Знаете, что является самым стрессовым фактором во время сдачи экзамена? Почему это страшно несправедливо - после обучения в школе пропускать детишек через бестолковый ОГЭ и чуть менее издевательский ЕГЭ? Всё дело в том, что суть испытания даже не в чужой локации или множестве вопросов с "плавающим" ответом. Главное, дети, которые всю жизнь прожили в обнимку с гаджетом, вдруг его на время экзамена лишаются. И тут нередко выясняется, что без него они никто. Ничего не знают. Не умеют. И не понимают. Я преувеличиваю? А давайте подумаем, как проходит виртуальное соперничество гаджета и системы образования.
Против школы - 1:0.
Однажды мне довелось побывать по делам в двух школах, что стоят друг напротив друга через дорогу. Одна - частная. А другая - как иногда говорят в рекламе про стиральный порошок - обычная. Не думайте, что одна дворец из мрамора, а другая - халупа. Внешне отличий нет. Просто школы. Обе охраняются. Турникет, Охрана. Ну да, в частной школе дети одеты единообразно - форма, эмблемы. А так, дети как дети, прошли мимо, ни хвостов, ни крылышек. Спросил у родителя у входа: а какие предметы здесь изучают? Те же. Учебники, программы, квалификация учителей - все то же. Может, профессора преподают? Нет учителя обычные. Может, в столовую из ресторана завтраки подвозят? Нет. Но ведь чем-то отличается? Да нет, почти ничем, в классах разве что детей не по 30 а по 10-15. Ну по мне чисто для игр и общения может и не велик бонус, а в футбол играть так и убыток. Хотя, наверное, учителю легче. И все готовят к ОГЭ и ЕГЭ. Как везде.
Но есть оказывается одно небольшое отличие – в частной школе дети гаджеты оставляют в своих ящичках при входе. И забирают, уходя. Вот такое отличие. Самое важное. И за это платят деньги. Небольшие в сравнении с другими частными. 250 тысяч в год. Да, это не Хогвардс! Но обычная школа гаджету проиграла.
2. Гаджет или перемена - 2:0.
Представьте себе коридор обычной школы в перемену. Почти все дети уткнулись в смартфоны. Что же там такое? В основном игры. Реже – социальные сети и видосики. Тик-ток. Листание страниц. Лайканье. Никто не бежит по коридору, и даже никто не поднимет головы. Стоят, прислонившись к стене. Сидят на полу. Устроились на диванчике в фойе. И все играют. Взрослые – видимо дежурные по школе - тоже перебирают что-то в экранах. Некоторые что-то смотрят и набирают на ходу, обходя детей. Если у гаджетов есть рай, то он здесь. Цифровые дети, мечта министра просвещения. Друг с другом не общаются. Головы не поднимают. Все в виртуальном пространстве. Возможно, кто-то готовится к уроку. Тоже через смартфон. В тот день, когда отключат интернет, они поднимут глаза и увидят, что они в школе. О которой на перемене старались забыть.
3. Гаджет или урок - 3:0.
Спросил у собеседника: на уроках у них забирают? - Редко, жалко тратить силы и время, чтобы на каждом уроке собрать, потом выдать. - Но они же играют и на уроках? - Играют постоянно, после замечания делают вид, что убрали. Отвернёшься, снова достают. Тут либо урок вести, либо ходить, как цербер, по рядам. - Но ведь это вредно! - Да они привычные, - ответил учитель и пошёл на урок.
Да, дети 21-ого века привычны к экранам. С двух лет, а то и раньше родители дают играть, чтобы заниматься своими делами. Но на уроке согласно Санпин запретили. А чем этот запрет поддерживается? Ну что будет, если дети не подчиняются?
Значит, если не забирать совсем, как в частной, учителям всё равно с каждым упираться и воевать приходится. А ведь это ещё не всё, чем радуют на уроке. Снимают без разрешения. Записывают объяснения учителя, выкладывают в сеть. Там тоже ведут свои незримые нам виртуальные войны. Если учитель спрашивает, набирают в поисковике вопрос и успевают прочитать ответ и озвучить. Там же ответы на любую задачу. Без каких-либо жёстких ограничений на более высоком уровне урок проигрывает гаджету.
4. Против здоровья - 4:0.
Гиподинамия. Сколиоз. Потеря зрения. Головные боли. Перепады настроения. И так далее.
