Прежде, чем начать рассказ про историю названий Вороновского сельсовета Витебского района, стоит рассказать о той географической территории, на которой он находится. Дело в том, что рельеф местности значительно повлиял на этимологию топонимов сельсовета. И как вы уже поняли – территория сельсовета практически целиком находится на Витебской возвышенности, в самых её высоких точках. Рядом находится «горный» Лиозненский и Крынковский сельсоветы Лиозненского района, там же расположена и самая высокая точка возвышенности – Горшева гора.
Жизнь людей в эпоху формирования современных ойконимов была непосредственно связана с ориентированием на высотность своей местности. Дело в том, что слова «город» и «гора» на территории Беларуси однокоренные, и не только здесь. Древние ледники будто утюг выгладили своей массой рельеф местности, оставив после себя множество озёр и болот. Естественные возвышенности, подобно скалам Кавказа, Альп и Урала у нас отсутствуют, поэтому наши предки не встречались с такой природной реалией как подъём рельефа. Зато наши предки отлично знали цену безопасности и спокойствию, и спасаясь от войн и нападений строили для себя укреплённые поселения.
Строительство такого поселения требовало длительного труда большого количества взрослых людей, поскольку на ровной земле или берегу приходилось выстраивать деревянный фундамент, внутрь которого засыпалась земля. Когда площадка была готова, на её вершине снова выстраивался деревянный частокол, внутрь которого по новой засыпалась земля. И так, в несколько «этажей» и возводилось поселение, тем самым возвышаясь над остальной местностью. Верхняя площадка такого поселения укреплялась деревянным частоколом – «огорожей». Отсюда и происходит название «город», т. е. «огороженное» поселение. В таком месте люди могли хранить продовольствие, прятаться от военной угрозы, или, даже в далёкие дописьменные времена заниматься ремеслом и торговлей. Со временем, когда роль таких укреплённых поселений утрачивалась, они приходили в упадок, люди здесь не селились, и «город» стал превращаться в «городище». Именно под таким названием они и вошли в историю. Зато высокая насыпь – «гора» - была прекрасным ориентиром для местных жителей.
Таким местом на территории Вороновского сельсовета, например, стало Ранинское городище.
Ранино –в наше время возле деревни Ранино, на том самом месте, где начинает своё течение река Ранинка (она же Вымнянка), вытекающая из небольшого сейчас лесного озера, находится древнее городище первого тысячелетия нашей эры. Настоящая земляная громада возвышается посреди леса, на берегу безымянного озера, притягивая любителей старины и легенд.
Да и само Ранино, если идти к деревне от реки Лучёсы – находится на протяжёнейшем подъёме, который образует упомянутую выше Витебскую возвышенность. И вот, на самой высоте возвышенности стоит ещё одна искусственная возвышенность – городище. Если посмотреть старые карты, то можно заметить большое количество топонимов с корнем «гор» - «Ломаны», «Горица», «Будагоры».
Поселение Ранино получило своё название отгидрономическим путём, поскольку, как я уже писал, здесь рядом протекает река Вымнянка (Ранинка). Можно считать, что в Вороновском сельсовете эта река называется Ранинка, а в Вымнянском – Вымнянка. Фактически река перетекает из одного озера в другое, используя перепад естественных высот. А вот название река Ранинка получила от названия местности, и, городища, которое расположено на берегу озера-истока.
Что же означает гидроним «Ранинка»? Вероятно, что это сохранившийся формант «-ра», из которого выпал первый формант «го-». Таким образом, ранее река называлась «Горянка», или подобным образом, и символизировала близость к реке. Название это может символизировать процесс ассимиляции балтского населения славянским, где балтское название «городища», озера и реки исчезло под натиском славянской культуры.
В деревне Гарица около 1880 года был обнаружен древний монетный клад – несколько арабских монет, старшая из которых относится к концу 5 века, а младшая к началу 10 века. Данный клад свидетельствует о включённости этой местности в торговый путь «из варяг в греки», и пребывание здесь варяжского элемента. Возможно, само Ранинское городище служило базой для одной из варяжских дружин, контролировавших эту местность. И сам упадок поселений, и потеря балтских названий, связано с военными действиями этой дружины.
