Что дает высшее образование, если измерить отдачу в деньгах? Почему с годами отдача от высшего образования снижается? И что ценнее для работодателя – уровень образования или опыт молодого сотрудника? Об этом в недавнем выпуске «Экономики на слух» научно-популярного портала Российской экономической школы (РЭШ) рассказывали экс-министр образования и науки, ректор МФТИ Дмитрий Ливанов и ректор РЭШ Антон Суворов. Информация несомненно представляет интерес и для жителей Абакана.
Экономическая отдача от обучения
Антон Суворов: – Существует много исследований, в которых изучается отдача от образования, и их результаты разнятся. Одни исследования показывают, что отдача падает, а в России она ниже, чем в других странах. Другие доказывают, что инвестиции в российское образование себя окупают: каждый дополнительный год обучения увеличивает заработок примерно на 13%, что вполне соответствует мировой практике.
Впрочем, хотя зарплата важна, сама по себе она не отражает ни то, насколько человек доволен работой, ни тем более ту пользу, которую его труд приносит обществу. Ведь вряд ли доход библиотекаря в ближайшее время сравнится с зарплатой успешного финансиста, но это не значит, что библиотекарь меньше нужен обществу. Нужно сочетать точные количественные методы с качественным пониманием процессов.
Дмитрий Ливанов: – За последние несколько лет в России были накоплены большие данные, позволяющие исследовать связь между образованием и уровнем дохода, они содержатся в Федеральном реестре документов об образовании, базах Федеральной налоговой службы и Роструда. В обезличенном виде эти данные можно связать: сведения об уровне образования и вузе, который окончил человек, о его трудоустройстве, работе и доходе.
Дипломы ведущих российских вузов, безусловно, обеспечивают выпускникам зарплатную премию при первом трудоустройстве и еще в течение нескольких лет. Когда работодатель нанимает сотрудника, его прежде всего интересует, как тот будет трудиться и развиваться. И если рассматривать университет как тренировочную площадку, то для работодателя выпускники лучших ориентированных на практику вузов – это сотрудники, готовые к сложной работе, к освоению нового и которых не надо дополнительно учить. Такие выпускники – это результат и высокого качества абитуриентов, и сложности образовательной программы в университете.
Работодатель понимает, что программа РЭШ, МФТИ или Бауманки сложная, ее освоение требует серьезных усилий и мотивации. Именно такие люди ему нужны, поэтому он и останавливает выбор на выпускниках ведущих вузов. А поскольку их немного, то в ситуации конкуренции он вынужден предлагать им более высокую зарплату. Дальше ситуация, насколько мне известно, выравнивается – люди оказываются в прямой конкуренции не дипломов, а своих способностей, трудолюбия и целеустремленности.
Во что студентам выгоднее инвестировать
Ливанов: – Знаменитая система Физтеха была 75 лет назад придумана тремя отцами-основателями МФТИ - Петром Капицей, Львом Ландау и Николаем Семеновым, и успешно реализована. В ее основе три принципа: отбор самых талантливых выпускников школ по всей стране, интенсивное изучение базовых дисциплин на первых курсах и последующая практика. С 3-го курса студенты Физтеха уходили из аудиторий в лаборатории и конструкторские бюро, сейчас это инжиниринговые центры и высокотехнологичные компании.
Сегодня ситуация, конечно, другая: на государственную стипендию себя не прокормишь и тем более не поможешь семье, поэтому студенты вынуждены зарабатывать. Уже с первых курсов за нашими студентами идет настоящая охота, IТ-компании предлагают им серьезные деньги: сначала 150 000 руб., потом 200 000 и 250 000. Многие студенты к этому привыкают и начинают относиться к учебе с меньшим вниманием со всеми негативными для них последствиями. Они действительно получают высокую зарплату на входе, но потом, скорее всего, динамика их профессионального роста будет хуже, чем если бы они эти годы посвятили серьезной учебе. Это тонкий вопрос: с одной стороны, это самостоятельный выбор студента, а с другой – на нас как на администраторах образования лежит ответственность за то, чтобы сбалансировать эту модель.
Эта сложная проблема в наших экономических условиях системного решения пока не имеет – мы не можем всем студентам даже государственных вузов обеспечить достойную стипендию. Отсюда массовая профанация качества образования: студенты делают вид, что учатся, а на самом деле работают, а вузы вынуждены делать вид, что их учат. В результате на рынок труда массово выходят неподготовленные люди.
