следующее суждение:

«Многостороннее знакомство с предметом исследования, основанного на изучении древних текстов и обширной европейской ученой литературы, заставляет ожидать от Модестова в будущем значительных новых вкладов в столь бедную у нас науку о классическом мире. Его осмотрительность выводов и строгая критика в рассуждениях показывает, с каким усиленным трудом составлялось исследование по одному из самых неопределенных вопросов науки. Подобные свойства сочинения возможны только в ученом, глубоко преданном своей науке».

После успешной защиты диссертации В.И. Модестов 29 ноября 1868 г. был утвержден в степени доктора римской словесности и избран экстраординарным, а 5 апреля 1869 г. и ординарным профессором Казанского университета.

Вскоре по семейным обстоятельствам Василий Иванович переехал в Киев, где читал лекции в университете и в духовной академии. Впоследствии он сожалел о своем решении. На занятиях В.И. Модестов с большой теплотой вспоминал о Казанском университете и привил к нему любовь у киевских студентов. В это время под его попечением находился студент Ф.Г. Мищенко – в будущем профессор Казанского университета, известный антиковед, член-корреспондент Академии наук.

Профессора и студенты историко-филологического факультета. В центре (первый ряд): Ф.Г. Мищенко и М.М. Хвостов. Музей истории Казанского университета
Профессора и студенты историко-филологического факультета. В центре (первый ряд): Ф.Г. Мищенко и М.М. Хвостов. Музей истории Казанского университета

Также под влиянием В.И. Модестова находился еще один влиятельный историк, член-корреспондент Академии наук – Иван Владимирович Цветаев. Он познакомился с В.И. Модестовым заочно, когда защищал магистерскую диссертацию по одному из сочинений Тацита. Вдохновляясь деятельностью Василия Ивановича, И.В. Цветаев продолжал его дело и занимался латинской эпиграфикой. Работы по эпиграфике прославили И.В. Цветаева среди российских и европейских ученых филологов, археологов.

И.В. Цветаев. Фото К.А.Фишера. 1913. Источник: сайт Российской Портретной Галереи
И.В. Цветаев. Фото К.А.Фишера. 1913. Источник: сайт Российской Портретной Галереи

Еще в 1860-е гг. Василий Иванович, посетив Берлин, восхищался Новым музеем, в котором экспонировались гипсовые копии произведений античного искусства.

«История искусств – предмет капитальной важности для всякого, занимающегося древностью..., а между тем предмет этот в русских университетах был в то время в полном пренебрежении»

В.И. Модестов. Воспоминания // Исторический вестник. 1883. Т. 11. С. 387.

В.И. Модестов при этом утверждал, что Эрмитаж – единственное место в России, где есть возможность увидеть «образцы греческого гения», но раздел древнего искусства составлен хаотично. Только после введения нового устава 1863 г. в университетах появились археологические кабинеты с предметами древнего искусства, в академии художеств появились копии древних статуй. И.В. Цветаев учел недовольство своего учителя и товарища и создал позднее (1912 г.) Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском императорском университете – сейчас это Пушкинский музей. До сих пор он является одним из крупнейших собраний западного искусства, но изначально это был музей именно античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры.

Здание музея изящных искусств перед открытием. Газета «Новое Время». Май 1912 года.1 из 2
Здание музея изящных искусств перед открытием. Газета «Новое Время». Май 1912 года.1 из 2

В 1876 г. Василий Иванович предложил избрать на кафедру римской словесности Киевского университета И.В. Цветаева. Когда «Лекции по истории римской литературы» В.И. Модестова начали публиковать, а это был первый для того времени труд на русском языке, обобщающий научную историю римской литературы, И.В. Цветаев создал единственный прижизненный очерк, посвященный деятельности Василия Ивановича. В нем И.В. Цветаев отмечал:

«Если бы ничего не писал и не печатал В.И. Модестов кроме этого курса, то и тогда почетное имя в среде профессоров историко-филологических факультетов университетов ему было бы обеспечено»

И. Цветаев. Профессор Василий Иванович Модестов. По поводу сорокалетия его научно-литературной деятельности. С. 85–86.

Мы представили перед вами лишь некоторые вехи биографии Василия Ивановича Модестова. В следующей статье вы узнаете, почему В.И. Модестов оказался в Помпеях, в каких университетах он успел поработать, за какие взгляды его отстранили от преподавания, чем не устраивал Василия Ивановича университетский устав, как он приобрел известность в Европе и стал «русским римлянином». Следите за обновлениями!

Автор статьи: А.С. Глухова.

Музеи
137 тыс интересуются