Найти в Дзене
Алена Ренгач

Севастопольский дневник. Финал: “Оставь надежду”

Все хорошее или плохое когда-нибудь заканчивается. Четыре года назад началась история моего знакомства с Филиалом МГУ им. М.В. Ломоносова в Севастополе, а сегодня я уже прощаюсь с ним навсегда. В первых частях “Севастопольского дневника” все было радужно и позитивно, Севастопольский филиал МГУ выглядел там достойным “младшим братом” большого МГУ. Здесь пора рассказать и о подводных камнях, скрывавшихся за яркими рекламными слоганами и напускной добродетелью. Что такое учеба в Крыму? Знаете каково это, когда вам завидуют и соболезнуют одновременно по одному поводу? Я знаю. Все вокруг завидовали, что я учусь в самом живописном месте. Каждую неделю я могла выкладывать новые фотографии с гор или с моря, я получала диплом ведущего университета России - МГУ, но при этом отовсюду сыпались соболезнования из-за того, что я была всегда далеко от дома, была ограничена в выборе профиля (здесь нет деления на кафедры) и все время выслушивала миллиарды надуманных запретов и правил относительно учебы.
Севастопольский Сайлент-Хилл. Дорога к университету. 2022 г, декабрь.
Севастопольский Сайлент-Хилл. Дорога к университету. 2022 г, декабрь.

Все хорошее или плохое когда-нибудь заканчивается. Четыре года назад началась история моего знакомства с Филиалом МГУ им. М.В. Ломоносова в Севастополе, а сегодня я уже прощаюсь с ним навсегда. В первых частях “Севастопольского дневника” все было радужно и позитивно, Севастопольский филиал МГУ выглядел там достойным “младшим братом” большого МГУ. Здесь пора рассказать и о подводных камнях, скрывавшихся за яркими рекламными слоганами и напускной добродетелью.

Что такое учеба в Крыму?

Знаете каково это, когда вам завидуют и соболезнуют одновременно по одному поводу? Я знаю. Все вокруг завидовали, что я учусь в самом живописном месте. Каждую неделю я могла выкладывать новые фотографии с гор или с моря, я получала диплом ведущего университета России - МГУ, но при этом отовсюду сыпались соболезнования из-за того, что я была всегда далеко от дома, была ограничена в выборе профиля (здесь нет деления на кафедры) и все время выслушивала миллиарды надуманных запретов и правил относительно учебы.

Нам довелось учиться в не самое спокойное время и в не самом спокойном (в политическом плане) регионе. Пандемия COVID-19, вечные санкции, СВО - все это отражалось и на нашей учебе. Мы быстро привыкли к дистанционному обучению. Для материковых студентов (всех, кто не из Крыма) это было отличной возможностью быть рядом с близкими, жить в привычных условиях, практиковаться и учиться одновременно.

Из-за ковида были отменены командировки в Севастополь преподавателей из Москвы, хотя их мы всегда очень ждали именно очно. До сих пор занятия с ними проходят только в дистанционном режиме. И это, на самом деле, не дало хорошего эффекта. Расслабились как мы, студенты, так и преподаватели. По всем “дистанционным” предметам мы легко получали автоматы, потому что никто не хотел проводить экзамен. С одной стороны грех жаловаться, нам же проще, но при подготовке к государственному экзамену начинаешь ощущать, как не хватало именно живого взаимодействия, думаешь почему нас не заставили хоть немного готовить билеты. Только оглядываясь назад понимаешь, что обычные сессионные экзамены облегчают тебе сдачу самого важного экзамена этих четырех лет.

Вид из общежития филиала. Апрель 2023.
Вид из общежития филиала. Апрель 2023.

Год назад мы начали сталкиваться с атаками беспилотников. Сначала это заставляло всех нервничать, мы просыпались от звуков взрывов, периодически отменяли занятия в вузе, мы бегали в укрытия. Но и к этому очень быстро привыкли. Как сказал бы Финник из “Голодных игр”: “Для меня эти звуки просто музыка”. Уже не обращаешь на это внимания, как и на ежедневные сводки по заболевшим в период пандемии.

На дистанционных парах пытаемся согреться виртуальными лучиками тепла. Ноябрь 2021.
На дистанционных парах пытаемся согреться виртуальными лучиками тепла. Ноябрь 2021.

Сложность учебы в филиале заключается в том, что не угадаешь, кого университет будет слушать в какой-то ситуации: Москву или Севастополь. То мы являемся маленькой Москвой и подчиняемся их правилам, то внезапно становится неважно, что происходит в столичном вузе, мы действуем по-своему. И от этих перебежек сложно понять, когда закончится дистант, почему вдруг у нас другие правила для проживания в общежитии, почему вообще это не похоже на МГУ.

Хочешь работать - отчисляйся!

С первого курса нам твердили, что успех журналиста заключается в постоянной практике, в работе буквально с первых дней обучения. На парах часто говорили, что мы еще зеленые, профессии не вкусившие, почему же мы сидим на месте. Обещали нам интересные практики, после которых получим самый лучший профессиональный опыт.

