Найти тему
Дао • Мяо

Суть индуизма кратко и понятно

Рождение и смерть вселенной

В индуизме мир есть эманация (проявление) божества Брахмана. Брахман – это источник вселенной, который никак нельзя определить. Одна эманация есть день Брахмы, когда же он закрывает глаза, наступает ночь и мир уходит в потенциальное состояние. Потом Брахма вновь открывает глаза и мир вновь рождается, актуализируется, и так до тех пор, пока Брахман не умрёт. С его смертью наступает полное уничтожение, махапралаая, после чего Брахман вновь рождается и так без конца и без начала. Мир исходит от Бога, а потом к нему возвращается. Эта вечное возвращение повторяется и внутри дня, который называется кальпой. Этот цикл в свою очередь делится на 14 манватар, которые сами делятся на 4 юги. Мир движется циклически по нисходящей линии – от полноты и совершенства к фрагментарности и упадку, а потом возвращается к истоку. Мы живем в конце 7 манватары в кали-юге (в начале 4 юги). Сейчас мы живем во времена духовной деградации, хотя в сама юга тоже делится на подпериоды, которые имеют восходящее и нисходящее направление. В конце кали-юги должен прийти десятый аватара Бога по имени Калкин, он завершит войною старый цикл, а свадьбой со своими врагами запустит новый цикл.

Мужское и женское начало

В ходе эманации Бога, выделяются два его аспекта, такие как Пуруша (дух, мужское начало) и Пракрити (материя, женское начало). Соединяясь друг с другом они порождают вселенную. Благодаря разделению на два начала и их соединению происходит проявление, развертывание космоса. Это разделение и соединение есть становление и видимость (майя), которая как пелена, скрывает первоначальное тождество бытия (тождество духа и материи). Так возникает мировая иллюзия, но в тоже время она в разнообразных сочетаниях образуется многообразие мира, и поэтому майя не только иллюзия, но и искусство.

Бог трансцендентен и имманентен одновременно, то есть находиться за пределами реальности и в то же время пронизывает её. Отсюда пантеизм и политеизм сращиваются с монотеизмом. Служение тому или иному богу все равно отождествляется с Верховным Божеством. Различные боги это различные аспекты единого Бога. Три главных бога индуизма это Брахма (создает вселенную), Вишну (поддерживает вселенную) и Шива (разрушает вселенную).

Сансара и освобождение от неё

Обычный человек не осознает единство духа и материи, пребывает в невежестве на счет своей истинной природы. Незнание своей первоначальной природы в индуизме называется авидья. Из-за этого невежества человек неподлинно воспринимает мир и погружается в страдания, которые есть следствия самих его действий (кармой). После смерти происходит перерождение души, и её страдания продолжаются. Бесконечный цикл перерождений называется сансарой, которая в то же время является бесконечным круговоротом страданий.

Майя одновременно окутывает человека сном неведенья и побуждает его очнуться от этого сна, ведь страдания имеют позитивный смысл, ибо они мотивируют к пробуждению, которое заключается в осознание того, что Атман (высшее Я человека, которое не есть его желания, чувства, мысли) есть Брахман. Познав это, человек познает всё и узрит, что цепь авидья-карма-сансара преходящи, и потому иллюзорны, и тогда он освободится от их пут, обретёт мокшу (освобождение). Осознав себя Богом, человек растворяется в нём, как капля воды в океане, хотя есть и иные толкования на сей счет, например, человек сохраняет свою личность и начинает вечно жить в особых мирах Брахмы.

Пути освобождения от сансары

Достигнуть осознания тождества Атамана и Брахмана нельзя при помощи одного лишь разума, для этого требуется помощь сердца. Необходимо очистить ум и огонь сердца осветит его, и придет осознание истины. Для этого в свою очередь необходимо следовать дхарме ( естественному закону), который поддерживает гармонию в мире. Для мирянина возможны следующие цели в жизни:

· кама, удовлетворения желаний, чувственные наслаждения;

· артха, материальное и социальное благополучие;

· дхарма, добродетель, выполнение своего нравственного долга;

· мокша, освобождение от сансары и обусловленности миром.

Эти цели должны быть взаимосвязаны, то есть нельзя ограничиваться только удовольствиями. Нравственность и стремление к Богу должны пронизывать дорогу к материальному благополучию и мирским наслаждениям.

Стать монахом – это избрать более быстрый, но трудный путь. Отшельничество от мирской суеты оставляет только последнюю целью.

Существует несколько основных путей для достижения единения с Богом:

· бхакти - марга, путь любви и служения Богу, чаще всего в образе Брахмы или Вишну;

· карма-марга, путь деяний, где человек совершает чистые действия без привязанности на результат;

· джняна-марга, путь знания, где человек посредством аскезы и медитации очищает и упражняет свой ум для осознания истины.

