Найти тему

🔥Унылые люди в черном.

Дирк ван Сантвоорт (1600-1680) Две регентши и две матери-надзирательницы Амстердамского работного дома.
Дирк ван Сантвоорт (1600-1680) Две регентши и две матери-надзирательницы Амстердамского работного дома.

Скажем прямо - портреты разные, но явно написаны в одну эпоху (17 век) и лица на них - как под копирку - неприятные, немолодые, и с печатью концентрированной вселенской заботы на челе каждой изображенной.

Я встретила сперва один такой портрет. Случайно, как обычно.

Стала искать что это такое - и наткнулась еще на целый ряд аналогичных работ.

Ян Корнелис Верспронк. Регентши госпиталя св. Елизаветы в Гарлеме.
Ян Корнелис Верспронк. Регентши госпиталя св. Елизаветы в Гарлеме.

Что характерно - это работы разных мастеров. Но они так обезличены и похожи, что различаются только количеством фигур и их расположением на пространстве картины.

Так что же это за портреты, и что за дамы со скучными лицами на них изображены?

Неизвестный художник. Групповой портрет регентш Детского Дома в Гарлеме
Неизвестный художник. Групповой портрет регентш Детского Дома в Гарлеме

Как вы уже прочитали в названиях картин - дамы были регентами.

Регент, если мы посмотрим на изначальный смысл этого слова - это тот, кто опекает кого-то недееспособного.

Собственно, по названиям картин можно понять, что опекали изображенные - сирот, стариков, больных и немощных, ну и еще бездомных, опустившихся на социальное дно и совершивших какие-то преступления (таких отправляли в работные дома, которые, по сути, представляли собой тюрьмы, но заключенных там заставляли работать и обеспечивать себя самостоятельно).
Ян Корнелис Верспронк. Групповой портрет регентш приюта Святого Духа в Гарлеме. 1642 г.
Ян Корнелис Верспронк. Групповой портрет регентш приюта Святого Духа в Гарлеме. 1642 г.

Регенты, которых мы видим на групповых портретах были представителями высших слоев голландского общества, которые на благотворительных началах занимались проблемами всех этих несчастных.

Быть регентом считалось очень престижным делом. Это была такая почетная общественная нагрузка на богатых людей, которым повезло в жизни.

Франц Халс. Портрет регентши богадельни для престарелых в Гарлеме.
Франц Халс. Портрет регентши богадельни для престарелых в Гарлеме.

Для художников это была золотая жила.

Регенты, попав на эту должность, первым делом старались себя в ней запечатлеть и заказывали портрет (как правило - групповой).

Должность была выборная. Отметиться на ней желающих было много. Состав регентских советов менялся, и новые члены тоже первым делом заказывали себе групповой портрет, на котором они все в заботах и трудах аки пчелы - радеют о благополучии ближних.

Якоб ван Лоо. Групповой портрет регентш Альмоезенеров, Арм-ан-Верхейс, Гарлем, 1659 г.
Якоб ван Лоо. Групповой портрет регентш Альмоезенеров, Арм-ан-Верхейс, Гарлем, 1659 г.

Эти портреты заказывались у самых лучших художников, благо люди, входившие в такие советы, не были стеснены в средствах, а тщеславия у них было - хоть отбавляй...

В регентских советах, кстати, были не только женщины, но и мужчины. Часто они вообще были смешанными - это не столь важно. Просто портреты, которые мне попались, оказались чисто женскими.

Вот вам несколько групповых портретов регентов - мужчин. Посмотрите как самодовольно блестят их глазки - женщины держат себя в руках получше)):

Франц Халс. Регенты больницы Святой Елизаветы, 1641 г.
Франц Халс. Регенты больницы Святой Елизаветы, 1641 г.

Или вот.

Работают люди - себя не жалеют:

Ян де Брей. Регенты лепрозория. 1667 г.
Ян де Брей. Регенты лепрозория. 1667 г.

Вы, конечно, обратили внимание на черные одежды у всех регентов.

Это своего рода дресс - код.

Черный цвет, вместе с озабоченными выражениями лиц придавал картине торжественность. Кроме того, такое отсутствие излишеств должно было буквально кричать зрителю о скромности и христианском смирении изображенных. Но, если быть честными, одежды эти были очень дорогими. Так что ситуация сильно попахивала лицемерием.

Со временем скромники на портретах стали позировать не только в дорогих, пусть и черных нарядах, но и увешанные скромными украшениями - какими-нибудь брошами стоимостью в целое состояние.

Кстати, посмотрите какой красноречивый портрет у нас ниже - расфуфыренные скромницы изо всех сил позируют в объектив и демонстрируют озабоченные лица.

При этом ни одна из благодетельниц даже не смотрит на парочку ободранных сирот, которых под их светлые добродетельные очи притащила прислуга. Возможно это новенькие дети с тяжелой судьбой - ноль интереса со стороны попечительниц в их адрес. Дамы полностью поглощены позированием для вечности.

А возможно - это приютские воспитанники - тогда какой контраст их рваных одежд и скромных изысканных нарядов тех, кто почетно радеет об их благополучии...

Адриан Бакер. Женщины - регентши приюта в Амстердаме.1683 г.
Адриан Бакер. Женщины - регентши приюта в Амстердаме.1683 г.

Что-то мне все это очень сильно напоминает из нашей реальности...

Но не будем о современности.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.

Самосознание
0