Но как все сложилось на деле? Места для практик мы искали сами, договаривались со всеми сами. Но это ладно. Кто хочет - тот всегда найдет. Сложность была лишь официально оформить практику для вуза. Любой студент знает, что если хочешь в хорошее место попасть, то надо очень сильно заранее договариваться обо всем и подписывать документы. И вот компания уже ждет тебя, уже готовы все подписать и прислать. А в вузе документа нужного и нет. “Мы пришлем, когда придет время”. И это время приходит за неделю до сдачи всех документов. Вы в Севастополе. Редакция в Москве. Вузу нужны только оригиналы документа. Даже с идеальной почтовой службой на отправку и подпись уйдет минимум 2 недели. Умоляешь редакцию прислать скан-копии, а в вузе не хотят их принимать и грозятся не допустить к практике. И так каждый год.

После практики ты показал себя отличным молодым специалистом, тебя пригласили поработать. Я считаю, что от таких возможностей в нашей профессии нельзя отказываться. Приходим на кафедру, очень вежливо и ласково просим пойти навстречу, предложить какой-то вариант, при котором можно без проблем совмещать учебу и работу, а тебя не так вежливо и ласково отправляют куда подальше.

Немного конкретного опыта. Однажды я участвовала в конкурсе и попала в резерв медиапедагогов. Меня пригласили поработать в МДЦ “Артек” буквально на одну смену - 25 дней. Поскольку работа предполагает постоянное проживание в лагере на этот период, я решила все сделать официально. Сдала досрочно зачеты, которые выпадали на даты отъезда, договорилась с преподавателями, наша куратор обещала поддержать меня и помочь в решении проблемы. Я пошла договариваться с нашим руководителем образовательной программы. После очень недолгого разговора, мне сказали:
“Хочешь работать - отчисляйся и иди в другой вуз. Студенты не должны работать”.

Очень странное ощущение возникает: то тебе говорят, что студент журфака должен работать с первого курса, то запрещают поехать немного поработать по профилю. Биполярка в действии. После этого мы поняли, что если что-то хочешь сделать для своего блага, то делать надо тихо, не привлекая ничье внимание из руководства. И ради будущего карьеры держись подальше от вуза.

Очень странные дела

Иногородним студентам приходится тяжело из-за постоянной неизвестности. Хочешь на каникулы домой и не знаешь, на какое число брать билет? Так и не узнаешь. Расписание сессии могут сказать за неделю до ее начала, поэтому билеты домой в лучшем случае будут стоить, как билет в ОАЭ. В худшем билетов просто не будет. Даже дату выпускного мы узнали лишь за две недели. И это было неточно.

В филиале я почувствовала, что МГУ все-таки похож на Хогвартс. Должность методиста кафедры (человека, который отвечает за документы студентов), как и должность преподавателя Защиты от темных искусств в Хогвартсе, проклята. За наши 4 года учебы не было методиста, который продержался бы больше года. Из-за этого тоже была путаница в заявлениях, зачетные книжки мы увидели только на последней сессии 4 курса, когда выяснилось, что они почти полностью пустые и их надо срочно заполнить. У меня вообще потеряли документы по практике, которые необходимо было вставить в портфолио для гос.экзамена.

Самый счастливый день - это последний день в университете.
Самый счастливый день - это последний день в университете.

Кафедра, которая готовит профессиональных информаторов, не может вовремя проинформировать своих студентов. Журналисты зачастую обо всем, что происходит в вузе, узнавали самыми последними.

Перспективы после филиала МГУ

Откровенно говоря, я не почувствовала, что училась именно в МГУ. Любой другой вуз Севастополя, который даже рядом с МГУ не стоял, почему-то выглядит более престижным и активным. В местных новостях постоянно говорят о студентах СевГУ, филиала ГМУ им. Ушакова и филиала РЭУ им. Плеханова, потому что эти вузы принимают у себя большие молодежные образовательные проекты, содействуют внеучебной деятельности студентов. А про филиал МГУ даже многие коренные жители ни разу не слышали. А это ведь первый филиал ведущего вуза России!

Но несмотря на огромное количество проблем, с которыми мы столкнулись во время обучения (о некоторых все-таки рука не поднимется написать), филиал многое дал мне. Это и необычные знакомства, которые не случились бы в Москве, необычные практики, с которыми помогли хорошие люди в филиале, огромное количество горных походов и возможность без задержек и долгих ожиданий пробовать себя в трэвел-журналистике - все рядом, только руку протяни.

С тур-клубом филиала поднялись на высшую точку Крыма - Роман-Кош, 1545 м н.у.м.
С тур-клубом филиала поднялись на высшую точку Крыма - Роман-Кош, 1545 м н.у.м.

Счастлива, что эта история наконец-то закончилась, и уже немного скучаю. Да, Филиал не идеален. Но кто или что идеально? 🙂

Другие материалы по теме:

Севастопольский дневник. Часть 1: http://www.story-news.ru/education/sevastopol/

Севастопольский дневник. Часть 2:
http://www.story-news.ru/сulture/севастопольский-дневник-часть-2-its-party-time/

Севастопольский дневник. Часть 3: http://www.story-news.ru/stories/sevas/

Алена РЕНГАЧ