Но есть особый путь, где возможны частичные нарушения обыденных норм. Это путь тантры, олицетворением которого является бог Шива. Главными особенностями этого направления являются техники работы с тонким телом (чакрами), а также практикуются ритуалы с сексуальной составляющей. Все это направлено на высвобождение энергии кундалини, с помощью которой осуществляется духовная реализация.

-2

Социальное устройство в индуизме

Важным аспектом жизни для индуиста, по крайне мере в древности, были варны (касты). Рождение в той или иной касте было следствием кармы. Каждая каста обладала своими внутренними качествами и интересами, и люди должны были в этих рамках реализовать себя.

· Брахманы (духовная власть) по натуре созерцательны и интересуются знаниями.

· Кшатрии (светская власть, воины) люди чистого действия, для них более важен сам процесс, нежели результат.

· Вайшьи (торговцы, ростовщики, ремесленники, земледельцы) и шудры (рабочие, слуги), наоборот, направлены на результат своих действий.

Переход в иную касту невозможен, несмотря ни на какие героические подвиги, возможно лишь полное изгнание из каст, этих людей называют чандалы, что значит неприкосновенные, так как к ним запрещено прикасаться.

Сосуществует вторая эзотерическая иерархия, связанная в основном с путем Тантры, где стремление выйти за физические пределы каст компенсируется выходом за метафизические пределы. Здесь шудра может быть выше брахмана, поэтому Шива так популярен среди низших слоев общества.

Добро и зло

Добро и зло в индуизме относительны, майя тому яркий пример, как уже говорилось, она одновременно порабощает человека и побуждает его к освобождению, благодаря чему страдания человека оправдываются и имеют благое значение. Отсюда и кали-юга, эпоха тьмы, становится в каком-то смысле более сакральной, ибо из-за увеличения страданий, возрастает стремление к освобождению от космического рабства.

Наиболее ярко относительность добра и зла представлена в эпосе Махабхарата, где повествуется о войне между Пандавами (положительные герои) и Кауравами (отрицательные герои). Последние узурпировали царство первых, но в итоге были побеждены обманным, запрещенным приёмом, который подсказал Кришна, аватар Бога. Дурьодхана, старший из ста братьев Кауравов, перед смертью, устремив взгляд на Кришну, сказал: "О сын раба, у тебя нет стыда. Или ты забыл, что я сражен бесчестно, ударом, запрещенным правилами боя. Я знаю, Бхимасена сделал это по твоему совету; думаешь, я не видел, как Арджуна подал ему знак? Сколько наших витязей убили вы бесчестно, - и все это по твоим советам! Нет, не я, а вы достойны великой жалости! Я правил всей землею, попирая головы моих врагов. Кто более счастлив, чем я? Я честно встретил смерть в бою. Кто более счастлив, чем я? Я иду на небо вслед за своими братьями. Кто же более счастлив, чем я?"…Смерть приходит ко всем живым существам. Благо мне - какие беды ни одолевали бы меня, я никогда не бежал от смерти в битве! Меня сразили, обманув, коварные враги - благо мне! Благо мне - я вижу вас троих, избежавших гибели в бою! Не печальтесь же обо мне! Если истинно священное писание - я обрету вечное царство на небесах". Этот герой действительно оказался на небе вместе со своими врагами.

Божественный мир – это божественная игра (лила). Ярко эта игра выражается в следующей истории из Бхагават-гиты. Когда Арджуна не захотел идти в бой против предателей, ибо они в тоже время были его братьями, тогда Кришна сказал ему, что они уже мертвы и открыл ему в себе прошлое, настоящее и будущее, которое совершается одновременно. Арджуна сначала ужаснулся, но потом узрел в Кришне своё высшее Я, и уже без мучительных сомнений, которые были лишь покрывалом Майи и давали ему страдания, начал делать то, что уже сделал, ведь его враги уже были мертвы в Боге и представляли собой лишь форму, сострадать к которой бессмысленно и губительно, поэтому её необходимо уничтожить, и выполнить свой долг кшатрия (воина).

Но из этой относительности добра и зла не следует, что можно творить всякое зло. Добро и зло относительны на уровне Абсолюта/Бога, на относительном же уровне добро и зло абсолютны, то есть зло укрепляет невежество, в следствие чего происходят скверные поступки, которые ведут к скверным последствиям (если не в этой, так в будущей жизни). Поэтому нужно следовать добру, чтобы освободиться от зла сансары и уже на высшем уровне увидеть добро и зло как божественную игру.

Здесь больше интересного контента
https://t.me/daomiao

Индуизм
707 интересуются