Суворов: – Не уверен, что нужно специально стимулировать бизнес брать студентов без опыта, скорее, нужно создавать благоприятные условия для его развития. Во многих странах Европы достаточно высокая безработица среди молодежи, в том числе из-за очень жестких трудовых контрактов – уволить человека непросто.
Преодолеть образовательное неравенство
Суворов: – И система олимпиад, и ЕГЭ, к которому у нас в обществе противоречивое отношение, – это, безусловно, шаг к созданию равных возможностей для школьников. Конечно, их возможности пока не одинаковы: ребята, которые учатся в сильной школе крупного города, объективно имеют больше шансов добиться успехов и на олимпиаде и при сдаче ЕГЭ, чем школьники из маленьких населенных пунктов. Нужно стремиться к тому, чтобы вне зависимости от того, в какой семье и каком месте родился ребенок, у него были все шансы добиться успеха в жизни. Мне кажется, что это ответственность нашего общества и наша общая задача.
Ливанов: – Мы знаем, что семьи специально покупают квартиры рядом с хорошими школами, перевозят детей, чтобы дать им более высокие образовательные возможности. Как решить проблему неравенства? Нужно больше вкладывать в образование, развивать сети школ не только в миллионниках, но и в небольших городах, создавать качественные онлайн-программы и для школьников, и для учителей, сделать так, чтобы система приема в вузы обеспечивала равенство абитуриентов.
ЕГЭ проверяет способность школьника решать стандартные задачи, а олимпиады – справляться с нестандартными заданиями. И то, и другое важно: кто-то делает лучше одно, кто-то – другое. В МФТИ, к примеру, мы совмещаем прием по ЕГЭ и олимпиадам – пропорции примерно 50:50. Статистически мы не видим различий в успеваемости на первых курсах у тех, кто поступил к нам по ЕГЭ или по результатам олимпиады.
Суворов: – Выиграть олимпиаду или добиться 400 баллов по ЕГЭ – это в том числе разные стратегии поступления в хороший вуз. Один человек принимает решение, что ему легче преуспеть в решении стандартных задач и добиться в этом совершенства, а другой – что ему удобнее сфокусироваться на одном предмете и постараться взять главный приз на олимпиаде.
Образование и технологизация экономики
По данным Всемирного экономического форума, в мире быстрее всего растет спрос на специалистов по искусственному интеллекту и машинному обучению, а один из ключевых навыков в 2023 г. – технологическая грамотность.
Ливанов: – За областями технологического развития– IТ, машинным обучением, искусственным интеллектом, биомедициной – система образования просто не поспевает и, скорее всего, поспеть не может. Вузы живут в 4–5-летнем цикле: образовательная программа в университете формируется на четыре года. Соответственно, и результата можно ожидать только спустя это время. А за этот период в такой области, как IТ, очень многое поменяется. Поэтому вузам важнее развивать интеллект, способность решать сложные задачи и действовать в условиях неопределенности, развивать надпрофессиональные компетенции – лидерство и умение работать в команде. Важно, чтобы система образования каждому давала максимальные возможности проявиться и попробовать себя в разных ситуациях, чтобы в итоге сделать наиболее предпочтительный выбор.
Суворов: – Задача университетов – стимулировать студентов задавать вопросы и проявлять творческий подход. Понятно, что с развитием искусственного интеллекта любые рутинные задачи будут решаться с минимальным участием человека. Поэтому очень важно, чтобы на выходе из университета наши выпускники были не просто исполнителями, пусть даже самого высокого класса, но людьми проактивными, думающими о том, какое место они могут занять в обществе. Думаю, что в будущем это до некоторой степени будет условием если не выживания, то по крайней мере профессионального успеха.
В США и в меньшей степени в Европе наблюдается процесс поляризации рабочих мест. На одном полюсе – требующие низкой квалификации и при этом малооплачиваемые места, которые никуда не денутся, на другом – высокооплачиваемые позиции, требования к претендентам на которые становятся все выше. «Середина» вымывается. В России такой тенденции пока не наблюдается, однако ясно, что этот тренд через несколько лет дойдет и до нас. Поэтому задача университета – дать общий человеческий капитал, который достаточно универсален и не устареет и через десятилетия. А задача работодателя – помочь выпускнику адаптироваться к рабочей специфике и дать практические навыки, которые помогут быть успешным на конкретном рабочем месте.
По материалу с научно-популярного
портала РЭШ guru.nes.ru
Подготовила Ольга ПЕТРОВА
Фото из открытых источников