Сейчас много бурлений по поводу погибшего "Титана", но я практически не встретил обсуждений, как бы его спасали, если бы обнаружили целым. Давайте вспомним один из удачных примеров, и как непросто это происходит в реальных обстоятельствах.
Канадский "Пайсис-3" начал погружение в 1:15 ночи 29 августа 1973 года в 150 милях от побережья Корка, западная Ирландия. Он представлял собой глубоководный подводный аппарат и на тот момент использовался для прокладки трансатлантического телефонного кабеля по дну Атлантического океана. Двумя членами экипажа на борту были пилот Роджер Чепмен, бывший подводник Королевского флота, которому на тот момент было 28 лет, и инженер/пилот Роджер Мэллинсон, 35 лет.
Позже Чепмен вспоминал: «Мы работали посменно по восемь часов, двигаясь по поверхности морского дна со скоростью полмили в час, устанавливая насосы и форсунки, которые разжижали грязь, прокладывали кабель и следили за тем, чтобы он был в итоге покрыт. Это была очень медленная, мутная работа».
«Пилот держал в одной руке органы управления подводным аппаратом, а в другой — манипулятором, механической рукой, которая поднимала, поворачивала, вытягивала и двигала в стороны объекты, с которыми шла работа, а потом мы менялись местами», — пояснил он. «Работать было неудобно. Нам приходилось вставать на колени, почти прижав голову к ним».
К тому же Мэллинсон не спал 26 часов перед этим погружением, так как должен был провести ремонт подводного аппарата, который получил повреждение одного из манипуляторов во время предыдущего погружения. Заодно он заменил один из кислородных баллонов, наполовину пустой, на полный. Этого можно было бы и не делать, поскольку для обычного рабочего дня кислорода бы хватило. Но в итоге эта замена спасла им жизнь.
"Пайсис-3" всплыл в 9:18 и ждал, когда его зацепят тросом для подъёма на судно-базу, « Виккерс Вояджер», но тут всё пошло не так.
В конструкцию подводного аппарата входила отдельная водонепроницаемая кормовая сфера, в которой размещалось оборудование. Но буксирный трос, по-видимому, зацепил её люк и вода хлынула внутрь, увеличив вес "Пайсис-3" примерно на тонну.
Его перевернуло вверх дном и он пошёл вниз, а акванавты беспомощно наблюдала, как движутся стрелки манометров. Они сбросили 160-килограммовый груз, чтобы как-то облегчить аппарат и отключили электропитание, оставшись в полной темноте.
В 9:30 "Пайсис-3" врезался в дно на скорости примерно 40 миль в час, глубина в этом месте составляла 450 метров. Экипаж защитился от удара подушками и зажал в зубах ткань, чтобы не откусить себе язык.
Чепмен и Мэллинсон считали - им повезло, что они остались живы в этот момент. Они не знали, что их аппарат к тому же оказался в овраге, то есть наполовину опустился ниже морского дна.
Они смогли установить телефонный контакт с поверхностью и сообщить, что с ними все в порядке. К этому моменту на борту оставалось кислорода на 66 часов.
Поскольку подводный аппарат был почти перевернут, Чепмен и Мэллинсон теперь приложили усилия, чтобы попытаться стабилизировать ситуацию, насколько они могли, а также проверить возможные протечки. Они также сделали все возможное, чтобы сохранить кислород — прежде всего, они делали как можно меньше движений и даже как можно меньше разговаривали.
Они также были замёрзшими и мокрыми, а Мэллинсон все еще страдал от приступа пищевого отравления, вызванного «ужасным мясным и картофельным пирогом».
Тем временем исследовательское судно Королевского флота Великобритании HMS Hecate направилось в этот район со спасательными тросами. Из Калифорнии на помощь по воздуху был отправлен подводный аппарат ВМС США CURV III,
а корабль канадской береговой охраны John Cabot также направился в этот район.
Утром 30 августа корабль-база Vickers Voyager прибыл в Корк и погрузил на борт два других подводных аппарата, "Пайсис-2" и "Пайсис-5". В этот момент Чепмен и Мэллинсон тщательно распределяли доступную им пищу, воду и кислород. На двоих у них был один бутерброд с сыром и чатни (индийская приправа) и банка лимонада.
Они должны были добавлять новую порцию кислорода каждые 40 минут, но теперь промежуток сделали больше, что делало их более вялыми и сонливыми.
Их настроение поднялось, когда пришло сообщение от «королевы Елизаветы II», экипаж вообразил, что это сама британская монархия прислала свои наилучшие пожелания. Вскоре они узнали, что на самом деле это был британский океанский лайнер Queen Elizabeth 2 , который ответил на сигнал бедствия.
В 2 часа ночи 31 августа была предпринята попытка запуска "Пайсис-2" , но используемый подъемный трос быстро порвался, и аппарат пришлось поднимать для ремонта.
"Пайсис-5" был успешно запущен и добрался до морского дна, но не смог найти "Пайсис-3" до того, как у него закончилась энергия и тоже был вынужден всплыть.
Около 13:00 "Пайсис-5" наконец нашёл "Пайсис-3" на морском дне. Однако попытка прикрепить карабин троса не удалась из-за плавучести троса. Беспомощный "Пайсис-5" остался с "Пайсис-3", а "Пайсис-2" снова спустился, но тоже набрал воду и опять вынужден был безрезультатно всплыть.
CURV III доставили на борт John Cabot , но из-за неисправности электрооборудования он не мог запуститься.
По состоянию на полночь 31 августа все выглядело мрачно, с двумя сломанными подводными аппаратами, и "Пайсис-5" было приказано вернуться на поверхность, оставив попытку спасения там, где она началась.
«У нас заканчивался гидроксид лития для очистки от CO2, воздух был очень вонючим и холодным, и мы почти смирились с мыслью, что спасения не произойдет», — вспоминал Чепмен.
Наконец, сразу после 5:00 утра 1 сентября, "Пайсис-2" удалось закрепить трос на кормовой сфере "Пайсис-3", в 9:40 CURV III спустился и зафиксировал еще один. После этого акванавты позволили себе съесть свой бутерброд и выпить лимонада.
В 10:50 начался кропотливый процесс подъема. Чепмен описал это как «грубое, очень дезориентирующее», и подъем пришлось дважды останавливать - один раз, когда CURV III запутался на глубине 100 метров, и один раз на 30 метрах, чтобы позволить дайверам прикрепить более тяжелые стропы.
Затем, в 13:17 1 сентября, "Пайсис-3" вместе с Чепменом и Мэллинсоном наконец оказался на поверхности. Они находились под водой 84 часа 30 минут.
Открытие заклинившего люка для экипажа заняло еще примерно 30 минут, и Чепмен и Мэллинсон наконец вышли на волю. Воздуха в аппарате оставалось всего на 12 минут. (!)
Роджер Мэллинсон (слева) и Роджер Чепмен наблюдают, как открывается бутылка шампанского после их спасения со дна Атлантического океана:
Вскоре Чепмен основал компанию Rumic, которая предоставляла подводные услуги и операции для оффшорной и оборонной промышленности. Благодаря своему опыту он участвовал в безуспешной попытке спасения экипажа подводной лодки ВМФ России "Курск" в 2000 году, а также сыграл важную роль в спасении экипажа из семи человек российского глубоководного спасательного корабля АС-28 класса « Приз ». в 2005 году.
Мэллинсон жив и поныне:
Чепмен умер в 2020 году от рака.
Более подробно о АС-28 и других случаях написано в моей статье
Как иностранная техника и специалисты спасали наших подводников
..................................................................................................................................................................