Аналог онлайн-школы «Ана теле», считают эксперты, обойдется всего в 3–5 млн рублей
«Нужно делать новую платформу, чтобы опять не адаптировать, не подсаживаться на иглу чужих разработок, когда ты ее поставил, целый год имплементировал, а потом не можешь поменять», — рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online» о будущем бесплатной онлайн-школы татарского языка «Ана теле», о закрытии которой стало известно в июне. Новой платформы на горизонте пока нет, госучреждения проводят совместные совещания для обсуждения вопроса. О том, есть ли сегодня альтернативы «Ана теле», как прокачать старый контент, чтобы он стал привлекательным, и какой срок может занять создание абсолютно новой платформы, — в материале «БИЗНЕС Online».
«В любом случае закрытие онлайн-школы — это минус»
В минувшую пятницу на совещании с участием представителей минобрнауки РТ, минцифры РТ и Академии наук Татарстана искали варианты спасения проекта «Ана теле» — онлайн-школы татарского языка.
В министерстве образования «БИЗНЕС Online» рассказали, что на следующей неделе они ожидают конкретных предложений от Академии наук РТ и минцифры, ожидается и встреча с Эдуардом Балдаковым, исполнительным директором Denis’School — языковой школы, открывшейся в России еще в 1992-м. К слову, Балдаков присоединился к ней только в 2022-м, а до того был в том числе гендиректором Education First «Языковые решения России и СНГ», из-за ухода которой из России «Ана теле» и остается без платформы для работы.
«Два варианта пока взято за основу: перенос контента на другую платформу и разработка новой. Все будет зависеть от переговоров на следующей неделе. Однозначно проект сохраним», — прокомментировали в минобрнауки.
Напомним, что о завершении 10-летней истории бесплатной онлайн-школы обучения татарскому языку «Ана теле» («Язык матери») стало известно в начале июня. Проект, запущенный в 2013 году по личному поручению Рустама Минниханова, который его же регулярно рекламировал, к примеру, на встречах с зарубежными татарскими диаспорами, финансировался из бюджета. Теперь же компания ЕF Education, которая обеспечивала техническую базу, разрывает контракт, буквально оставляя пользователей «на улице». Хотя в минобрнауки РТ признают, что предполагали уход зарубежного партнера из России, а поиски новых вариантов стартовали еще в начале года.
В минцифры отказались от комментариев «БИЗНЕС Online» по поводу будущего «Ана теле». При этом источники газеты уточняют, что конструктивный и плодотворный диалог между госструктурами на данную тему до прошлой недели не складывался.
Что же до академического сообщества, то, по словам директора Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова АН РТ Кима Миннуллина, он планирует еще и провести летучку в своем учреждении. И услышать, скажем, от специалистов отдела нацобразования их оценку эффективности языковой онлайн-школы. Также Миннуллин сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сложившаяся ситуация — повод для проработки скопившихся вопросов к проекту и совершенствования системы в целом. «Альтернатив „Ана теле“ много, но насколько они перекликаются с охватом? — задается вопросом директор ИЯЛИ им. Ибрагимова. — В любом случае закрытие онлайн-школы — это минус. Функционирующие сегодня проекты за короткий промежуток времени не смогут работать с таким охватом. Если даже какие-то вопросы возникали, то надо было работать в части совершенствования, оптимизации и так далее. Наверное, нужно искать пути сохранения данного проекта».
В общем, вопрос остается открытым, не проявляет пока никакого публичного интереса к теме и татарская языковая комиссия при президенте РТ, возглавляемая Маратом Ахметовым.
Факт — аналогов «Ана теле» нет
По последним данным Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, курировавшего проект, с 2013 года обучение в «Ана теле» прошли более 100 тыс. человек. Правда, по словам источников «БИЗНЕС Online», эти цифры могут быть неточны. Поскольку в погоне за статистикой иногда родителей школьников записывали в число обучающихся, а тесты за них решали учителя. Тем не менее профанацией проект назвать нельзя, указывают наши собеседники. Многие ученики реально получили знания по татарскому языку благодаря «Ана теле», где эффективность обучения в том числе достигается за счет живого диалога с преподавателем.
Историк, зампредседателя всемирного форума татарской молодежи (2014–2020) Айрат Файзрахманов отмечает: проект особенно был актуален для татар из других регионов и зарубежья. Словари, репетиторы или дистанционные курсы по татарскому хоть и всегда были, но по системности, программному обеспечению и правильной методической базе (учили не просто грамматике, упор делали на разговорную часть) замены проекту нет до сих пор.
И, судя по всему, с ним можно согласиться. Есть исключения в виде YouTube-уроков, обучающих мультфильмов для детей и пары телеграм-каналов, работающих как словари, но это сложно назвать масштабными и системными вещами, с помощью которых можно научиться разговорному татарскому. Более жизнеспособным кажется онлайн-курс по базовому татарскому языку «Без татарлар», на котором зарегистрированы 4 тыс. пользователей. Проект, который начинался при мечетях как обычный урок по основам ислама и перетекший в интернет при поддержке ДУМ РТ, работает всего год. Поэтому пока сложно говорить, насколько быстро он наберет обороты и популярность.
Как отмечает ректор Российского исламского института и заместитель муфтия РТ по вопросам образования Рафик Мухаметшин, посетителей примечетских курсов, помимо исламоведения, интересовала история татар и татарский язык, отсюда возникла идея сделать курс 3 в 1. «Чтобы татарская аудитория не стала полностью русскоязычной, языковое погружение в изучении ислама тоже очень важно, чтобы сформировать национальную и гражданскую идентичности. Это не просто основы ислама, а с привязкой к истории татар через язык», — указывает Рафик хазрат.
