Найти тему
Тревел чесотка

Мечеть Карие - достопримечательность и история, которая расстраивает в Стамбуле больше всего

Оглавление

Одно из самых впечатляющих мест в Стамбуле, связанных с византией является церковь Спасителя в Хоре в районе Эдирнекапы. Ее называют также монастырь Хора, а после преобразования в мечеть, Карие джами.

История монастыря Хора

Первые монастырские постройки Хоры появились в 6 веке, при императоре Юстиниане. Тем самым, что построил и Айю Софию. Слово “Хора” означает земля, страна, вместилище и скорее всего отражало реальный пейзаж монастыря - пустые поля вокруг постройки. В русскоязычных источниках иногда встречается название “Церковь Спасителя в полях”.

Монастырь очень вырос в своем значении, когда неподалеку, в районе Айвансарай был построен Влахернский дворец, где была резиденция императора. В монастыре останавливались многие патриархи византийской православной церкви, когда ожидали аудиенции у императора. Здесь же проводились встречи патриархов с епископами.

В монастырской церкви была библиотека собранная одним из богатейших византийских министров Федором Метохитом. Он же, в 14 веке, занимался восстановлением монастырской церкви, которая я и сохранилась до наших дней.

Считается, что именно в монастырь Хора была перенесена главная икона города, Богоматери Одигитрии, в 1453 г. во время осады города османами. И здесь она скорее всего и была уничтожена при захвате города.

Мечеть Карие в 1908 году
Мечеть Карие в 1908 году

В 1511 году, монастырская церковь была переделана в мечеть, получив название Карие джами. Со временем остальные постройки монастыря были уничтожены и сохранилась только церковь. В статусе мечети она просуществовала до 1945 года. Затем мечеть преобразовали в музей.

Чем же интересна церковь Хора?

Не смотря на неоднократные перестройки, церковь Хора сохранила византийские очертания. Ее стены здания хранят следы всех периодов истории, от первоначальной постройки 6 века в основании. Но самое интересное внутри.

Здесь самое большое число сохранившихся византийских мозаик и фресок, большинство из которох относят в 13 веку. Их больше даже чем в Айя Софии, и при этом они располагаются на меньшей площади. Это производит впечатление. Церковь Хора, а ныне мечеть Карие, настоящая сокровище для интересующихся историей Византии. На фресках и мозаиках можно увидеть изображения не только христианских святых, но и представителей византийских императорских семей. Можно например, увидеть мозаику на которой Федор Метохит подносит в дар монастырь Хора Иисусу.

Здесь же, в Хоре, была усыпальница, в части, которая называется парэкклесий. Здесь были захоронения защитников икон, в период византийского иконоборчества, здесь же бы упокоен сам Метохит и другие византийские вельможи и представители императорских семей. Часть захоронений историки смогли опознать, но по некоторым пока так не установлено кому они принадлежать.

Мечеть Карие в наши дни

А вот здесь мы переходим к самому печальному и расстраивающему факту. Еще в 2019 году, когда музей еще действовал, но уже был на реставрации, мне удалось в него попасть и увидеть хотя бы его часть.

Парэкклесий - усыпальницу мне увидеть уже не удалось. Фото с сайта https://icons.pstgu.ru/monumental/53
Парэкклесий - усыпальницу мне увидеть уже не удалось. Фото с сайта https://icons.pstgu.ru/monumental/53

Однако в 2020 музею Хора был возвращен статус мечети. Примерно в одно время в Айей Софией. К сожалению. Споры были нешуточные, и конечно же многие историки недовольны этим решением. Мечеть Карие объявили открытой, но по факту она так и не открылась ни в каком статусе и даты открытия неизвестны. В мечети продолжались реставрационные работы, но судя по всему они близятся с завершению.
В любом случае, после открытия, возможности увидеть все фрески и мозаики мечети уже не будет. Скорее всего и часть помещений будет закрыта для доступа.

Печально, что такая историческая ценность будет скрыта от людей. И ради чего?

С уважением, ваша Тревел Чесотка.

Подписывайтесь на мой канал.