Читая очередную книгу по нашей истории я наткнулась на это изображение. Может быть раньше просто пролистнула страницу не задумываясь. Но сейчас почему-то запнулась. Остановилась.
Может быть привлекло то, что это один из самых старых русских монастырей, может зацепило то, что этот монастырь "баловали" своим вниманием и Иван IV, и Алексей Михайлович, может неприятно поразило, что монастырь не смог сопротивляться полякам в 1611 году... Не знаю. Но мне стала интересна его история.
Около ста километров разделяет Москву и посёлок Луговой в Дмитровском районе Московской области. Здесь на высоком берегу реки Яхрома в месте впадения в неё речушки Пешношки стоит Николо-Пешношский мужской монастырь.
Когда-то, в далёком 1361 году, его основал ученик преподобного Сергия Радонежского Мефодий. Инок Мефодий, искавший уединенного жития, поначалу поселился в келье за рекой Яхромой, за версту от нынешней монастырской ограды. Со временем святость жизни отшельника получила известность, и к нему стали стекаться люди, жаждущие монашеского подвига. Когда же братия решили построить церковь, сам преподобный Сергий подсказал своему ученику место для нее — то самое, на котором сегодня стоят монастырские храмы. Первая деревянная церковь здесь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, этому великому святому посвятили и новый монастырь. Брёвна носили через речушку, поскольку иначе до места стройки было не добраться - только пешком ( пеш). Ну а место, где этот переход существовал прозвали ПЕШНОШЕМ. Отсюда и название речушки, а в дальнейшем и монастыря.
К сожалению, история не оставила нам данных о том, кто были родители преподобного Мефодия, где он родился. Главное - что он пришёл к Сергию Радонежскому одним из первых, разделив с ним начальные трудности образования обители своего учителя. Мефодий в древнем списке учеников святого Сергия Радонежского значится шестнадцатым: между преподобным Саввой Звенигородским и преподобным Романом Киржачским.
Архитектурный ансамбль монастыря складывался в течение нескольких столетий. Сегодня, подходя к старинным храмам, белеющим далеко в полях, и видя возрождение обители, будто слышится из XIV века, как подвозят на лошадках камни для фундамента храма, как трудники в полинялых подрясниках копают глубокий ров за монастырской стеной.
Первые постройки, которые были деревянными, конечно же не сохранились. Первая каменная церковь - Никольская церковь - может быть отнесена к концу 14 века. Сегодня она восстановлена, но, конечно, до первоначального облика храму явно очень далеко...
О самом первом благотворителе Николо-Пешношского монастыря записано с устного предания в монастырской хронике иеромонахом Иеронимом. Предание гласит, что якобы Великому князю Московскому Дмитрию Ивановичу сообщили, что на его землях поселился некий инок. Князь вознегодовал на него за то, что тот посмел без его ведома селиться на княжеских землях. Но на все послания княжеских слуг и увещевания сойти с хозяйской земли чернец отвечал отказом. Тогда князь Дмитрий решился сам идти прогнать инока, но на лесной дороге три его лошади упали замертво. Придя пешим к келье монаха, он был поражен нищетой, в которой жил подвижник. Князь повинился и стал сам просить молитвенника остаться жить на его земле. Хорошая сказка? Может быть. Но без разрешения "землевладельца" вряд ли состоялось строительство монастыря.
История монастыря поистине богата на различные события. Ну, например, известно, что обитель несколько раз посещал преподобный Сергий Радонежский. Одно из его посещений даже было записано в хронику монастыря: в 1382 году, когда войска хана Тохтамыша захватили Переславль-Залесский и Москву, а преподобный Сергий с несколькими иноками своей обители «бежа в Тверь» под защиту тверского князя Михаила Александровича, некоторое время они провели в Пешношской обители.
Ну а дальше - полтора века относительного спокойствия и обычной монастырской жизни. До времени Ивана IV. Царь Иван Васильевич в 1553 году, проезжая в Кирилло-Белозёрский монастырь, посетил монастырь Пешеношский, где на покое с 1542 года проживал бывший епископ Коломенский Вассиан, когда-то освящавший храм Вознесения в Коломенском, построенный в честь рождения государя.
