Одно из самых впечатляющих мест в Стамбуле, связанных с византией является церковь Спасителя в Хоре в районе Эдирнекапы. Ее называют также монастырь Хора, а после преобразования в мечеть, Карие джами.
История монастыря Хора
Первые монастырские постройки Хоры появились в 6 веке, при императоре Юстиниане. Тем самым, что построил и Айю Софию. Слово “Хора” означает земля, страна, вместилище и скорее всего отражало реальный пейзаж монастыря - пустые поля вокруг постройки. В русскоязычных источниках иногда встречается название “Церковь Спасителя в полях”.
Монастырь очень вырос в своем значении, когда неподалеку, в районе Айвансарай был построен Влахернский дворец, где была резиденция императора. В монастыре останавливались многие патриархи византийской православной церкви, когда ожидали аудиенции у императора. Здесь же проводились встречи патриархов с епископами.
В монастырской церкви была библиотека собранная одним из богатейших византийских министров Федором Метохитом. Он же, в 14 веке, занимался восстановлением монастырской церкви, которая я и сохранилась до наших дней.
Считается, что именно в монастырь Хора была перенесена главная икона города, Богоматери Одигитрии, в 1453 г. во время осады города османами. И здесь она скорее всего и была уничтожена при захвате города.
В 1511 году, монастырская церковь была переделана в мечеть, получив название Карие джами. Со временем остальные постройки монастыря были уничтожены и сохранилась только церковь. В статусе мечети она просуществовала до 1945 года. Затем мечеть преобразовали в музей.
Чем же интересна церковь Хора?
Не смотря на неоднократные перестройки, церковь Хора сохранила византийские очертания. Ее стены здания хранят следы всех периодов истории, от первоначальной постройки 6 века в основании. Но самое интересное внутри.
Здесь самое большое число сохранившихся византийских мозаик и фресок, большинство из которох относят в 13 веку. Их больше даже чем в Айя Софии, и при этом они располагаются на меньшей площади. Это производит впечатление. Церковь Хора, а ныне мечеть Карие, настоящая сокровище для интересующихся историей Византии. На фресках и мозаиках можно увидеть изображения не только христианских святых, но и представителей византийских императорских семей. Можно например, увидеть мозаику на которой Федор Метохит подносит в дар монастырь Хора Иисусу.
Здесь же, в Хоре, была усыпальница, в части, которая называется парэкклесий. Здесь были захоронения защитников икон, в период византийского иконоборчества, здесь же бы упокоен сам Метохит и другие византийские вельможи и представители императорских семей. Часть захоронений историки смогли опознать, но по некоторым пока так не установлено кому они принадлежать.
Мечеть Карие в наши дни
А вот здесь мы переходим к самому печальному и расстраивающему факту. Еще в 2019 году, когда музей еще действовал, но уже был на реставрации, мне удалось в него попасть и увидеть хотя бы его часть.
Однако в 2020 музею Хора был возвращен статус мечети. Примерно в одно время в Айей Софией. К сожалению. Споры были нешуточные, и конечно же многие историки недовольны этим решением. Мечеть Карие объявили открытой, но по факту она так и не открылась ни в каком статусе и даты открытия неизвестны. В мечети продолжались реставрационные работы, но судя по всему они близятся с завершению.
В любом случае, после открытия, возможности увидеть все фрески и мозаики мечети уже не будет. Скорее всего и часть помещений будет закрыта для доступа.
Печально, что такая историческая ценность будет скрыта от людей. И ради чего?
С уважением, ваша Тревел Чесотка.
Подписывайтесь на мой канал.