Термин из Словаря по конфликтологии С.М. Храмова
Продолжение, начало — Школьные службы примирения (часть 1/2)
Ключевые термины: школа, примирение, стратегии, приемы, разрешение конфликтов, медиация, подростки
Медиация — это мост, который помогает
преодолеть разногласия и обрести согласие.
Типовые ошибки, которых следует избегать в школьной медиации
- Неточное понимание посредником сложившейся ситуации, что ведет к ошибкам в оценке интересов и ожиданий сторон.
- Недостаточное внимание к необходимости общения со сторонами конфликта, формальный подход к проведению процедуры медиации.
- Недостаточная подготовленность посредников из числа учеников, что может привести к предвзятому отношению к одной из сторон конфликта и усугублению ситуации.
- Несоблюдение заранее назначенного времени начала проведения медиации, установленных в процессе примирения сроков.
- Недостаточная осведомленность сторон конфликта о процедуре медиации.
- Неустановление или несоблюдение понятных участникам правил проведения медиации.
- Недостаточная фокусировка посредника на достижении компромиссного, взаимовыгодного решения.
- Неверный выбор приемов разрешения конфликтной ситуации (наиболее полный перечень приемов разрешения конфликтных ситуаций содержится в Алгоритме Храмова разрешения конфликтов. — Прим. С.М. Храмова).
- Отсутствие достаточного уровня коммуникации посредника с участниками конфликта и их представителями.
- Несоблюдение конфиденциальности.
- Непонимание посредником причин разрешаемого конфликта.
- Неправильный выбор помещения для проведения медиации.
- Проведение медиации в неудобное для участников конфликта время.
- Выбор медиатора без учета степени доверия к нему всех сторон конфликта.
- Отступление медиатора от принципа максимально позитивного разрешения конфликта.
- Неудачное завершение медиации с поддержкой посредником одной из сторон конфликта.
Для исключения ошибок целесообразно знать положения кодексов этики и руководствоваться ими при проведении школьной медиации.
Пример Кодекса этики для медиаторов (опубликован в 2012 году программой ROMED)
«1) уважает [...] достоинство всех лиц, честно и добросовестно выполняет свои обязанности;
2) работает над обеспечением равного доступа к правам при соблюдении правовых требований и административных процедур;
3) несет ответственность за то, чтобы помочь заинтересованным лицам найти взаимоприемлемые решения, но не несет ответственности за решение всех проблем, поднятых бенефициарами или сотрудниками учреждения;
4) является инициативным, оперативно реагирует и развивает эффективную профилактическую деятельность;
5) сохраняет конфиденциальность информации, полученной в ходе профессиональной деятельности;
6) не использует свою роль и силу для манипулирования или нанесения вреда другим;
7) уважает традиции и культуру общин при условии, что они совместимы с ключевыми принципами прав человека и демократии;
8) относится ко всем членам сообщества с равным уважением и раскрывать ситуации конфликта интересов:
9) проводит четкое различие между профессиональной и частной деятельностью;
10) сотрудничает с другими посредниками и с другими специалистами».
Смолянинова О.Г. Практики поликультурной медиации в Европе (на примере Италии, Португалии, Германии): учеб. пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. С. 121-122.
Некоторые принципы школьной медиации:
— добровольность;
— недопустимость принуждения к примирению.
Этапы школьной медиации:
«1. Вступительное слово медиатора.
2. Презентации сторон.
3. Дискуссия по выработке вопросов для переговоров.
4. Кокус (от англ. caucus, в медиации обозначает индивидуальные встречи медиатора с каждой из сторон отдельно в рамках медиации. — Прим. С.М. Храмова).
5. Дискуссия по выработке предложений.
6. Подготовка и заключение соглашения.
7. Выход из медиации.
8. Профилактика постконфликта».
Юферова М.А. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М.А. Юферова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 34.