«Наше отличие от других курсов в том, что в наших учебниках используется религиозная терминология в части примеров. Таким образом, человек пополняет свой словарный запас. Вы можете зайти в любой момент и начать изучать, продолжить через полгода. То есть временных рамок нет. Мы сделали приложение для IOS и Android, чтобы программой было максимально удобно пользоваться», — рассказывает заместитель муфтия Татарстана по информационной политике, директор издательского дома «Хузур» Ришат Хамидуллин. В курсе 49 уроков продолжительностью от 15 до 40 минут. 30% учащихся в возрасте от 25 до 34 лет, 27% — 18–24 года, 17% — 35–44 года, 11% — после 45 лет. Хамидуллин считает, чем больше подобных проектов, тем лучше. Потому он этот вопрос не рассматривает с точки зрения конкуренции.
Почему нужна абсолютно новая платформа?
Как считает основатель креативного агентства «Теория», веб-дизайнер Ильдар Аюпов, прежняя система «Ана теле» была сильно устаревшей и давно напрашивалась замена. Он еще в 2020 году говорил о том, что дистанционное обучение обнажило проблему в области национального образования в республике, т. к. отсутствует электронная площадка для изучения не только предметов на татарском, но и самого татарского языка. «Никакой новой платформы не появилось. Только разговоры, что надо создать. Есть отдельные мелкие проекты, которые сами это пытаются сделать. Но единой, хорошей, бесплатной и даже платной платформы, по-моему, нет», — с досадой констатирует эксперт газеты. Но к нему, специалисту, который не первый год занимается проектами, популяризирующими татарский язык (например бесплатный тест на глубину словарного запаса татарского языка «Сүз байлыгы») не обращались с предложением участвовать в разработке платформы.
Аюпов считает, что ключевым моментом является то, будет ли разработана собственная платформа или она будет куплена/арендована у третьих лиц, как это случилось с ЕF Education. По оценкам собеседника «БИЗНЕС Online», если начинать с нуля, то на работу уйдет примерно год, а если внедрять татарский язык на готовую базу, то для запуска хватит и полугода.
«Я считаю, что нужно делать новую платформу, — в то же время уверен Аюпов. — Чтобы опять не адаптировать, не подсаживаться на иглу чужих разработок, когда ты ее поставил, целый год имплементировал, а потом не можешь поменять, потому что нужно слишком многое переделывать, что и получилось с ЕF». Одновременно, считает эксперт, возможности новой онлайн-школы должны быть расширены. «Думаю, нужно добавить элемент самообучения, когда курс проходишь без преподавателей, и блок самообучения с консультацией преподавателя, чтобы была возможность задать конкретный вопрос, а не сидеть 40 минут и изучать каждую штуку. И добавить все уровни: татарский для тех, у кого язык неродной; татарский для татар, которые хотят улучшить уровень знаний; татарский для чиновников и другие популярные категории», — резюмирует Аюпов.
Свое видение есть и у руководителя команды разработчиков Coderlar, IT-куратора образовательной платформы «Ачык университет» («Открытый университет») Райнура Хасанова. Он предлагает два варианта развития «Ана теле». План-минимум — обновленный контент «пересадить» на базу «Ачык университет», онлайн-проекта, созданного в 2019 году по инициативе всемирного форума татарской молодежи. План-максимум — создать новую платформу, которая будет удобна в пользовании как в веб-версии, так в мобильном приложении. Возможно, с интеграцией чат-бота в «Телеграм».
«Техническую часть мы можем закрыть, — уверен IT-эксперт. — По моим оценкам, разработка может занять год, чтобы это был работоспособный проект. Стоимость зависит от функционала, сроков и количества технических специалистов, которые будут принимать участие в разработке. Примерно это может стоить 3–5 миллионов рублей без учета методологии и последующего содержания».
Хасанов также считает нужным сначала опросить пользователей, чтобы они сами указали на недостатки онлайн-школы, требующие реформирования. И уже исходя из этого составить требования к новому продукту. По крайней мере, просится апгрейд дизайна, функционала и «вместимости» учеников. Дело в том, что в текущей версии есть определенный лимит и, если он исчерпывается, запись переносится на другой срок.
Кроме того, «Ана теле» не хватало профессионального пиара с учетом того, что она финансировалась государством, считает историк Файзрахманов. Поэтому если сейчас говорить о воссоздании проекта, то должно быть качественное SMM-продвижение и социальная реклама. «На энтузиастах информацию до больших масс не донести, и на ВКТ, автономии, школы или родительские сообщества в этом плане не стоит сильно рассчитывать. Ресурсов „Татмедиа“, пресс-секретарей учреждений и министерств тоже не хватает, чтобы организовать массовый призыв к обучению татарскому языку через „Ана теле“», — считает собеседник газеты.
Кроме того, Файзрахманов напоминает, что онлайн-школа не может быть самодостаточной системой сама по себе: «После того как человек прошел обучение, он должен поддерживать уровень полученных знаний. А для этого нужны разговорные клубы, которых пока тоже нет. Исключением является разве что SkyTat, но и они отсылали своих слушателей к системе „Ана теле“, поскольку там можно было получить хороший базовый татарский».
При этом эксперт уверен, что республика найдет решение, поскольку несет моральную ответственность за проект и не может просто дать ему исчезнуть. «У нас есть несколько IT-парков, Иннополис, Университет Иннополис, IT-лицей. Неужели, имея такую инфраструктуру, Татарстан не может создать свой продукт?» — задается вопросом Файзрахманов.