Найти тему

Формы определения поставщика, часть I: запрос котировок.

Как и любая другая отрасль, государственные закупки эволюционируют с течением времени и адаптируются к новым условиям. В частности, это касается форм определения поставщика, которые претерпели достаточно существенные изменения как в способах подачи предложения (бумажный/электронный), так и в видах закупок (аукцион, котировка, конкурсы, запросы предложений). С 1 января 2022 года вступила в силу новая редакция Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – 44-ФЗ), которая предельно упростила регламентацию форм проведения открытых конкурентных закупок в рамках 44-ФЗ, оставив три из них: запрос котировок, электронный аукцион, открытый конкурс (ч. 2 ст. 24 44-ФЗ). Теперь в каждом из трёх конкурентных видов процедур есть свои чётко определённые характерные признаки, отличающие его от прочих. Рассмотрим их поподробнее в нашем мини-цикле статей, которые помогут новичкам разобраться в видах проведения закупок. Здесь мы пойдём по принципу от простого к сложному, последовательно разберём запросы котировок, аукционы и конкурсы. Итак, приступим.

ЗАПРОСЫ КОТИРОВОК

Несмотря на то, что запрос котировок является наиболее простой с точки зрения подготовки заявки формой проведения тендера, нельзя пройти мимо определённых особенностей. Игнорирование некоторых из них может быть чревато определёнными неприятностями. Например, угрозой попадания в реестр недобросовестных поставщиков за считанные дни.

Итак, что отличает запрос котировок?

1. Главная черта – подача заявки «вслепую», без оглядки на предложения конкурентов и возможности улучшить цену после окончания подачи заявок. В лучшем случае участник может узнать порядковый номер своей заявки, если на ЭТП действует порядковая нумерация заявок. Если такая возможность есть или, как на ЭТП «РТС-Тендер», информация о наличии поданных заявках в принципе, есть смысл рассмотреть возможность риска и отправить заявку с предложением, равным начальной максимальной цене контракта как можно ближе к моменту завершения подачи заявок. Обратной стороной такого рода авантюры будет дефицит времени, необходимого на отзыв и повторную подачу заявки. Победитель выбирается по одному критерию – ценовое предложение (из числа заявок, признанных соответствующими). В случае равенства предложений приоритет получает участник, ранее подавший заявку;

2. Вторая – критически важная – касается сроков подписания контракта. У заказчика есть один рабочий день с момента подведения итогов на публикацию проекта контракта, у участника, с которым заключается контракт – аналогичный срок на совершение всех действий, связанных с подписанием документа со своей стороны, в том числе на внесение обеспечения. Момент, вне всякий сомнений, достойный того, чтобы обратить на него особое внимание: при столь ограниченном времени публикация протокола разногласий не допускается. В случае, если в опубликованном контракте заказчиком допущены критические ошибки, наиболее вероятным вариантом будет подача жалобы в УФАС. Заказчик обязан подписать контракт не позднее рабочего дня, следующего за истечением срока подписания контракта победителем. Минимальный срок процедуры заключения контракта – два рабочих дня с момента размещения итогового протокола. Таким образом, гипотетически, даже если заказчик одним днём опубликует и протокол подведения итогов, и проект контракта, а участник в эту же дату подпишет его, заключить его можно будет не раньше, чем через два рабочих дня. Все сроки исчисляются в соответствии с положениями главы 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

3. Начальная максимальная цена контракта не может превышать 10 000 000 рублей, за исключением случаев, указанных в п. 2 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ;

4. В случае соответствия предмета закупки и начальной максимальной цены контракта положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" и ч. 2, ч. 2.1 44-ФЗ, заказчик обязан установить соответствующие требования к участникам закупки. Особенно актуален данный вопрос после увеличения допустимой начальной максимальной цены закупок, проводимых в форме запроса котировок, до десяти миллионов рублей. Также хотим обратить особое внимание, что в отдельных случаях ограничения по предельной цене контракта не действуют, и, если максимальная цена контракта составит двадцать миллионов рублей и выше, заказчик устанавливает требования к участникам в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ, а это потребует исполненного контракта в рамках 44-ФЗ или Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ на сумму не менее четырёх миллионов рублей;

5. Антидемпинговые меры не распространяются на запросы котировок, что следует из смысла названия и самого содержания ст. 37 44-ФЗ.

Таковы основные отличительные черты запроса котировок, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать потенциальным участникам в первую очередь при принятии решения о подаче заявке по данному виду процедур. С их учётом участие в запросе котировок является наиболее предпочтительным способом определения поставщика для новичков, так как подготовка документов не представляет существенной сложности. Мы ещё раз подчёркиваем, что данная статья затрагивает исключительно запрос котировок, проводимый в рамках 44-ФЗ, и действительна на момент её публикации.