Для тех, кто идёт на СО (семейное образование), на АО (альтернативное образование), вообще для тех, кто уходит из обычной школы, знаком термин "расшколивание"?
Обычно его применяют к детям, но на самом деле, самое сложное при переходе на семейное или/и альтернативное образование - это расшколивание родителей.
Расшколивание - это процесс перехода с парадигмы принятой системы образования на другую. Это стресс и нужно подходить к этому процессу осознанно. Вообще смена парадигмы, не важно, "хорошая" она или "плохая", процесс сложный и травматичный. Это процесс пересматривания своих жизненных опор.
В нашей Семейной школе СРЕДА расшколивание родителей и других старших родственников ребёнка, начинается с того, что они узнают, что дети ходят на занятия 3-4 раза в неделю, что оценок нет, что самое страшное наказание для детей - это отстранение от занятий и много чего еще есть не привычного.
Родителям это сложно на первом этапе. Родителям нужна поддержка больше, чем детям, потому что для детей, как правило в радость уйти из школы на семейное обучение, а родители попадают в агрессивную среду и в зону неизвестности без каких либо гарантий.
В чем заключается агрессия среды:
Большинство людей просто отводят своих детей в школу по месту прописки. Какая-то часть ищет хорошую школу.
ШКОЛУ, понимаете? Школу, в которой каждый день уроки, много детей, домашние задания, и это Понятный путь и понятный результат: аттестат по окончании школы.
Кто-то заморачивается и старается дать ребёнку максимальное количество знаний. Но в целом, результат один для всех в Понятный срок. Когда семья переходит на семейное обучение, тем более, на анскулинг (от английского un — «не» + schooling — «школьное обучение») результат не столь очевиден, особенно по срокам.
К тому же сразу начинаются вопросы - страхи со стороны родственников, знакомых.
Вот список основных вопросов:
- как ребёнок социализируется, если не будет посещать школу?
- как он научится дисциплине?
- как он научится выживать? Ведь дом - это тепличная среда. А ещё есть отдел образования и выстраивание отношений с ними...
Стереотипы и программные установки общества связанные с оценкой и успехом. Так, например, до сих пор считается, что высшее образование - залог успеха в жизни. И ничего, что это высшее образование в области, которая не интересна человеку, ничего, что преподаватели не практики и даже не очень хорошие теоретики. Миф о том, что успех = высшее образование прочно в сознании людей.
Если твой ребёнок не поступил, что люди могут подумать, что ты плохой родитель. Оценка? Да.
Если твой ребёнок ещё не хочет писать, а ему "целых 7 лет, то неизвестно, что из него вырастет".
Наше общество зашлаковано оценочными суждениями и страхами. Все, что не укладывается в некий общепринятый стандарт подвергается осуждению.
"Мой ребёнок не устаёт на обучении!"
Мы так привыкли, что дитё должно быть несчастным и уставшим, умотанным при получении так называемых знаний, что когда видим счастливого ребёнка, то нам может казаться, что горящие глаза нашего ребёнка - это что-то странное, неправильное, что рождается страх, что процесс образования идёт как-то не правильно.
Меж тем, ОБРАЗование - процесс формирования образов, на которых потом будет строиться СУДЬБА нашего любимого ребёнка. И если эти образы тяжёлые, безрадостные, то и судьбу он будет строить такую же. Хотим ли мы этого действительно или все-таки желаем счастья и легкости нашим детям? Правильный процесс образования должен идти радостно, потому что это фундамент будущей радости человека от процесса получения знаний на всю жизнь.
"Мой ребёнок не сидит спокойно, как он усвоит знания?"
Мы привыкли, что для получения знаний учитель должен вещать, а ребёнок сидеть тихо и смирно. Но до 12-ти лет человек усваивает знания и навыки только в движении. Так устроен его мозг. И посадить ребёнка смирно - значит лишить интереса и совершать насилие над природой.
Понятно, раньше усаживали спокойно, потому что педагогика была заточена под исполнение чужой воли, но сейчас то, когда миру нужно много талантливых и свободных личностей, это зачем? Не иначе, как просто привычка и страх.
Процесс образования начинается только после запроса ученика. То есть только тогда, когда у него есть ВОПРОСЫ. Правильное образование - когда учитель умеет создать среду, в которой у ребёнка рождается любопытство и он задает много-много вопросов.
Почти все, кто выбрал альтернативную форму образования, первые года 2 волнуются: "вдруг что-то пойдёт не так и мой ребёнок останется без образования?"
Что может пойти не так? Что за страхи? А вдруг, все эти люди, которых большинство, окажутся правы и мой ребёнок вырастет не образованным...
Не понимаем мы, что такое образование. Вбито намертво, что это прежде всего знания по математике, русскому, знание дат по истории... А ведь не это образование. Это информация, которую надо еще уметь применять в жизни.
Вдруг, не отдав его в школу я его чего-то лишаю...
Чего? Ответа, как правило нет. Потому что там "слепая зона" страха, у которого нет логики.
Поэтому в основном расшколивание больше необходимо родителям. Мы помогаем им расшколиться и стать счастливыми людьми.
С детьми все гораздо проще: Если родители уверены, то и ребёнку комфортно. Если родители могут создать для ребёнка условия безопасности и любви, ребёнок чувствует себя защищенным и уверенным.
А что вы думаете о понятии “расшколивание”? Есть ли у вас какие-то сложности, страхи связанные с переходом вашего ребенка на семейное образование?