Один из случаев, связанных с требованиями к участникам закупки, был рассмотрен судом и привел к интересному выводу. В данном случае, объектом закупки были услуги по уборке помещений и территорий, и в требованиях к участникам было указано, что участник должен иметь данный вид деятельности в качестве основного. Однако суд и контролирующий орган обнаружили ограничение конкуренции и необоснованность этого требования.
Суд и контролирующий орган выявили следующие недостатки в требованиях:
Не было объяснено, как основной вид деятельности по уборке помещений влияет на качество работ по контракту.
Не была обоснована причина ограничения участников, которые также занимаются указанной деятельностью дополнительно.
Оценка опыта участников проводилась с целью определить наиболее опытного исполнителя, но это не означает, что участник не может заниматься иной деятельностью, помимо основного кода ОКВЭД.
Рынок услуг по уборке был конкурентным, и на закупку могли претендовать не менее пяти организаций, которые указывали услуги по уборке как дополнительный вид деятельности.
Это постановление суда стало важным прецедентом и показало необоснованность требования к основному виду деятельности участника закупки. Отныне организации могут более гибко участвовать в закупках, не ограничиваясь только основной деятельностью. Постановление 2-го ААС от 23.05.2023 по делу N А82-18114/2022 является важным руководством для всех участников государственных закупок.