В 2007 г. закрыто регулярное пассажирское движение по Литейному проспекту Северной столицы. Впрочем, в начале 2000-х трамвайная сеть города на Неве стремительно сокращалась. Об этом я уже писал в статье. Но здесь, на Литейном проспекте, рельсы демонтировать не стали, видимо в надежде снова запустить движение. Но спустя 16 лет, в 2023 году, регулярное движение остаётся закрытым. Иногда здесь проходит туристический трамвай.
С 19 по 25 июня 2023 г. в связи с проведением праздника "Алые паруса" был разведён Троицкий мост.
Из-за этого трамвайный маршрут № 3, который проходит мимо основных достопримечательностей Санкт-Петербурга, направили через соседний Литейный мост, по Литейному проспекту и Инженерной улице (через цирк на Фонтанке). На карте красным цветом отметил постоянную трассу, синим - временную. Задействованы только Инженерная улица и часть Литейного проспекта.
25 июня 2023 г. я лично проехал по данному маршруту. Как ни странно, даже на временной трассе, где обычно трамваи вообще не ходят, пассажиров было достаточно много. А у цирка людей зашло столько, что даже сидячих мест не было. Из этого можно сделать вывод, что линия нужна пассажирам. Стоит отметить, что иногда всё же трамвай № 3 пускают по такой трассе, когда на основной что-то перекрыто или закрыто на ремонт.
С 26 июня "тройка" вновь отправилась по своей трассе. Там она тоже нужна пассажирам. Кстати, трамвай № 3 - единственный, который ходит в центре и пересекает Невский пр. Трамвайные пути, которые были чуть ли не на каждой центральной улице, уничтожены в 2000-х.
Вопрос возвращения трамвайного движения по Литейному пр. и Инженерной ул. поднимался неоднократно. Но по состоянию на 2023 г. всё "глухо". Я не уверен, что в таком виде он будет служить хорошей альтернативой троллейбусам №№ 3 и 8 на Литейном пр., которые сейчас забиты. Из-за отсутствия выделенной полосы для трамваев, они также будут стоять в пробках. Но если всё же сделать "выделенку", трамваи поедут быстрее и пассажиры пересядут на него.
Что я предлагаю:
1. Сделать выделенную полосу для трамваев на Литейном пр.
2. Продлить трамвайный маршрут № 25 (ст. м. "Купчино" - ул. Марата) до ст. м. "Выборгская" через Литейный пр. с заездом при следовании на север к Финляндскому вокзалу (для увеличения пассажиропотока). В обратную сторону сделать заезд сделать невозможно из-за отсутствия трамвайной стрелки при повороте налево с Лесного пр. на Боткинскую ул.
3. Аналогично продлить маршрут № 61 (Суздальский пр. - ст. м. "Выборгская") до пл. Репина через Литейный мост и цирк на Фонтанке. По сути это часть трассы временно изменённой "тройки". При следовании на север также заезд к Финляндскому вокзалу.
4. Трамвай № 3 оставить на действующей трассе: через Троицкий мост.
На карте синим отмечен трамвай № 61, красным - № 25.
Таким образом, будет обеспечено трамвайное сообщение между северной и южной частями города, как это было в прошлом. Ввод этих маршрутов на Литейном пр. позволит также разгрузить троллейбусы №№ 3 и 8, а также сократить время в пути пассажиров.
Большое спасибо за прочтение статьи. Подписывайтесь на канал на Дзене, а также на Telegram-канал: https://t.me/TrainsRussia. Здесь много интересных фактов о транспорте России.