Найти в Дзене
VIKENT.RU

Школьные службы примирения (часть 2/2)

Оглавление

Термин из Словаря по конфликтологии С.М. Храмова

Продолжение, начало — Школьные службы примирения (часть 1/2)

Ключевые термины: школа, примирение, стратегии, приемы, разрешение конфликтов, медиация, подростки

Медиация — это мост, который помогает

преодолеть разногласия и обрести согласие.

Типовые ошибки, которых следует избегать в школьной медиации

Иллюстраиция-5. https://tocpeople.com/wp-content/uploads/2017/02/mistakes-1080×430.jpg
Иллюстраиция-5. https://tocpeople.com/wp-content/uploads/2017/02/mistakes-1080×430.jpg
  1. Неточное понимание посредником сложившейся ситуации, что ведет к ошибкам в оценке интересов и ожиданий сторон.
  2. Недостаточное внимание к необходимости общения со сторонами конфликта, формальный подход к проведению процедуры медиации.
  3. Недостаточная подготовленность посредников из числа учеников, что может привести к предвзятому отношению к одной из сторон конфликта и усугублению ситуации.
  4. Несоблюдение заранее назначенного времени начала проведения медиации, установленных в процессе примирения сроков.
  5. Недостаточная осведомленность сторон конфликта о процедуре медиации.
  6. Неустановление или несоблюдение понятных участникам правил проведения медиации.
  7. Недостаточная фокусировка посредника на достижении компромиссного, взаимовыгодного решения.
  8. Неверный выбор приемов разрешения конфликтной ситуации (наиболее полный перечень приемов разрешения конфликтных ситуаций содержится в Алгоритме Храмова разрешения конфликтов. — Прим. С.М. Храмова).
  9. Отсутствие достаточного уровня коммуникации посредника с участниками конфликта и их представителями.
  10. Несоблюдение конфиденциальности.
  11. Непонимание посредником причин разрешаемого конфликта.
  12. Неправильный выбор помещения для проведения медиации.
  13. Проведение медиации в неудобное для участников конфликта время.
  14. Выбор медиатора без учета степени доверия к нему всех сторон конфликта.
  15. Отступление медиатора от принципа максимально позитивного разрешения конфликта.
  16. Неудачное завершение медиации с поддержкой посредником одной из сторон конфликта.

Для исключения ошибок целесообразно знать положения кодексов этики и руководствоваться ими при проведении школьной медиации.

Пример Кодекса этики для медиаторов (опубликован в 2012 году программой ROMED)

Иллюстрация-6. https://minjust.gov.by/upload/iblock/8d3/mediatsiya-1111.jpg
Иллюстрация-6. https://minjust.gov.by/upload/iblock/8d3/mediatsiya-1111.jpg

«1) уважает [...] достоинство всех лиц, честно и добросовестно выполняет свои обязанности;

2) работает над обеспечением равного доступа к правам при соблюдении правовых требований и административных процедур;

3) несет ответственность за то, чтобы помочь заинтересованным лицам найти взаимоприемлемые решения, но не несет ответственности за решение всех проблем, поднятых бенефициарами или сотрудниками учреждения;

4) является инициативным, оперативно реагирует и развивает эффективную профилактическую деятельность;

5) сохраняет конфиденциальность информации, полученной в ходе профессиональной деятельности;

6) не использует свою роль и силу для манипулирования или нанесения вреда другим;

7) уважает традиции и культуру общин при условии, что они совместимы с ключевыми принципами прав человека и демократии;

8) относится ко всем членам сообщества с равным уважением и раскрывать ситуации конфликта интересов:

9) проводит четкое различие между профессиональной и частной деятельностью;

10) сотрудничает с другими посредниками и с другими специалистами».

Смолянинова О.Г. Практики поликультурной медиации в Европе (на примере Италии, Португалии, Германии): учеб. пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. С. 121-122.

Некоторые принципы школьной медиации:

— добровольность;

— недопустимость принуждения к примирению.

Этапы школьной медиации:

«1. Вступительное слово медиатора.

2. Презентации сторон.

3. Дискуссия по выработке вопросов для переговоров.

4. Кокус (от англ. caucus, в медиации обозначает индивидуальные встречи медиатора с каждой из сторон отдельно в рамках медиации. — Прим. С.М. Храмова).

5. Дискуссия по выработке предложений.

6. Подготовка и заключение соглашения.

7. Выход из медиации.