Вороны – название населённого пункта происходит от имени или прозвища Ворон-. Рост поселения и превращение его в центр сельсовета связан с удобным географическим расположением вдоль дороги Р-21. Дорога эта была построена в 19 веке как Витебско-Смоленское шоссе. Незначительное долгое время сельское поселение смогло «поглотить» близлежащие населённые пункты, и стать придорожным центром, который принял в себя уцелевшее после Великой Отечественной войны и немецкой оккупации население.
Берники –поселение дало своём имя гидрониму – находящемуся неподалёку озеру Бернское. Озеро ранее называлось Угоренец. Название озера отсылает нас к привычному принципу наименования здешних объектов – т.е., «находящийся» у горы.
А само название «берники» имеет несколько версий происхождения. Первое – это соответствующее принципу, по которому названы города Бердыж и Бердичев. «Берд» — это холм, возвышенность на берегу. Наличие озера рядом и общая высотность рельефа могут говорить в пользу такой версии.
По другой версии, Берники – это сильно искажённое балтское «berzas» - т.е. берёза. Название-ориентир могло служить людям далёких лет указателем на исключительность этого места.
Есть, правда, и третья, фантастическая версия, связывающая этот населённый пункт с тотемистическим словом «бер», т. е. медведь. Или, если вернуться к теме варяжского (германского) элемента на этих землях, то здесь, на берегах озера, вполне могло находиться условное «Берново городище». Т.е., предводителя варяжской дружины могли звать Берн, он построили или захватил город, с территории которого и правил окружающими землями, потихоньку враждуя со своими соседями.
Поляи –название, хоть и очевидно отсылает нас к сельскохозяйственной специализации поселения, всё же может иметь и другой смысл, чем «поле». Так, например оно может иметь патронимическое происхождение от прозвища/имени «Поляй»
Еремино –название могло произойти от фамилии Ерёмин или Ерёмич. Примечательно, что на разных исторических картах деревня иногда носит название Забестино (вероятно, что это две разных деревни постепенно слившихся в одну). Забестино имеет отгидрономическое происхождение, которое связано с протекающим рядом ручьём Забести. В древности этот ручей был несколько полноводнее и играл значительную роль в хозяйственной жизни местного населения. Сейчас ручей называется Безымянный. Здесь можно проследить трансформацию от изначально другого неизвестного названия ручья со схожей формой Забест- и добавлением славянского окончания -и. Хотя и первая часть слова за- может иметь славянское происхождение. Тогда остаётся лишь корень -бест.
Не стоит исключать и принадлежность ручья некому лицу или роду (назовём его условно Забест-), о чём может свидетельствовать окончание -н. Если копаться в наиболее близком к столь экзотическому в наше время названию языке – литовском – то с чудовищной натяжкой можно предположить zabes – безымянный, tiltas - мост. Название ручья интересно, и требует дополнительных исследований.
Дрюково –населённый пункт лишь в 20 веке стал именоваться таким образом, а ранее писался как Друково. Откуда взялось такое, на первый взгляд, нетипичное название? Доподлинно сказать нельзя, но можно предположить, что семантически оно будет связано с таким известным в прошлом названием города как Друцк и река Друйка (Друць). Вероятно, выходцы из тех краёв, носившие эту фамилию, и стали отцами-основателями одного из самых «весёлых» названий Витебского района.
Ковалево – по одной из версий, топонимы с корнем ков-, куз- являются самыми распространёнными названиями на территории Беларуси. Они отсылают нас к людям с именем/прозвищем Коваль, Кузнец. Реже топоним может ремесленную спецификацию поселения – т. е. люди, занимающиеся кузнечным делом, или быть названием-ориентиром, указывающим на наличие здесь кузнецы.
Обухово – название может быть образована от имени/прозвища «Обухов». А само имя/прозвище может быть образовано от слова «обух», который, как известно, есть у топора. Слово может быть нарицательным названием, или указывать на ремесленную специализацию её носителя – «резал обухи».
Поддубье – не надо быть профессором филологии, чтобы понять, что перед нами название-ориентир, указывающее на близость некоего «дубья». Таким «дубьем» у нас будет существовавшая южнее, и отчётливо видная на старых картах, деревья Дуброво.