Здесь хотелось бы перечислить события, которые произошли после кончины Посланника Аллаха и во времена правления первых четырех халифов, которые имеют долгосрочные последствия вплоть и до сегодняшних дней.
Непринятие повелений Пророка у Гадир Хум и неназначение Али
первым халифом привело к следующим краткосрочным событиям:
- Назначение Абу Бакра не было единодушным решением мусульман, что привело к началу разногласий между ними. Дочь Пророка Фатыма так и не присягнула Абу Бакру как халифу и не разговаривала с ним и Омаром вплоть до своей смерти. Али и хашимиты не присягали Абу Бакру вплоть до смерти Фатымы.
- Омар послал людей привести Али, если необходимо, то и с помощью силы, чтобы он присягнул Абу Бакру. Для этого люди ворвались в дом Фатымы, и, возможно, в это время она потеряла ребенка – мальчика по имени Мухсин. Омар пригрозил, что если люди из дома Фатымы и Али не выйдут, то он сожжет постройку, даже если в ней будет находиться Фатыма – дочь Пророка.
- Не прошло и десяти дней после кончины Посланника Аллаха, как Абу Бакр конфисковал у Фатымы деревню Фадак с плодоносящими финиковыми садами, ссылаясь на хадис Пророка: «Пророки не оставляют наследства. Оставшееся от них имущество – милостыня». Это событие много обсуждалось между мусульманами того времени. Оно обсуждается даже и сегодня. Несогласие Фатымы с таким решением и ее многочисленные разговоры с Абу Бакром и Омаром привели к углублению противоречий между сподвижниками Пророка.
- Фатыма завещала Али, чтобы Абу Бакр и Омар не участвовали в погребальной молитве после ее кончины, и велела похоронить себя ночью и замаскировать место погребения, чтобы никто не знал, кроме семьи Пророка. В целом Фатыма прожила не более года после кончины Посланника Аллаха, что, возможно, также является одним из последствий отхода от повелений проповеди у Гадир Хум.
- Чтобы укрепить свое положение как халифа, Абу Бакр был вынужден одарить подарками Абу Суфьяна, назначил его сына Йазида правителем Шама (территории Сирии) и поделился властью с Омейядами. Позже Омейяды во главе с сыном Абу Суфьяна Муавией и его сыном Йазидом выступили главными врагами семьи Пророка – Али, Хасана и Хусейна и были непосредственно связаны с убийствами Али и Хусейна, одними из самых трагических страниц истории Ислама.
- Во время правления Османа его родственники Омейяды во главе с Муавией, далекие от Ислама, окончательно укрепились во власти и вызывали серьезное недовольство у мусульман своим личным поведением, не соответствовавшим положениям Ислама, и
несправедливым и корыстным руководством территориями. В результате после нескольких предупреждений сменить политику несправедливости Омейядов Осман поплатился своей жизнью. - Али был назначен халифом только после Абу Бакра, Омара и Османа, когда противоречия между сподвижниками и последующим поколением по разным вопросам достигли критической черты.
- После своего назначения халифом Али сменил многих наместников, поставленных Османом и Омейядами. Сподвижники Пророка Талха и Зубайр выразили желание стать наместниками Ирака и Йемена соответственно, однако их желание не было удовлетворено, и они отвернулись от Али.
- Талха, Зубайр и супруга Пророка Айша выступили против Али в битве «Джамал». Талха и Зубайр были убиты в этой битве.
- Войско Муавии вступило в бой с войском Али в известной битве при Сиффине. Благодаря хитрости Муавии и отсутствию единства в войске Али битва была приостановлена, и Али был вынужден заключить мир. Не согласившаяся с его решением группа, которая получила название «хариджиты», в конце концов убила и самого высокочтимого Али – сделала его шахидом.
Безусловно, все вышеописанные события являются трагическими
страницами истории Ислама, учитывая, что многие их участники при жизни Пророка были самыми близкими его сподвижниками, прошли через все тяготы и испытания и посвятили всю свою жизнь служению Аллаху, Его Посланнику и исламу. Некоторых из них еще при жизни благовестили раем – Али, Абу Бакра, Османа, Талху и Зубайра. Однако представляется, что, если бы Али был назначен халифом, как и предписывал это Пророк, всего этого можно было бы избежать.
Статья подготовлена используя перевод труда выдающегося исламского профессора современности Хайдара Баша "Достопочтенный Имам Хасан(а)". Перевод с турецкого Арслана Кули.
Дополнительно: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Дополнительно: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"