8. Профилактика постконфликта».

Юферова М.А. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М.А. Юферова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 34.

Иллюстрация-6. https://mir.pravo.by/upload/medialibrary/2f9/2f90c9eeb8eca58ed5f250c2a8fcaaee.png
Иллюстрация-6. https://mir.pravo.by/upload/medialibrary/2f9/2f90c9eeb8eca58ed5f250c2a8fcaaee.png

Функции школьного медиатора:

«- организатор процесса — медиатор обеспечивает последовательное и конструктивное ведение переговоров;

— активный слушатель — медиатор применяет особый набор „коммуникативных инструментов“:

— техники активного слушания;

— умение задавать открытые вопросы; отделять факты от интерпретаций и оценок;

— владение техниками эхо-повтор;

— парафраз, рефрейминг, резюмирование и т. д.;

— генератор идей — медиатор стимулирует спорщиков к поиску иных решений, чем те, которые до сих пор ими рассматривались;

— расширяет ресурсы сторон, снабжая их полезной информацией; обучает стороны конструктивному ведению переговоров и выработке соглашения, проверяя его на реалистичность;

— хранитель психологического климата следит за балансом сил на переговорах, исключает оскорбления и унижения сторон друг другом».

Юферова М.А. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М.А. Юферова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 38-39.

Пример-1 разрешения школьного конфликта:

-4

Таблица-1. Источник цитирования в таблице: Маловичко И.С. Зона ближайшего развития" школьной службы примирения, или размышления об оценке эффективности деятельности служб // Вестник восстановительной юстиции Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. 2018. № 15. С. 99.

Пример-2 разрешения школьного конфликта:

-5

Таблица-2. Источник цитирования в таблице: Маловичко И.С. Зона ближайшего развития" школьной службы примирения, или размышления об оценке эффективности деятельности служб // Вестник восстановительной юстиции Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. 2018. № 15. С. 99-100.

Выводы

1) Школьные службы примирения (медиации) могут создаваться в качестве альтернативного способа урегулирования конфликтных ситуаций.

2) Медиативный подход является образцом нормального человеческого взаимодействия, направленного на сотрудничество и неагрессивного, взаимоприемлемого разрешения конфликтных ситуаций.

3) Посредниками в школьных службах примирения могут выступать как педагоги, так и сами школьники.

4) Вариант посредничества школьниками более предпочтителен, так как стороны могут довериться им, у них более тесный контакт со сверстниками.

5) Школьная медиация строится на закономерности, согласно которой при желании сторон в любой конфликтной ситуации можно найти точки соприкосновения.

6) Идея школьного посредничества заключается в создании обстановки, в которой оппоненты сами приходят к приемлемому решению. Взятие на себя ответственности за такое решение способствует его дальнейшему выполнению сторонами.

7) Процесс школьной медиации позволяет ведущим в ходе проведения примирительных встреч отрабатывать некоторые интеллектуальные навыки, в том числе участия в переговорах, аргументации, оперирования фактами, толерантности, убеждения, активного слушания, корректирующего воздействия на ситуацию и др.

Задача на закрепление термина

«А. — ученица 11 класса стала пропускать уроки без уважительной причины, бабушка при встрече с классным руководителем сообщила о том, что она знает, так как она только бабушка, а ответственность за ребенка пусть несет мать [...].

Во время проведения процедуры медиации А. пояснила, что болеет, но в больницу идти не хочет, что устала от конфликтов с бабушкой, от того, что её никто не понимает.

Все это время, бабушка находилась рядом и поддерживала беседу обвинениями в адрес внучки, шесть раз назвала внучку бессовестной и сослалась на то, что с матерью девочки проблем никогда не было, упомянула, что А. напоминает своего отца».

Вопрос-1. Определите причину конфликта.

Вопрос-2. Какие ошибки допустила бабушка в общении с А.

Вопрос-3. Возможно ли проведение медиации для урегулирования конфликта между А. и ее бабушкой?

Вопрос-4. Если да, то какие цели необходимо поставить медиатору?

Для составления задачи использована информация о конфликтной ситуации из источника: Садовникова М. Школа и медиация. Давайте конструктивно общаться! Издатель: ЛитРес, 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.su/SydWz. Дата доступа: 01.06.2023.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU96 ТЕРМИНОВ.

-6

2) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

#конфликт #конфликтология #решениеконфликтов #стратегии #приемы #школа #медиация #подростки