По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» — на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.
Кстати, Иван Васильевич был в Николо-Пешношском монастыре дважды. В первый раз в 1547 году, немного не угадав с дорогой, он оказался рядом с деревянной церковью Рождества Пресвятой Богородицы в Медвежьей Пустыни. Это было первое место поселения преподобного Мефодия, когда он решился основать новый монастырь, находившееся в нескольких километрах от Пешношского монастыря. На вклад сделанный в монастырь была построена каменная церковь Рождества, и Пустынь приобрела статус сначала подворья Никольского монастыря, а потом сама стала монастырём ( сегодня так и не возрождённым, но в 2009 году снова ставшая подворьем Пешношского Никольского монастыря). Преподобный Мефодий Пешношский же в 1549 году был канонизирован.
Ну а дальше - разорение 1611 года. Обитель была занята поляками.
Николо-Пешношскому монастырю повезло меньше, чем Троице-Сергиевой лавре. Монахи не смогли сопротивляться захватчикам. За оказанное сопротивление все насельники монастыря были казнены, а монастырь разорён. Имена погибших монахов были забыты, но при перестройке Никольского собора в 1805–1806 годах обнаружились камни с высеченными именами защитников обители, и теперь мы о них знаем. Хроника монастыря говорит о том, что святые мощи преподобного Мефодия перед угрозой нападения врагов и возможной их утраты были спрятаны в землю, на том самом месте в дубовой роще, где когда-то он соорудил для себя первую келью.
Ещё один взлёт в своей истории монастырь пережил во второй половине 18 века. После его упразднения дмитровские купцы Иван Сычёв и Иван Толчёнов два года добивались отмены этого решения. И монастырь возобновили в 1766 году. При архимандрите Макарии обитель достигла такого процветания, что московский митрополит Платон даже называл её «второй Лаврой».
В 1812 году французов здесь не было. Но это не помешало монастырским насельникам поучаствовать посильно в Отечественной войне - при монастыре недолгое время находился странноприимный дом, который чуть позже закроется за ненадобностью.
Революция 1917 года принесла в Дмитровский край разорение и горе. Николо-Пешношский монастырь, как и другие монастыри, был разорён и закрыт. Большинство ценностей монастыря просто продали. Исчез и чудотворный образ Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» , принесённый сюда в 1742 году и прославившийся многими чудесами.
Сегодня в восстановленном монастыре есть список иконы. Старая икона утеряна безвозвратно...
Ещё одна святыня монастыря - икона святого Иоанна Предтечи письма иконописца Андрея Рублёва - всё ещё находится в музее Андрея Рублёва в Москве. В Пешноше только новый список и этой иконы... Был уничтожен в 1928 году некрополь монастыря. То, что не разрушила новая власть, разрушили немцы в 1941 году, когда монастырь тщательным образом обстреливали из пушек.
Здесь после войны были и склады, и непонятные учреждения, и больница для душевнобольных...Решение о передаче монастыря Русской Православной церкви было принято в 2007 году.
Сейчас монастырь восстановлен. В 2014 году состоялись торжества, посвященные дню памяти его основателя, преподобного Мефодия Пешношского. Монастырь снова открыт для верующих и туристов, снова выполняет все свои функции.
Казалось бы всё хорошо...
Но есть одно НО, на котором "спотыкаются" все паломники, сюда приезжающие. Всё очень чисто, красиво и ... немного показушно. Монастырь где-то растерял своё очарование. И всё же он восстановлен и прекрасен.
Здесь очень красиво. Место действительно старое и намоленное, ухоженная, вся в цветах, территория. Это ли не повод сюда приехать?
Сейчас монастырь прекрасно виден с Большой бетонки, он открыт для посещения туристами и паломниками, никаких душевнобольных, никакой разрухи. Важно ходят в вольерах павлины, в монастырских прудах отлично себя чувствуют лебеди. Хочется верить, что сюда наконец дошёл тот самый покой, к которому когда-то стремился, основывая обитель, преподобный Мефодий, шестнадцатый ученик святителя Сергия Радонежского.