Найти в Дзене

Краткосрочные последствия отхода от повелений проповеди у Гадир Хум


Здесь хотелось бы перечислить события, которые произошли после кончины Посланника Аллаха и во времена правления первых четырех халифов, которые имеют долгосрочные последствия вплоть и до сегодняшних дней.

Убийство в эпоху правления Муавии любящих Али (к.в.) и Ахли Бейт
Убийство в эпоху правления Муавии любящих Али (к.в.) и Ахли Бейт

Непринятие повелений Пророка у Гадир Хум и неназначение Али
первым халифом привело к следующим краткосрочным событиям:

  1. Назначение Абу Бакра не было единодушным решением мусульман, что привело к началу разногласий между ними. Дочь Пророка Фатыма так и не присягнула Абу Бакру как халифу и не разговаривала с ним и Омаром вплоть до своей смерти. Али и хашимиты не присягали Абу Бакру вплоть до смерти Фатымы.
  2. Омар послал людей привести Али, если необходимо, то и с помощью силы, чтобы он присягнул Абу Бакру. Для этого люди ворвались в дом Фатымы, и, возможно, в это время она потеряла ребенка – мальчика по имени Мухсин. Омар пригрозил, что если люди из дома Фатымы и Али не выйдут, то он сожжет постройку, даже если в ней будет находиться Фатыма – дочь Пророка.
  3. Не прошло и десяти дней после кончины Посланника Аллаха, как Абу Бакр конфисковал у Фатымы деревню Фадак с плодоносящими финиковыми садами, ссылаясь на хадис Пророка: «Пророки не оставляют наследства. Оставшееся от них имущество – милостыня». Это событие много обсуждалось между мусульманами того времени. Оно обсуждается даже и сегодня. Несогласие Фатымы с таким решением и ее многочисленные разговоры с Абу Бакром и Омаром привели к углублению противоречий между сподвижниками Пророка.
  4. Фатыма завещала Али, чтобы Абу Бакр и Омар не участвовали в погребальной молитве после ее кончины, и велела похоронить себя ночью и замаскировать место погребения, чтобы никто не знал, кроме семьи Пророка. В целом Фатыма прожила не более года после кончины Посланника Аллаха, что, возможно, также является одним из последствий отхода от повелений проповеди у Гадир Хум.
  5. Чтобы укрепить свое положение как халифа, Абу Бакр был вынужден одарить подарками Абу Суфьяна, назначил его сына Йазида правителем Шама (территории Сирии) и поделился властью с Омейядами. Позже Омейяды во главе с сыном Абу Суфьяна Муавией и его сыном Йазидом выступили главными врагами семьи Пророка – Али, Хасана и Хусейна и были непосредственно связаны с убийствами Али и Хусейна, одними из самых трагических страниц истории Ислама.
  6. Во время правления Османа его родственники Омейяды во главе с Муавией, далекие от Ислама, окончательно укрепились во власти и вызывали серьезное недовольство у мусульман своим личным поведением, не соответствовавшим положениям Ислама, и
    несправедливым и корыстным руководством территориями. В результате после нескольких предупреждений сменить политику несправедливости Омейядов Осман поплатился своей жизнью.
  7. Али был назначен халифом только после Абу Бакра, Омара и Османа, когда противоречия между сподвижниками и последующим поколением по разным вопросам достигли критической черты.
  8. После своего назначения халифом Али сменил многих наместников, поставленных Османом и Омейядами. Сподвижники Пророка Талха и Зубайр выразили желание стать наместниками Ирака и Йемена соответственно, однако их желание не было удовлетворено, и они отвернулись от Али.
  9. Талха, Зубайр и супруга Пророка Айша выступили против Али в битве «Джамал». Талха и Зубайр были убиты в этой битве.
  10. Войско Муавии вступило в бой с войском Али в известной битве при Сиффине. Благодаря хитрости Муавии и отсутствию единства в войске Али битва была приостановлена, и Али был вынужден заключить мир. Не согласившаяся с его решением группа, которая получила название «хариджиты», в конце концов убила и самого высокочтимого Али – сделала его шахидом.

Мученики Кербелы
Мученики Кербелы

Безусловно, все вышеописанные события являются трагическими
страницами истории Ислама, учитывая, что многие их участники при жизни Пророка были самыми близкими его сподвижниками, прошли через все тяготы и испытания и посвятили всю свою жизнь служению Аллаху, Его Посланнику и исламу. Некоторых из них еще при жизни благовестили раем – Али, Абу Бакра, Османа, Талху и Зубайра. Однако представляется, что, если бы Али был назначен халифом, как и предписывал это Пророк, всего этого можно было бы избежать.

Статья подготовлена используя перевод труда выдающегося исламского профессора современности Хайдара Баша "Достопочтенный Имам Хасан(а)". Перевод с турецкого Арслана Кули.

Дополнительно: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"

Дополнительно: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"