По оценкам специалистов, 40-60% нынешних школьников неспособны к обучению. Причем не оттого, что ленятся или не могут себя заставить, а потому, что действительно больны. "Мученическая тетрадь"
Вспомнил проход по обычной школе. Половина детей сутулые, бледные, многие в очках. Походка неровная. Вялые. А вы попробуйте целыми днями играть, не замечая ничего вокруг! Глаза сумасшедшие. Это как лёгкий наркотик – они не могут оторваться. И взрослые ничего не могут сделать. Или не хотят.
Я вспомнил румяных загорелых своих сверстников, которые целыми днями были на улице и домой приходили, чтобы перекусить. И то не всегда к себе, потому что запросто могли поесть у друзей. Но у нас не было гаджетов. Дома бывали редко. В основном всё свободное время от уроков гуляли. Зато мы читали книги. Играли в футбол до усталости. И жили. Были намного более здоровыми. В наши "несчастные" советские времена.
5. Против человечества - 5:0.
Человечество прошло долгий этап развития. Миллион лет как минимум, хотя есть и другие оценки. Пещерное существование. Охота. Собирательство. Постоянная борьба с дикими зверями за жизнь. Охотники редко доживали до 20 лет. Часто погибали. Каждый выход на охоту из пещеры - это стресс и страх. И вот если охотник возвращается живым в пещеру с добычей, отдаёт мясо. Женщина готовит, а он сидит и смотрит на огонь. Созерцание пламени помогает забыть об ужасах охоты. Ведь завтра или скоро придётся опять рисковать жизнью. Огонёк стирает воспоминания. Снимает негатив. Запомним это!
Этот механизм нарабатывался долгие тысячи лет. Пещерки стали современней, а стирание памяти огоньком осталось. А что делает современный мужчина после работы. Включает футбол. И смотрит на экран. Вы что думаете, он болеет за команду? Порой он включает вообще чужой футбол, где бегают те, кто ему абсолютно до лампочки. Но он смотрит на экран и отключается. Релакс. Забывает что начальник орал, поставщики накололи, что он попал под раздачу, что ему не заплатили за подвиги. И он хочет всё это забыть. Вот и человечество усиленно забывает.
6. Против родителей - 6:0.
Учителя и родители -это главные мучители детей. Ведь именно эти две категории постоянно достают. Требуют трудиться и готовиться к ОГЭ. Нацеливают на взрослую жизнь, а значит, чтобы вырасти и стать такими же занудами. И если с учителями можно расстаться, родители - приговор. Это негатив. А позитивом является гаджет с красивыми картинками. Ведь он не заставляет делать уроки. Он помогает забыть всё, чему учили в школе. И кстати, добрый электронный друг помогает добыть оценки. Ведь дети не видят, чтобы родителям нужны были знания. Главный вопрос не "что ты познал нового сегодня?" А вопрос почти во всех семьях: "какую оценку ты получил?" Готовые домашние задания. Списывание и рассылки ответов. Всё здесь. При этом гаджет является носителем тех информационных потоков, где нет места взрослым. Это и чаты, и тик-ток, и совершенно безумные мультики, сексуальные игры, буллинг и прочие извращения под грифом "смотреть до конца, жесть!" А так же фантазия о том, что если они снимут какое-то безумие, то за это получат много лайков и даже заработают денег. Правы ли дети в том, что взрослым до них нет дела? Очень часто правы. Тогда гаджет побеждает всех этих злобных карликов, мешающих юным жить счастливо. А что такое счастье в таком возрасте? Чтобы тебя не доставали и дали играть столько, сколько хочется.
Но и сами родители виноваты в ситуации. Молодая мама пишет: "да, я даю ребёнку телефон с двух лет. А что я могу поделать! Например, мне надо постирать, я одна с ним дома, вот и даю ему гаджет." Вы никогда не задумывались, а как раньше детей воспитывали, если не было телефонов? В указанной ситуации брали на руки, таскали с собой, одной рукой держали, другой что-то делали. Или сажали рядом с маленьким тазиком и давали тоже "фронт работы". Чтобы помогал. Стирал. И при этом разговаривали с ребёнком. Именно так и воспитывали человека и гражданина. Не приставку к устройству. Разумного члена общества.
7. Против памяти и знаний - 7:0.
