Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

"Атеисты - против Бога" - разбор ошибки

В комментариях я часто встречаю мнения верующих о том, что атеисты занимаются богохульством или выступают против бога. Я как-то не обращал внимания на эту проблему, потому что считал ее глупой, но пару минут назад увидел в рекомендациях статью православной журналистки Тутты Ларсен. Думаю, многие слышали о ней. Ее статья называется "Антихристиане, атеисты и бревно в глазу". Сразу отмечу, что статья сырая, непоследовательная и слабо аргументированная. Просто мысли в слух без подготовки.

В статье Тутта Ларсен сообщает, что есть нормальные атеисты, которые изучили Библию, святых отцов и весь лор христианского мира, но в итоге не уверовали. При этом они уважительно относятся к верующим, не хулят Бога и церковь, не пытаются убедить верующих в своей правоте.

Затем она заявляет, что богохульство - это форма общения с богом. Если атеист хулит бога, значит он верит в бога:

"Я считаю, что богохульство — это одна из форм общения с Богом. А значит, если ты хаешь Бога, то ты в Него веришь. Я не люблю свёклу— и не ем. Не верю в инопланетян, и не думаю о них вообще. Если ты говоришь о Боге, даже гадости, значит, Он для тебя есть."

Здесь мы подходим к тонкому моменту. Действительно, если человек хулит бога, значит он должен в него верить, иначе зачем он занимается хулением того, кого считает несуществующим? Однако атеист (если он действительно не верит в существование бога), хулит не бога (ведь его нет), а идею бога (а она есть). Он критикует мифический образ, который многие верующие считают отражением реального существа.

С таким же успехом все люди (как верующие, так и неверующие) осуждают плохих персонажей в книгах и фильмах. Мы ведь не считаем их реально существующими, но понимаем, что их нужно осуждать, потому что они транслируют качества, которые окружающие люди могут перенимать.

Кратко рассмотрим художественный фильм "Американский психопат". Психически нездоровой главный герой творит насилие, но при этом его манера поведения и повседневный образ жизни вызвал симпатию у многих молодых людей. Это отразилось в молодежной субкультуре про "сигма-парней", чей образ мыслей и поведения является якобы независимым от общественной оценки. Тем не менее, несмотря на некоторые позитивные качества американского психопата, мы должны осуждать его поступки, если хотим жить в здоровом и гуманном обществе.

Это очевидная и простая мысль, но почему-то ее нужно прояснять в полемике с такими верующими, как Тутта Ларсен.

Вернемся к проблеме богохульства. Атеист не верит, а просто критикует мифический образ, важный для миллиардов людей. Атеист не является противником бога с точки зрения самого атеиста. Атеист является критиком образа. Хотя для многих верующих критика образа является критикой бога, потому что они верят, что их представление о боге (образ) соотносится с действительностью. Как решить эту дилемму?

Нужно признать, что тезис, который выдвигает Тутта Ларсен, не соответствует мотивам атеистов. Из-за непонимания мировоззрения и мотива атеистов она подменяет тезис с "критики идеи бога" на "критику бога". Поэтому неправильно говорить, что раз атеист критикует бога, значит он верит в бога. Под критикой бога имеется в виду критика идеи, а не реального существа, в противном случае атеист не был бы атеистом.

Тогда как назвать людей, которые критикуют бога и верят в него?

Этому вопросу я посвящал отдельную статью. Такие люди называются мизотеистами или дистеистами. Это родственные понятия. Мизотеизм (мизо - ненависть, теос - бог) - это ненависть к богам, богу, божественным силам. Дистеизм - (дис - плохой, теос - бог) - это позиция, что бог является плохим существом.

Боги-трикстеры (боги-обманщики) - это дистеистические боги. Скандинавский бог Локи обладает качествами коварства и хитрости, которые осуждали средневековые скандинавы, поэтому для них Локи являлся дистеистическим богом.

Если мы считаем Сатану противоположным Иисусу божеством (в культурологическом смысле), то христиане - это дистеисты и мизотеисты по отношению к Сатане. Христиане-гностики - это дистеисты и мизотеисты по отношению к ветхозаветному богу Яхве, потому что они считают его плохим, ибо он создал материальный мир и заточил в нем души людей.

Зороастрийцы - классический пример мизотеизма и дистеизма по отношению к Ангра-Майнью, злому богу, который противостоит светлому богу Ахура-Мазде.

Таким образом, против бога выступают не атеисты, а мизотеисты и дистеисты.

🔸🔸🔸

Бонусный контент на Boosty: https://boosty.to/trickster.zen
Сбер: 2202 2061 7189 5043
Юмани:
https://yoomoney.ru/to/410019088369144
Телеграм:
https://t.me/religiontrickster