В это трудно поверить, но Советским Инженерам еще в 1961 году удалось начать тестовую эксплуатацию экспериментальной установки, получившей название ТЭС-3. В сутки передвижная АЭС расходовала всего 14 граммов урана-235, при этом могла работать в «автономке» до 250 суток.
СССР в те годы был гигантской строительной площадкой. Освоение Сибири и Дальнего востока требовало огромного количества энергии, да вот только откуда ее было взять, да еще и где-нибудь за полярным кругом?
Теоретически, для решения подобных задач могла здорово подсобить компактная передвижная атомная электростанция.
Именно такую и разработали в середине пятидесятых на Ленинградском Кировском заводе.
Установленная на железнодорожных платформах, или на удлиненных шасси тяжелого танка Т-10, самоходная мини-АЭС весила 310 тонн и включала в себя четыре блока различного назначения.
В первом блоке разместили атомный реактор, вырабатывающий 8,8 МВт тепловой энергии, с биозащитой и системой охлаждения. Второй блок содержал парогенераторы, а также подпитывающие циркуляционные насосы. На третьем происходила выработка электроэнергии, с помощью турбогенератора мощностью 1,5 МВт. А в четвертом блоке располагался пункт управления реактором.
После того как Министерство обороны отказалось продолжать финансирование реактор разгрузили от радиоактивного топлива, установку законсервировали. В годы Перестройки часть ТЭС-3 с турбиной отправили геологам, на Камчатку.
Никто в мире до сих пор не решился на подобный проект и самоходная АЭС осталась единственным реализованным проектом сухопутного транспорта с атомным источником энергии.
И не станем забывать об Атомных ледоколах мирного назначения построенных в Советском Союзе!
АТОМ МИРУ!
МИРУ МИР!