— Привет! Многим нашим подписчикам было бы интересно узнать о кураисте, которой играет в военном оркестре башкирскую музыку на широкую публику. Расскажи, пожалуйста, о себе, о жизни в оркестре.
— Сам я из Бурзянского района Башкортостана, село Новомунасипово.
— Откуда у тебя возник интерес к кураю, когда познакомился с этим инструментом?
- Сосед был кураист, который на улице постоянно сидел, играл на скамеечке у себя возле дома. А я был маленький, всякий раз когда отправлялся в школу в первом классе, заслушивался его игрой, тогда и полюбил звуки курая. Но учиться играть начал позже - в 4 классе. У нас в общеобразовательной школе открыли кружок кураистов. Преподаватель был Анис Искужин . Сначала долго не получалось, долго не получался первый звук, сколько кураев сломал! Позже оказалось, что у меня была неправильная постановка. Занимался не регулярно, но научился играть мелодии. Большое впечатление оставил один из альбомов кураиста Азата Бикчурина. Тогда это была кассета с записями, которую мне подарил мой дед. По ней я осваивал башкирские мелодии. Правда, я тогда еще не понимал, что играл на курае с другим строем, поэтому было очень тяжело!
— Ты молодец, что не сдался в тот момент! Ведь начало пути освоения этого инструмента очень непростое! Тем более пытаться играть под аудиозапись на курае с другой тональностью — вдвойне сложно!
— Затем увлекся баяном, гармошкой… Приблизительно в 6-7 классе вновь открылся кружок кураистов, но с другим преподавателем - Радифом Валиевым, наверное, он был самородок. Учились играть по цифровкам. А в 9 классе встал передо мной вопрос — куда поступать, хотелось пойти учиться в Сибайский колледж искусств на баян. Но на баян меня не взяли, взяли на курай. Там преподавателем моим стал Равиль Хасанов на первом курсе, а на втором курсе — Шамиль Кусямишев.
— Скажи, наверное, трудно было в колледже искусств без детской музыкальной школьной подготовки? Или была какая-то адаптированная программа для начинающих? Были ли какие- то трудности в обучении?
- Ну, как трудно…. Самое тяжелое для меня было незнание русского языка! Я начал хорошо разговаривать на русском языке только в армии! Ведь я учился в башкирской школе, везде, дома и в школе разговаривали только на башкирском!
— Значит ты самый настоящий «иң таҙа башҡорт егете» !
- Да! (смеется). В колледже в Сибае я тоже упорно разговаривал только на башкирском, на улице, в магазинах, на остановках. Подойду, скажу что надо мне и всё! Сказал, купил что тебе надо и ушел! (смеется)
На первом курсе в первые 2-3 месяца мучился и менял постановку языка с новым педагогом. Язык не слушается, слюни текут… Долго мучился… А когда через 3 месяца играл одно произведение, там в конце нота ля 2 октавы была, я ее вдруг легко достал, ну, и тогда на душе сразу стало так легко — «Оказывается, я так могу!», -радостно подумал.
После окончания колледжа пытался поступить в Уфимскую академию искусств, но не получилось, не взяли. Но желание там учится не пропало. За лето пробовал работать в разных местах, а осенью пошел в армию, в оркестр в Оренбургскую область. Затем остался там работать по контракту.
— Военный духовой оркестр, шагающие в такт бравые музыканты под торжественную музыку на параде... Это всегда красиво и завораживает. И многие обыватели думают, что, наверное, это очень трудно — шагать и играть! Это правда так?
- Да, этому действительно сложновато учиться вначале, особенно когда не знаешь текста - впереди тебя идут, позади тебя идут тоже… Но потом становится легко: правой — слабая доля, левой — сильная доля.
Первым инструментом в оркестре у меня была туба S, через 7 месяцев перешел на баритон. На баритоне играл тоже несколько месяцев. А потом уже постоянным моим инструментом была труба с 2011 по 2021 года , первая партия первого корнета (ведущий голос в духовом оркестре). С прошлого года играю на эуфониуме, партию первого тенора.
— Про курай в оркестре. Далеко не все духовые музыканты знают и видели вживую курай. На курае нет свисткового механизма, мундштука; все звуки живые, происходят из самого организма, из самого нутра, или даже, души играющего… Вот, любопытно, какова была реакция твоих коллег, других музыкантов оркестра, дирижера, когда они увидели у тебя такой редкий инструмент как курай?
- Конечно было удивление у них! «О, палка, палка! Ни фига себе! А внутри там что -то есть? А как ты играешь?» Еще больше недоумевали, когда слышали, что можно играть на курае и русские народные мелодии! Часто звукорежиссеры спрашивают куда микрофон ставить и удивляются откуда звук идет.
- Расскажи, пожалуйста, как вы разучивали с оркестром мелодию Нура Даутова «Курай», которая звучит в видеоролике.
— Это произведение предложил наш дирижер. Нужна была национальная мелодия в репертуар. Учили мы это произведение один месяц. В процессе разучивания я, конечно, советовал некоторые тонкости и особенности исполнения. Но для того чтобы играть башкирскую музыку нужно много ее слушать. Светским музыкантам не сразу это дается — играть в башкирском народном стиле, колорите. Но, вроде у нас получилось. В Самаре мы исполнили это произведение впервые.
А вообще, периодически к нам приезжает главный дирижер центрального военного округа из Екатеринбурга чтобы пообщаться с музыкантами - чем занимается оркестр, как живут музыканты, никто не обижает ли их, не хулиганим ли мы сами. (смеется)
- А какие первые впечатления были о Самаре? Есть ли для тебя разница между Уфой и Самарой по ощущениям?
- В Самаре впервые побывал в 2013 году. На тот момент мне показался город серым и депрессивным, но, на самом деле, особой разницы не замечаю.
- Пользуясь случаем, хотелось узнать подробнее про службу в военном оркестре. Это такая интересная загадка для меня — как можно быть военнослужащим и музыкантом одновременно. Как происходит день военного музыканта?
-Служба начинается утром. Репетируем с оркестром, также музыканты занимаются в индивидуальном порядке. За день могут выезды, выступления.
- В репертуаре оркестра много произведений?
- Очень много, а нужно пропускать через себя каждую ноту, необходимо хорошо уметь читать с листа…
- О дыхании. Профессиональным музыкантам духовикам и кураистам будет интересно услышать твое мнение о разнице между игрой на курае и любом другом духовом инструменте. Ты, как человек, профессионально играющий, что можешь сказать об этих различиях именно в дыхании?
- Для курая воздуха требуется больше. Из 100 % взятого дыхания на звукоизвлечение курая используется только 30 %. Т.е. приблизительно половина воздуха уходит «мимо». А на баритоне, например, ты дуешь в трубку — сколько взял воздуха — столько и потратил. На курае техника абсолютно другая, нет готовых звуков, нужно чисто интонировать, язык играет роль клапана и регулятора интонации одновременно, атака звука сложнее. На духовых инструментах тоже достаточно сложно играть, там другие трудности, звук тоже регулируется дыханием, но по-другому: клапанов всего три в эуфониуме, а звуков много... Везде есть свои сложности... Но чтобы по настоящему играть на курае, нужно любить народную музыку, знать много мелодий и песен, истории, легенды их возникновения, надо играть с душой, любить свой народ и Родину!
Беседовала Лилия Малик