Функции школьного медиатора:
«- организатор процесса — медиатор обеспечивает последовательное и конструктивное ведение переговоров;
— активный слушатель — медиатор применяет особый набор „коммуникативных инструментов“:
— техники активного слушания;
— умение задавать открытые вопросы; отделять факты от интерпретаций и оценок;
— владение техниками эхо-повтор;
— парафраз, рефрейминг, резюмирование и т. д.;
— генератор идей — медиатор стимулирует спорщиков к поиску иных решений, чем те, которые до сих пор ими рассматривались;
— расширяет ресурсы сторон, снабжая их полезной информацией; обучает стороны конструктивному ведению переговоров и выработке соглашения, проверяя его на реалистичность;
— хранитель психологического климата следит за балансом сил на переговорах, исключает оскорбления и унижения сторон друг другом».
Юферова М.А. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М.А. Юферова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 38-39.
Пример-1 разрешения школьного конфликта:
Таблица-1. Источник цитирования в таблице: Маловичко И.С. Зона ближайшего развития" школьной службы примирения, или размышления об оценке эффективности деятельности служб // Вестник восстановительной юстиции Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. 2018. № 15. С. 99.
Пример-2 разрешения школьного конфликта:
Таблица-2. Источник цитирования в таблице: Маловичко И.С. Зона ближайшего развития" школьной службы примирения, или размышления об оценке эффективности деятельности служб // Вестник восстановительной юстиции Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. 2018. № 15. С. 99-100.
Выводы
1) Школьные службы примирения (медиации) могут создаваться в качестве альтернативного способа урегулирования конфликтных ситуаций.
2) Медиативный подход является образцом нормального человеческого взаимодействия, направленного на сотрудничество и неагрессивного, взаимоприемлемого разрешения конфликтных ситуаций.
3) Посредниками в школьных службах примирения могут выступать как педагоги, так и сами школьники.
4) Вариант посредничества школьниками более предпочтителен, так как стороны могут довериться им, у них более тесный контакт со сверстниками.
5) Школьная медиация строится на закономерности, согласно которой при желании сторон в любой конфликтной ситуации можно найти точки соприкосновения.
6) Идея школьного посредничества заключается в создании обстановки, в которой оппоненты сами приходят к приемлемому решению. Взятие на себя ответственности за такое решение способствует его дальнейшему выполнению сторонами.
7) Процесс школьной медиации позволяет ведущим в ходе проведения примирительных встреч отрабатывать некоторые интеллектуальные навыки, в том числе участия в переговорах, аргументации, оперирования фактами, толерантности, убеждения, активного слушания, корректирующего воздействия на ситуацию и др.
Задача на закрепление термина
«А. — ученица 11 класса стала пропускать уроки без уважительной причины, бабушка при встрече с классным руководителем сообщила о том, что она знает, так как она только бабушка, а ответственность за ребенка пусть несет мать [...].
Во время проведения процедуры медиации А. пояснила, что болеет, но в больницу идти не хочет, что устала от конфликтов с бабушкой, от того, что её никто не понимает.
Все это время, бабушка находилась рядом и поддерживала беседу обвинениями в адрес внучки, шесть раз назвала внучку бессовестной и сослалась на то, что с матерью девочки проблем никогда не было, упомянула, что А. напоминает своего отца».
Вопрос-1. Определите причину конфликта.
Вопрос-2. Какие ошибки допустила бабушка в общении с А.
Вопрос-3. Возможно ли проведение медиации для урегулирования конфликта между А. и ее бабушкой?
Вопрос-4. Если да, то какие цели необходимо поставить медиатору?
Для составления задачи использована информация о конфликтной ситуации из источника: Садовникова М. Школа и медиация. Давайте конструктивно общаться! Издатель: ЛитРес, 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.su/SydWz. Дата доступа: 01.06.2023.
+ Ваши дополнительные возможности:
1) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.
2) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
#конфликт #конфликтология #решениеконфликтов #стратегии #приемы #школа #медиация #подростки