А теперь представьте школьника. Только что у него был урок немецкого. Заучивали слова. Читали текст. Лексика ещё не выветрилась, и прозвучал звонок. Психологи утверждают, что наша память инерционна. То есть после события ещё происходит процесс доводки. В этом и состояло школьное обучение раньше. Урок кончился, запускается программа паузы и отдыха. Туалет, столовая, прогулка, разговор, возня. А те отделы мозга, что отвечают за долговременную память, продолжают обрабатывать информацию с урока. Пока школьник не достанет гаджет. Ведь информация с экрана грузится туда же, на те же ячейки оперативной памяти и не даёт отложиться изученному. Вытеснение и стирание информации. Ребёнок смотрит на экран. И обнуляет ячейки памяти. Стирает знания. Ведь для него стараниями всей системы наступает момент, что любая информация, которую пичкают, это и есть негатив. Насилие. То, из-за чего дома вчера всыпали. Гораздо легче достать смартфон, пролистывать картинки, играть, переписываться и полностью отключить запоминание. Конечно, это очень примитивная схема, возможны вариации, наложение фона эмоций и так далее. Но если огрублено, 10 минут на перемене в гаджете уничтожат 90 процентов всего полезного материала с урока. А если ещё и на уроке балуется втихаря – 100 процентов утраты полезного учебного материала обеспечено. Мы впустую отправляем ребёнка в школу. Гаджет поможет ему абсолютно ничего не запомнить и не выучить.
И вот что у нас получается. Дети не умеют читать и запоминать прочитанное. Пересказывать только что прочтённое. Они не умеют логически связывать события и ставить причинно следственную связь. Они не умеют думать. Рефераты пишут из "Википедии". Дома всё списывают с помощью сайта ГДЗ "Готовые домашние задания". А электронные тестовые задачи - тупо набирают вопрос и получают ответ в поисковике. Гаджет рулит. Дебилизация продолжается.
8. Против учителя - 8:0.
Прежде чем размышлять над темой, посмотрел отзывы в сети. И вот обнаружил такой характерный всплеск: «Если дети выбирают гаджеты, грош цена такому учителю!» Так и хочется с интонацией Евгения Леонова из фильма «Афоня» сказать: «Товарищ! Вы не правы. Учитель никогда не сможет конкурировать с киноиндустрией, игровой средой, социальными сетями и всем интернетом. Как бы он не плясал, всё равно найдётся какой-нибудь контент, который для ищущего развлечений ребёнка будет интереснее».
Но ведь, по идее, ученик вроде бы пришёл учиться, то есть сознательно осваивать знания. Хорошо, если это возможно превратить в игру. Но всё таки труд, он и состоит в том, что приходится отрабатывать элементы, запоминать, повторять и учить наизусть определения. И учитель может помочь пройти этот путь, но он не сможет всех тащить на своём горбу, если дети всеми силами упираются, чтобы ничего не знать. А когда у них в руках гаджеты, так и происходит. Учитель проигрывает в любом случае. А общество?
ЭПИЛОГ:
Наши дети впали в зависимость, и с этим никто не борется. Даже запрещая электронные средства на уроке, говорят о чём угодно, о здоровье, состоянии глаз и так далее. Но никто не скажет правду о том, как гаджет отупляет. Как из детей, способных о чем-то размышлять, вырастает нечто с нарушенным интеллектом. А может, современным "плохишам" и нужно такое население, пропущенное через подобную опустошающую мозги и душу учёбу? Вам понятно, за что некоторые родители платят деньги в частной школе? Вовсе не за костюмчики с эмблемой и небольшие классы. А за право сохранять мозг, иметь знания и быть элитой, руководящей теми, кто учится в обычных школах и целыми днями играет, тыкая на клавиши телефона. Теми, кого стёрли с помощью гаджетов.
Спасибо за внимание! Ваши комментарии помогают ещё о чём-то подумать.
Альберт Кузицын
PS. Посмотрел заседание правительства. Потом пленарное Думы. Потом ещё депутатов... Гаджеты... они повсюду... ааааааа!
Другие дзен-публикации:
Когда дадим животным реальные права?
Каким должен быть флаг России?
22 июня 1941 года: что бы мы сказали Сталину?
Зачем вы, девушки, так шпильки любите?
ЛГБТизм как высшая стадия империализма.
Пять принципов архитектуры будущего.
Зачем нужна цензура?
"Разговоры о важном": это про счастье?
ТГ "Заметки на полях современности"
#ПисательКузицын #информатизация #гаджетыВшколе #психология #память #образование #дети #ОГЭ #ЕГЭ